Тема страницы

Открытая сертификация в лизинге: выгоды для клиента

Лизинг по своей сути творческая область финансовой деятельности: каждая сделка уникальна. В силу присущей лизингу обязательной многосторонности на лизинговой компании фокусируются интересы всех участников инвестиционного процесса, что обуславливает повышенные требования к компетентности её сотрудников.

Специалист по лизингу должен обладать осторожностью банкира, предприимчивостью торговца, въедливостью оценщика, гибкостью посредника, занудливостью бухгалтера, основательностью инженера, бездушностью сотрудника ломбарда, фантазией инноватора… Соответственно, без разносторонних знаний в лизинге не выживешь — это не банковская сфера, где большое количество узких специализаций и у каждой категории персонала есть свои инструкции, составленные регулирующими органами.

Неслучайно в жестких рыночных условиях лизинговые компании отказываются от стандартных продуктов из-за их несоответствия требованиям и условиям клиентов. Закономерно, что большинство операторов лизингового рынка сейчас вынуждены искать «индивидуальный подход» и разрабатывать специальные программы практически под каждого клиента. На самом деле лизинг возвращается к своей сути, в рыночную реальность, после нескольких лет стремительного развития отечественного рынка лизинга, динамика которого опередила способность персонала лизинговых компаний управлять рисками своей деятельности.

Практика лизинговой деятельности — это на 80 % использование уже имеющихся знаний; но этого мало, надо осваивать знания новые, передовые. Как уже отмечалось, специалисту по лизингу необходимо быть компетентным во многих областях: хорошо разбираться в рынках товаров и услуг, в законах движения финансовых потоков, требуются знания в области маркетинга, рекламы, статистики, построения экономических моделей, экономики клиентов и, конечно, доскональное знание предмета лизинга, различных лизинговых операций и продуктов.

Без компетентного персонала лизинговая компания не будет конкурентоспособной на рынке, не сможет адекватно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и, соответственно, эффективно удовлетворять потребности в инвестициях своих клиентов — сегодняшних и потенциальных лизингополучателей, тем более когда это касается такой сложной и специфичной отрасли, как лесная.

Понимая это, часть лизингового сообщества ещё до кризиса 2008 года озаботилась разработкой механизма выявления уровня и обновления состава знаний своих сотрудников, который был бы «прозрачным», доступным для всех участников рынка.

Один из путей решения проблемы повышения квалификации — выделение и формализация объема знаний, необходимого для успешной работы в лизинге. Идея проста: если определить адекватный перечень требований к знаниям специалиста (стандарт квалификации), то на основе тестирования персонала можно легко достичь следующих целей:

  • систематизации и понятности требований лизинговой компании к знаниям своего персонала;
  • получения дополнительного и значимого критерия для оценки персонала;
  • получения дополнительного инструмента для мотивации персонала к повышению квалификации;
  • сокращения времени при обучении и повышении квалификации специалистов;
  • неуклонного повышения степени «вменяемости» персонала в общении с клиентами.

Профессиональное тестирование — простой и эффективный метод оценки квалификации персонала, удобный способ управления знаниями сотен и даже тысяч сотрудников. Понимая это, все больше участников лизингового сообщества участвуют в бесплатном добровольном квалификационном тестировании под эгидой одной из действующих в России лизинговых ассоциаций.

В мае 2009 года для лизинговых компаний была проведена отдельная сессия, в которой приняли участие 173 человека из 21 лизинговой компании России. Результат: менее 30 % участников смогли правильно ответить на 70% вопросов базового квалификационного теста по специальности

(110 вопросов по 22 темам).

В октябре 2009 года проводилась вторая квалификационная сессия, на участие в которой записались 410 человек из 39 организаций, в том числе из двух вузов. О её результатах — в следующем номере журнала.

Без сомнения, грамотные действующие и потенциальные лизингополучатели понимают, что постоянное участие лизинговой компании в публичном и открытом интернет-тестировании знаний персонала, свидетельствует о её действительном, а не декларируемом желании быть конкурентоспособной на рынке и эффективной для клиентов.

Геннадий КОВАЛЕНКО, к. э. н.,
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет