Живой дизайн веронской выставки
События и экспозиции XXIV Международной выставки-ярмарки Abitare il Tempo на протяжении пяти дней (с 17 по 21 сентября 2009 года) стали предметом обсуждения, споров и восторгов для жителей прославленной Шекспиром Вероны и для многочисленных гостей этого прекрасного апеннинского города, специально приехавших сюда, чтобы посетить одно из важнейших мировых мероприятий в сфере мебели и мебельного дизайна.
Мероприятия, подобные Abitare il Tempo, всегда вызывают повышенный интерес не только в среде тех, кто профессионально занимается производством мебели и её дизайном, но и у всех, кому не чуждо Прекрасное. Тем более что в этом году в Вероне было на что посмотреть и что оценить: на 145 тыс. м2 общей площади ярмарки свои экспозиции представляли 650 экспонентов Abitare il Tempo и 170 экспонентов ArtVerona; 40 тыс. м2 было посвящено культурным и экспериментальным выставкам. Корпусная и мягкая мебель, кухни, обстановка ванных комнат, комплектующие и аксессуары, предметы сервировки, светильники и арматура освещения, покрытия, домашний текстиль — на выставке можно было увидеть все, что необходимо для создания интерьера на любой вкус и в любом стиле — от классического до самого современного. Разнобразные мебельные экспозиции были открыты для посетителей как в выставочных павильонах, так и на открытых площадках. К примеру, экспозиция компании Outdoor, размещенная на площадке 15 тыс. м2, была призвана продемонстрировать чудеса экстерьерной обстановки. Поразили её размеры: все объекты сделаны в натуральную величину. Именно такие творческие находки участников выставки способствовали ажиотажу вокруг её экспозиций.
Для технолога на подобных мероприятиях интересны не только стили и дизайн мебели, но и используемое сырье и материалы, применяемые технологии. Ведь у каждой компании есть свои секреты изготовления продукции. К примеру, одни «маскируют» древесину под мрамор или сталь, да так, что сразу и не догадаешься, что именно она используется при изготовлении сейфов или столов. Другим при создании напольных покрытий удалось найти удивительно гармоничное сочетаниe древесины с камнем и глиной. Напольные покрытия впечатляли многообразием форм, размеров, цветовой гаммы и стилей (мозаика, рустик, европейский стиль).
Интересно, что сырьем для производства этих товаров является древесина, прошедшая обязательную сертификацию, а средства отделки на водной основе обеспечивают покрытиям высокую водо- и износостойкость.
Например, итальянская компания Alberani Parketti презентовала свои последние достижения в области разработки и производства высококачественного деревянного паркета, при изготовлении которого используются древесина оливы и материалы, придающие изделию особые декоративные свойства, что позволяет расширить сферу его применения.
Следует отметить, что выставленные на Abitare предметы априори не ориентированы на массового производителя. Каждый стол или стул здесь по-своему уникален, для их изготовления используется ручной труд. Безусловно, себестоимость и цена такой мебели высоки, но, как считают производители, затраты окупаются её качеством и долговечностью.
Сохранение старых традиций и стилей в сочетании с вниманием к современной моде и тенденциям будущего дает итальянским мастерам возможность выпускать изысканную и функциональную мебель. При этом фазы производственного процесса мало отличаются от традиционных: сушка древесины, распиловка, фрезерование, точение, нарезание отверстий под крепежные элементы или нарезание шипов (проушин), предварительная сборка и отделка. Но нельзя забывать, что результаты выполняемых операций в немалой степени зависят от квалификации рабочего и его умения обрабатывать древесину.
Итальянские компании занимаются не только производством мебельных гарнитуров или отдельных предметов мебели, но и разрабатывают и реализуют проекты под заказ — для вилл, гостиниц, выставочных залов или офисов.
Среди современных тенденций в индустрии домашнего интерьера — ориентация на создание мебели из ценных пород древесины (к примеру, из ореха, вишни, ясеня, дуба, бука, венге) с отделкой материалов специальными лаками или восками. По мнению производителей, именно такая мебель в наибольшей степени способна создать уют и украсить любое помещение.
Кстати, если акцентировать внимание на используемом при производстве мебели сырье, следует отметить, что свойства «итальянских» пород древесины несколько отличаются от характеристик российского древесного сырья, и это естественно: ведь особое влияние на рост дерева и свойства его древесины оказывают климат и тип почвы в месте его произрастания.
Вот ещё одно наблюдение, сделанное на веронской выставке: изменился подход к использованию фурнитуры — теперь появляется все больше мебели, в которой отсутствуют ручки. Но от этого открыть дверцу шкафа или ящик комода не стало сложнее — нужно только посильнее на них нажать, и вы без труда достанете нужную вам вещь.
На выставке были представлены стенды компаний, занимающихся производством профилей из древесно-полимерных материалов (ДПМ). Напомним, что при их изготовлении применяется технология экструзии (выдавливания), что позволяет получить изделия с требуемыми свойствами, заданных цветов и размеров. ДПМ используются в строительстве, автомобилестроении. Из них получается прекрасная мебель, практичные садовые конструкции, разные виды декинга. А постоянное развитие и усовершенствование технологии производства ДПМ позволяет расширять область их применения.
Интересен опыт использования термодревесины для украшения крышек деревянных столов.
Большое внимание участников выставки привлек стенд итальянской Haute Material, где демонстрировался стол-трансформер, созданный опытными дизайнерами и конструкторами этой компании. С виду это монолит, но если нажать на кнопку на кромке крышки, с боков стола появляются стулья, а в центре столешницы открываются розетки для электроприборов. Как у всего гениального, у конструкции чудо-стола простое решение: на спинке каждого стула имеются отверстия под стальные стержни, которые его и выдвигают после приведения в действие специального механизма. Правда, задвигать стулья обратно придется вручную.
В одном из павильонов выставки были представлены проекты, отражающие результаты колоссального творческого труда в областях разработок энергосберегающих технологий, систем «умный дом», технологий охраны окружающей среды и улучшения экологической ситуации. Здесь же экспонировались стильные и практичные вещи, созданные дизайнерами специально для инвалидов. Организаторы считают, что такие проекты «позволят углубить темы прошлого и настоящего, подискутировать об актуальных вопросах перспектив декораторского искусства, дизайна и архитектуры».
Следует особо отметить, что каждому из представленных проектов была оказана спонсорская поддержка ведущих мировых компаний. Большой интерес у посетителей вызвала экспозиция EcoooArca архитектора Симоне Микели, девизом которой стали стремление к экономии энергии и обеспечение долговечности возводимых сооружений.
По мнению архитектора, только человек, который при работе над архитектурным проектом отчетливо понимает свою ответственность за экономику, экологию и дизайн, способен к комплексному и разумному продолжению преобразования ресурсов Земли. Работая над проектом EcoooArca, Симоне Микеле стремился к созданию баланса между «единством, чудом, красотой и совершенством». В доме эллипсовидной формы был минимум предметов мебели и декора, но это не бросалось в глаза, потому как они казались необыкновенными из-за цвета, формы и содержания. Примечательно, что роль перегородки между кухней и спальней играли особым образом устроенные чудо-зеркала, глядя в которые посетитель мог не только увидеть свое отражение, но и полюбоваться распускающимися на видео живыми цветами или рыбками, плавающими в аквариуме. Стены дома были тоже «живыми»: на округлом экране все время появлялись и исчезали необычные объекты, поражающие своей неоднозначностью.
Один из самых уважаемых в мире дизайнеров — маэстро Карло Коломбо — представил проект «Архитектура на открытом воздухе». Посетители любовались композицией «День и Ночь»; желающих войти внутрь оригинальной конструкции было немало, тем более что сделать это можно было с любой стороны. Изюминкой проекта стали огромный зеленый газон, который был уставлен великолепной мебелью белого цвета, и бассейн с лазурной водой.
На выставке можно было не только увидеть много интересного и красивого, но и услышать много полезного. Ведь на площадке Agora на протяжении всех дней выставки проходили дебаты и конференции, посвященные специфическим атрибутам мебели и актуальным проблемам её продажи.
В ходе дискуссий неоднократно обсуждалась тема изготовления элементов декора и интерьера из нетоксичных и легких материалов (например, изделий с сотовым заполнением или изготовленных из картона и т. п.). Да-да, картон тоже нашел свое место среди материалов для производства мебели. Из картонных коробков монтируют комоды, столы, барные стойки, скамейки, стулья, шкафы для хранения одежды или книг, осветительные приборы.
Как и обещали организаторы, веронская выставка действительно стала «ареной для полезных встреч, важных знакомств и диалога». Участники могли не только оценить запоминающиеся экспозиции мебели, но и продуктивно пообщаться на семинарах и конференциях, провести деловые переговоры в непринужденной обстановке. А 30 молодых дизайнеров из Италии, Бельгии и Германии в рамках организованного международного конкурса дизайнеров интерьера YDMI for Europe продемонстрировали свои таланты, впечатляющие творческие и профессиональные достижения, воплощенные в самых удивительных предметах мебели. Кто знает, может быть, именно такие вещи будут окружать нас с вами в будущем? Следует подчеркнуть, что все представленные разработки рассматривались с точки зрения экономики и инноваций. В проекте также принимала участие группа ведущих экспертов в области дизайна, которые читали лекции, из которых начинающие дарования могли узнать, как правильно выбирать средства и предметы для своих творений.
Прошедшая в Вероне выставка стала новым этапом в развитии мирового дизайна мебели и технологий мебельного производства, открыла новые тенденции и новые имена, дала импульс производителям и дизайнерам для новых поисков и достижений.
Екатерина МАТЮШЕНКОВА