Стальные магистрали проигрывают авто в конкуренции за право перевозки лесных грузов
Перевозки продукции в любой отрасли можно назвать зеркалом состояния этой отрасли. Изменения объемов производства непосредственно отражаются на объемах доставки. Судя по динамике железнодорожных перевозок лесных грузов, можно отметить: хотя рецессия не закончилась, ситуация стала постепенно выравниваться.
С начала 2009 года наблюдается существенное снижение объемов железнодорожных перевозок круглого леса и щепы. По данным компании «Евросиб СПб – транспортные системы», в январе – августе 2009 года они достигли 19,6 млн т, падение относительно аналогичного периода предыдущего года (с 31,1 млн т) составило 37 %. При этом наибольшее за год снижение было отмечено в январе – на 56 % относительно января 2008 года, в том числе по экспорту на 72%. В течение года ситуация постепенно выравнивалась, и в августе снижение объемов перевозок круглого леса и щепы составило «всего» 22−24 %.
Перевозки круглого леса
Железнодорожные перевозки круглого леса за восемь месяцев 2009 года составили 18,4 млн т, уменьшившись по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 38 %. При этом экспорт упал на 41 % – с 14,5 до 8,6 млн т, а внутренние перевозки на 33 % – с 14,4 до 9,6 млн т. Объемы импортных и транзитных перевозок круглого леса в целом настолько малы, что ими можно пренебречь.
В экспортных перевозках сильнее всего уменьшился объем железнодорожных перевозок круглого леса в Финляндию – на 75 % (с 3 до 0,7 млн т). Вывоз круглого леса в Китай упал «всего» на 28 % (до 6,9 млн т). В результате этих изменений поменялась и общая структура железнодорожного экспорта круглого леса: с 66 до 80 % увеличилась доля перевозок леса в Китай; финский экспорт, напротив, упал с 21 до 9 %. Вывоз леса через порты (практически весь через порты Дальнего Востока в страны Юго-Восточной Азии) остался на прежнем уровне – 9 %.
Основной причиной столь резкого падения объемов перевозок является мировой экономический кризис, который совпал с кризисом лесной отрасли (начало которого эксперты относят еще на лето 2007 года – именно тогда стал падать спрос на пиломатериалы; затем, в 2008 году, снизилось потребление продукции ЦБП). В апреле 2008 года прошел второй этап повышения вывозных таможенных пошлин на отдельные виды необработанных лесоматериалов – с 10 до 15 евро за кубометр. В результате перевозки круглого леса в 2008 году сократились относительно 2007 го на 9,8% на СевероЗападе и на 31,9 % в Восточной Сибири. Падение объемов перевозок достигло дна, как уже отмечалось, в январе 2009 года.
Весьма вероятно, что ситуация была бы еще хуже, если бы был реализован третий этап повышения вывозных таможенных пошлин на необработанную древесину – до 50 евро за кубометр. Ожидание этого события в значительной мере изменило стратегию зарубежных (в первую очередь финских) потребителей российского леса, которые начали перестраивать свою закупочную стратегию. К счастью для российских лесопромышленников повышение пошлин временно отложено. Будет ли оно в конечном счете реализовано – сложно предсказать. Существующих российских деревообрабатывающих мощностей недостаточно для переработки тех объемов древесины, которые в настоящее время идут на экспорт. Запуск новых крупных проектов в условиях кризиса сомнителен.
Перевозки щепы
Ситуация с перевозками щепы представляется более оптимистичной. Объем железнодорожных перевозок этого груза в январе – августе 2009 года составил 1,3 млн т, уменьшившись относительно аналогичного периода 2008 года на 23 % (в 2008 году относительно 2007 го снижение объемов железнодорожных перевозок щепы на СевероЗападе РФ составило 10,2 %). В том числе внутренние перевозки сократились на 38 % – с 1,2 до 0,7 млн т. Экспорт щепы практически не изменился, составив чуть более 0,5 млн т. При этом структура экспорта осталась прежней. Большая часть российской щепы идет в Финляндию – 79 % от всего объема экспорта (в 2008 году – 78 %), 5 % – в страны Балтии. А 14 % щепы отправляется на экспорт через порты Санкт-Петербург и Усть-Луга, в основном в страны Европы.
Рост железнодорожных тарифов
Рассматривая железнодорожные перевозки лесных грузов в 2009 году, нельзя не упомянуть такое важное событие, как повышение железнодорожных тарифов. За год тариф был повышен в среднем на 8 %: с 1 января – на 5 %, с 1 июля – еще на 5,7 %. При этом до кризиса планировалось повышение на 14 %. Абсолютный размер тарифа на все виды контейнерных перевозок был оставлен на уровне 2008 года (впрочем, контейнерные перевозки лесопромышленников интересуют в гораздо меньшей степени, поскольку круглый лес – неконтейнерный груз, а доставка пиломатериалов и щепы в контейнерах в России в настоящее время распространена мало).
В то же время на рынке наблюдается тенденция снижения ставок на автомобильные грузовые перевозки – автоперевозчики более гибки в вопросах ценообразования, а заметно уменьшившийся грузопоток сказывается на рентабельности. В результате железнодорожные перевозки еще больше проигрывают: транспортировка грузов автомобилями в принципе более оперативна, а противоположные тенденции изменения стоимости доставки не добавляют привлекательности перевозкам по стальным магистралям. Хотя, судя по статистике, радикального влияния на общее состояние дел повышение тарифов не оказало.
Андрей БАРАНОВ,
руководитель отдела оперативного маркетинга ЗАО «Евросиб СПб – транспортные системы»