Как избежать конфликтных ситуаций и споров с лизинговой компанией
Происходящие в настоящее время в российской экономике сложные процессы ставят перед менеджерами компаний огромное количество задач, решение которых зачастую требует здравой оценки ситуации и гибкости. В текущем году основными направлениями работы многих компаний стали: урегулирование просроченной задолженности, совершенствование системы риск менеджмента, изменение внутренних бизнес-процессов и т.п.
Ни для кого не секрет, насколько важны для компаний быстрота принятия решений, мобильность, скорость реагирования на изменения ситуации на рынке. Однако зависшие и неурегулированные споры служат причиной не только частичной утраты этой мобильности и скорости принятия решений, заставляя вновь и вновь возвращаться к конфликтным и проблемным ситуациям, но и причиной снижения доходности деятельности компании, роста потребности в заемном капитале, а в особо тяжелых случаях — и банкротства.
Сложности в бизнесе на фоне нехватки оборотных средств, роста неплатежей зачастую приводят к обострению взаимоотношений между компаниями — участниками лизинговой сделки. Нередки ситуации, когда бывшие партнеры встают на тропу бесконечных судебных разбирательств, теряя деньги, время, а возможно, и репутацию. Если же разобраться, то этого можно было бы избежать — сесть за стол переговоров и попытаться договориться. Конечно, не всегда переговоры возможны и целесообразны, и, как показывает практика, примерно лишь 20% спорных ситуаций можно было разрешить во внесудебном порядке. Но ведь за любым бизнесом стоят люди. И основная причина большинства неудачных попыток договориться — в человеческой психологии, а это — дело непростое.
Разрешить конфликт сложно. Особенно в том случае, когда каждая из сторон добивается своих целей во что бы то ни стало, идет до победного конца любыми путями. В результате переговорный процесс заходит в тупик и стороны не могут прийти к согласию либо разумному компромиссу, который удовлетворял бы всех участников переговоров, каждая сторона продолжает настаивать на своем варианте решения проблемы, и дело плавно перетекает в рассмотрение в суде. А ведь любой судебный процесс — при желании одной из сторон — можно достаточно долго затягивать.
Следует обратить внимание на то, что при разрешении конфликтов в деловой сфере необходимо разделять личностные оценки оппонентов и интересы дела. Это не всегда наблюдается в действительности. В нашей практике мы встречали такие случаи, когда долгие судебные разбирательства между сторонами сделки явились следствием личной неприязни между отдельными менеджерами, «обиженности» на действия либо бездействия другой стороны.
Еще одной причиной возникновения неразрешимых конфликтных ситуаций и споров между лизинговыми компаниями и лизингополучателями может служить «неповоротливость» системной машины лизинговой компании. Конечно, грамотная система управления дебиторской задолженностью сегодня приобретает особое значение, и многие лизинговые компании уделяют этому немало внимания. Однако, занимаясь ее построением, важно не «перегнуть палку». Система должна быть грамотно выстроенным, эффективно действующим бизнес-процессом, чтобы с ее помощью при необходимости можно было находить гибкие решения возникающих проблем. Как правило, в крупных лизинговых компаниях вопросами взыскания просроченной задолженности и разрешения проблемных ситуаций занимаются несколько сотрудников различных подразделений, начиная от специалиста, сопровождающего сделку, бухгалтера, предоставляющего информацию о просроченной задолженности, и заканчивая специалистом по взысканию просроченной задолженности, штатным юристом. И если злостным неплательщикам, имеющим существенную задолженность, уделяется особое внимание, и в этом случае вопросы урегулирования взаиморасчетов решаются в индивидуальном порядке, то с остальными ситуация совсем иная. Злостные неплательщики и добросовестные, но испытывающие временные трудности, контрагенты со сравнительно небольшой для портфеля лизинговой компании задолженностью попадают под одну гребенку системы. Нередко должник обращается в лизинговую компанию с предложением различных вариантов погашения задолженности, подтверждая свои намерения контрактами и дополнительным обеспечением, а в результате сталкивается с системой, в которой его ждут несколько труднопреодолимых проблем.
Проблема первая: должник не понимает, к кому обращаться со своей проблемой.
Например, договор заключен по месту нахождения регионального представительства лизинговой компании. С момента заключения договора состав менеджеров в ней сменился. На свое обращение с предложением различных вариантов урегулирования взаиморасчетов лизингополучатель получает ответ, что решением таких вопросов региональное представительство не занимается — это дело головного подразделения. В головном же подразделении посредством переписки и телефонных переговоров практически невозможно решить данный вопрос вследствие непонимания разделения зоны ответственности между подразделениями лизинговой компании. И начинаются бесконечные и бессмысленные телефонные переговоры и метания в поисках ответственных лиц, способных рассмотреть вопрос и принять решение.
Проблема вторая: должник не получает ответа на сделанные им предложения.
Например, у одного из наших клиентов ушло около трех месяцев на получение более ли менее внятного ответа от лизинговой компании на его предложения. Стоит отметить, что причина этой ситуации была не столько в нежелании лизинговой компании ее разрешить, сколько в технических проблемах, с которыми она столкнулась вследствие роста просроченной задолженности и неготовности ее структур и процедур к решению такого объема задач.
Проблема третья: должник теряет время, а бывает, и заказы, ввиду длительности рассмотрения лизинговой компанией сделанных им предложений и т.д.
Например, лизингополучатель не внес в срок текущие платежи по договору. Причина просрочки, обычная сегодня в большинстве компаний, — отсутствие необходимого объема работ, временная стагнация бизнеса. Лизингополучателю грозит изъятие предмета лизинга. Причем он готов добровольно передать его собственнику — лизинговой компании. С появлением перспектив лизингополучатель обращается с предложениями об урегулировании взаиморасчетов, предлагая свой график погашения задолженности. Однако переговорный процесс занимает настолько много времени, что лизингополучатель в ожидании ответа не заключает контракты на выполнение работ, при которых данное имущество могло быть использовано как средство труда, так как сохранение права владения им на необходимый срок не гарантировано лизинговой компанией. И в результате получается замкнутый круг: нет возможности погасить задолженность, поскольку нет выручки; нет выручки, так как работу по контрактам, возможно, уже завтра выполнять будет нечем.
Стоит также отметить тот факт, что на волне роста деловой активности, когда денежной массы было в избытке, взять кредит или заключить договор лизинга не представляло особого труда, многие заемщики даже не вдавались в тонкости условий кредитных договоров, не говоря уже о лизинге. А в результате у них: кабальные условия договоров, ощущение безысходности, желание выйти из ситуации с наименьшими потерями, проблема с пониманием со стороны лизингодателя и трудности с выработкой возможных вариантов разрешения этой проблемы. Нередки случаи, когда штрафные санкции по договорам настолько высоки, что с каждым днем загоняют компанию в еще более страшные долги, выплата которых не только невозможна, но и нецелесообразна. А нежелание кредитора пересматривать условия приводит к потерям с обеих сторон. Как свидетельствует практика рассмотрения судами споров, в которых предметом претензий являются в том числе штрафные санкции, их размер по судебному решению снижается в десятки раз.
Компаниям, использующим в своей деятельности лизинговое имущество, можно порекомендовать следующее:
1. При заключении лизинговой сделки оценить уровень сервиса, порядок принятия решений и квалификацию специалистов в компании. Конечно, в идеальном варианте, контакты с лизинговой компанией должны быть минимизированы. Но на тот случай, если возникнет необходимость урегулирования отдельных вопросов по лизинговой сделке, в том числе вопросов, связанных с временными трудностями или потребностями в бизнесе, появится представление о наилучшем пути решения.
2. При подписании документов, сопровождающих лизинговую сделку, придирчиво изучить условия договоров. Особое внимание необходимо уделить срокам и порядку платежей, составу платежей, условиям возмещения дополнительных расходов лизинговой компании, возможности досрочного выкупа, причинам и порядку расторжения договор и изъятия имущества.
3. При просрочке уплаты лизинговых платежей не следует затягивать ситуацию, нужно постараться держать ее под контролем. Иными словами, учитывая состояние бизнеса и возможности осуществления платежей, не стоит ждать, что ситуация разрешится сама собой. Зачастую какие-то действия со стороны компании как добросовестного лизингополучателя лучше, чем бездействие. Ведь существует масса инструментов решения проблем с выплатами (например, реструктуризация графика лизинговых платежей).
4. Если при общении с лизинговыми компаниями возникли ситуации, описанные выше, нужно быть настойчивее, писать официальные запросы и обязательно сохранять переписку — если дело дойдет до судебного процесса, она сослужит вам хорошую службу. Кроме того, не избегайте встреч и общения лицом к лицу с представителями лизингодателя.
5. Если же урегулировать возникшую ситуацию не получается, помочь в решении таких задач может участие нейтрального помощника, направляющего процесс переговоров или выполняющего функции посредника (медиатора) в урегулировании материально-правовых вопросов. В роли посредника должен выступить человек, пользующийся уважением, авторитетом у обеих сторон, — в таком случае к его мнению и суждениям прислушаются оппоненты. При других подходах привлекаются эксперты или арбитры третьей стороны. Глубина участия эксперта (арбитра) в урегулировании споров может быть различной — от советов и консультаций до полного сопровождения процесса. Такое посредничество является в урегулировании споров промежуточным вариантом участия — между простым консультированием и третейским судейством.
Зачастую ситуация заходит настолько далеко, что разрешить ее чрезвычайно сложно: длительное время ведется судебное разбирательство, стороны погрязли во взаимных претензиях и обидах, деловые отношения испорчены. Помните, что чем раньше стороны сядут за стол переговоров, тем выше вероятность урегулирования споров и минимизации потерь!
Не стоит забывать и о том, что в ходе конфликта складываются разрушительные для деловых интересов отношения, — ведь разрушать намного легче, чем строить. А ведь успех в бизнесе строится не на разрушении, а на созидании.
Здравый смысл, понимание не только проблем, но и возможностей стороны спора могут служить прекрасной основой для выхода из проблемной ситуации с наименьшими потерями для каждой из сторон и способствовать сохранению нормальных партнерских отношений.
Оксана СОЛНЫШКИНА, генеральный директор консалтингового агентства «Территория лизинга»