Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

Тема номера: Лесные дороги

Сук, на котором сидим, − в плане ближайших рубок

Валерий Писарев

В шести районах Вологодской области заготовку древесины ведет крупный холдинг «Череповецлес». В его состав входят пять лесозаготовительных предприятий и два лесозавода. Ежегодно компания производит 1,2 млн м круглого леса и свыше 70 тыс. м пиломатериалов высокого качества.

О том, как решаются вопросы строительства лесных дорог на этом крупном предприятии, наш корреспондент побеседовал с генеральным директором «Череповецлес» Валерием Писаревым.

− Валерий Николаевич, очевидно, что для холдинга вашего профиля строительство лесных дорог − одна из первостепенных задач…

− Безусловно. Поддерживать высокие объемы заготовки леса без строительства новых дорог невозможно. Мы решаем эту задачу силами своего собственного дорожно-строительного управления, которое входит в состав холдинга. Где-то года четыре назад мы поняли, что без дорог нам лес не взять, и решили включить в состав холдинга отдельную структуру, которая будет строить необходимые нам лесные дороги. ООО «Северлесстрой» существовало давно и всегда было самостоятельным предприятием, но когда начал создаваться холдинг, «Северлесстрой» вошел в его состав. Помимо своей главной задачи − строительства дорог на наших арендных территориях − это дорожно-строительное управление выполняет некоторый объем работ для области, например строит деревянные мосты через речки.

− Значит, вы не только «закрыли» свои вопросы по строительству лесных дорог, но ещё и области помогаете?

− Пассивно ждать изменений ситуации мы не можем. При освоении лесных ресурсов на той арендной базе, которой мы располагаем, нам нужно ежегодно строить около 100  км дорог. К тому же в связи с теплыми зимами последних лет мы стали испытывать очень большой недостаток дорог в зимний период. В Вологодской области много заболоченных мест, низин, почвы у нас слабые, в результате чего возникает множество проблем.

Сегодня наше предприятие имеет в своем составе около 600  км дорог, которые мы содержим и в зимний, и в летний период, занимаемся их ремонтом, так как лесные дороги быстро разбиваются. Как правило, дороги идут по нашей лесосырьевой базе, но некоторые из них на практике уже превратились в дороги общего пользования, сегодня по ним идет и обычный транспортный поток, и общественный транспорт в поселки.

− А администрация области помогает вам в поддержании этих дорог?

− К сожалению, у них нет такой возможности. Надо сказать ещё о том, что когда лесные дороги превращаются в дороги общего пользования, мы получаем дополнительную головную боль: начинаются проблемы с вывозом леса из-за ограничений ГИБДД, мы вынуждены сокращать автопоезда и так далее. Но мы стараемся быть объективными. Наше предприятие существует уже 75 лет, и эти когда-то только лесные дороги давно уже стали общим достоянием. Надо отдать должное администрации, она знает и понимает наши проблемы и защищает наши интересы в ГИБДД.

Конечно, нам хотелось бы строить дорог больше, но это очень дорого, а все затраты ложатся только на лесозаготовительные предприятия. Сегодня стоимость 1  км обычной песчано-гравийной дороги колеблется где-то от 750 тыс. до 1,5 млн рублей в зависимости от удаленности песчаных и гравийных карьеров. Чем дальше карьер, откуда необходимо доставить сырье, тем дороже обходится дорога. Небольшие предприятия вообще не могут позволить себе такое удовольствие, поэтому стараются брать участки леса в аренду вблизи дорог общего пользования и населенных пунктов.

У финнов, например, лесные дороги проложены практически ко всей лесосырьевой базе и финансируются они государством. А в Вологодской области из-за отсутствия лесных дорог заготовка идет только в доступных районах, расчетная лесосека здесь − около 18 млн м древесины в год, осваивается же только 8 млн.

− В некоторых российских регионах администрация компенсирует затраты компаний по факту строительства работ.

− У нас, к сожалению, этого нет. Был пока только один прошлогодний опыт строительства лесовозной дороги в качестве пилотного проекта, проведенного по инициативе правительства Вологодской области. Мы надеялись, что это будет развиваться дальше, но траты довольно-таки большие и все заглохло.

− Но ведь в Вологодской области создана программа развития лесопромышленного комплекса?

− Да, но она направлена на развитие глубокой переработки. У нас ведь как: сказал президент, что хватит гнать за рубеж кругляк, и тут же все внимание стало уделяться переработке. Сегодня вопросы лесозаготовки остаются на заднем плане, и это притом, что при строительстве лесных дорог много препятствий создается именно со стороны государства. У нас очень жесткие правила получения тех же карьеров, и на согласование этого вопроса уходит до года, а то и до двух лет. Поэтому даже при самостоятельном решении финансовых вопросов все не так-то просто. Без строительного материала дорогу не построишь, да и подрядных строительных организаций, которые могли бы качественно строить лесные дороги, очень мало.

− Нужна особая квалификация?

− Конечно. В свое время в Советском Союзе для каждого куста лесозаготовительных предприятий была создана сеть специализированных дорожно-строительных управлений, которые строили только лесные дороги. Начиная с конца 90‑х годов, уже после приватизации, многие эти предприятия были обанкрочены, и дорожники лишились работы. Некоторые квалифицированные специалисты ушли в дорожно-строительные управления при районах, другие вынуждены были поменять специальность. В Вологодской области, пожалуй, только наше дорожно-строительное управление выжило и сохранило свою специфику.

Сегодня даже при наличии финансов не так-то легко найти подрядные организации, которые бы взялись строить лесные дороги. У них нет нужного количества специалистов. К тому же это им просто невыгодно. Судите сами, строительство 1 км асфальтовой дороги стоит 10 млн рублей, а 1 км песчано-гравийной − в лучшем случае 1,5 млн. Нам проще, у нас, как я уже говорил, свое дорожно-транспортное управление, которое имеет большой опыт работы по строительству лесных дорог и всю необходимую технику.

− Получается заколдованный круг: нет финансов, нет квалифицированных строителей, нет помощи государства в решении этого вопроса. Что же делать менее крупным предприятиям?

− В Вологодской области большинство районов дотационные, денег для развития дорожной сети у них нет, и даже для текущего ремонта финансы находятся с трудом. Поэтому районам не до наших лесных дорог, своих проблем хватает. Мы не раз обращали внимание и областного правительства, и российского на то, что без развития дорожной инфраструктуры заготовку леса не увеличить. Если же положение дел останется на том же уровне, она будет только уменьшаться. Мы делали и конкретные предложения, потому что убеждены: этот вопрос может быть решен только при участии государства. И решать его нужно, увязывая с программой строительства дорог общего пользования.

− А вы думаете, государство в этом заинтересовано?

− Должно быть заинтересовано, потому что лесные дороги нужны не только бизнесу, поскольку они кроме экономической функции выполняют также социальную и природоохранную. Не понимать этого − значит рубить сук, на котором сидишь. Именно дорога позволяет создать цивилизованную лесную инфраструктуру, без которой невозможно грамотное возобновление лесных ресурсов. Ведь после рубки в лес надо возвращаться: нужно сажать молодняк, нужны рубки ухода. Лес требует постоянной заботы. Можно приобрести высокопроизводительные машины, обучить людей, но ясно, что без доступа к экономически выгодным лесным массивам увеличить объемы лесозаготовки не удастся.

Сегодня из-за отсутствия необходимого количества лесных дорог происходит однобокое лесопользование. Лесозаготовка ведется вблизи городов и поселков, а дальние леса пропадают. Через пару десятков лет хорошие лесные массивы перейдут в категорию переспелых и потеряют свою экономическую привлекательность. Поэтому в удаленные леса нужно идти сейчас, и необходимо в срочном порядке создавать сеть экономически и социально целесообразных лесных дорог. Повторюсь, предложений в адрес российского правительства поступало много, и все они сводились к одному: нужна государственная поддержка.

− Это общая позиция лесопро­мыш­ленников?

− Если говорить о самих лесозаготовителях, то они сегодня, к сожалению, разобщены. Вообще же, как показывает мировой опыт, все лесозаготовители, должны «крутиться» около деревопереработчиков. Если опять взять пример Финляндии, то там леса принадлежат деревопереработчикам, леспромхозов в чистом виде, как у нас, там нет. Там существуют подрядные бригады, которые нанимает деревопереработчик, например тот же бумажный комбинат. Хотя у нас уже есть крупные интегрированные структуры, такие как Группа «Илим» или «Титан», все же разрыв между деревопереработчиками и лесозаготовителями достаточно большой.

В последнее время я разговаривал со многими деревопереработчиками. Вся сложившаяся ситуация, и особенно зима прошлого года, приводит их к мысли, что сегодня им надо самим вкладываться в развитие лесной инфраструктуры. Сегежский ЦБК уже начал этим заниматься, создал дорожно-строительное управление и успешно строит дороги. Причем очень эффективно. Мы ездили к ним, изучали их опыт. Нам понравилось. У них несколько иная технология, чем у нас, другая техника и очень интересные новые подходы к строительству лесных дорог.

Конечно, лесозаготовители по мере возможности стараются решать эти вопросы, но сегодня они остались один на один с проблемой. Деревопереработчики, которым не хватает сырья, лоббируют заградительные пошлины, и правительство их поддерживает. При этом о лесозаготовителях никто не думает. Куда мы будем девать березу и осину, которые на внутреннем рынке в России практически не востребованы? Например, наша лесосырьевая база, я говорю о Вологодской области в целом, на 50 % состоит из лиственных пород, и в основном эта береза. И попробуйте вы хоть одну березку оставить на делянке, сразу получите огромный штраф. Заготавливать лес в таких условиях будет нерентабельно. Но, похоже, глубоко эту ситуацию никто не изучает. Ущемление интересов лесозаготовителей и приоритетное внимание правительства к вопросам глубокой переработки древесины, на наш взгляд, тенденция очень опасная. Непродуманные действия могут привести к сворачиванию объемов лесозаготовки, и тогда разговоры о лесных дорогах будут уже неактуальны.

Беседовала Галина МАЛИКОВА