Экономить значит развиваться
Одновременно с прошедшей в Москве выставкой «Мебель-2009» состоялся очередной ежегодный семинар – совет директоров ЗАО «Центромебель», на котором были подведены итоги работы предприятий за девять месяцев 2009 года.
В его работе приняли участие руководители почти 60 мебельных производств, а также руководители Федерации профсоюзов работников лесных отраслей СНГ и профсоюза работников лесных отраслей Российской Федерации.
На повестке дня семинара-совета был вопрос «О кризисном состоянии в мебельной промышленности и мерах по преодолению кризиса». Доклад и развернувшаяся затем дискуссия подтвердили злободневность этой темы. Выступая перед коллегами, руководители мебельных производств рассказали о том, какие меры были приняты в ушедшем году для преодоления последствий негативного влияния кризиса, какие пути они выбрали для оптимизации работы своих предприятий.
Начнем с общего
ЗАО «Центромебель» по итогам девяти месяцев 2009 года
Как отметил генеральный директор ЗАО «Центромебель» Алексей Митюков, итоги работы мебельных предприятий за девять месяцев 2009 года (см. табл.) характеризуются значительным снижением объемов производства и реализации товарной продукции. За этот период произведено товарной продукции на 5,902 млрд руб.; темпы роста производства замедлились и составили 74,6% по отношению к соответствующему периоду 2008 года; изготовлено мебели на 4,016 млрд руб., темпы роста ее выпуска — 73,6% по сравнению с 9 месяцами 2008-го. При этом все предприятия выполнили план по объему производства. И это несмотря на то, что практически все они работают с минимальной рентабельностью (2–4%). Для сравнения: в 2008 году рентабельность составляла в среднем 5,4%. До 98,4коп. выросли затраты на один рубль товарной продукции.
Предприятия ЗАО, являясь градообразующими в тех населенных пунктах, где они расположены, обеспечивают население рабочими местами и, несмотря на снижение объемов производства, сотрудничают с местными центрами занятости и во время простоя используют своих работников на общественных работах (уборка территории, текущий ремонт оборудования и т. д.), привлекая для оплаты таких работ средства, выделяемые центрами занятости. Тем самым они сохраняют численность персонала. Основная масса предприятий не имеет задолженностей по заработной плате, средний показатель оплаты труда остался на прошлогоднем уровне — 10226 руб.
По мнению руководства ЗАО «Центромебель», одним из определяющих факторов стабильной работы предприятий и их выживания в условиях кризиса является участие компаний в мебельных выставках. Это позволяет осваивать выпуск новой продукции, не уступающей изделиям иностранных производителей, а зачастую превосходящей эти изделия по ряду показателей. Такова общая картина работы ЗАО «Центромебель». Далее остановимся на итогах деятельности отдельных предприятий-акционеров.
Экономия электроэнергии
Создавшиеся в нашей стране экономические условия заставляют руководителей предприятий задумываться о значительном снижении расходов при производстве продукции. Один из путей такого снижения при производстве древесных плит — экономия электроэнергии. Эффективность энергосбережения влияет на рентабельность работы предприятия, являясь одним из рычагов управления его конкурентоспособностью.
О том, как этот вопрос решают на ОАО «Вышневолоцкий МДОК», рассказал генеральный директор компании Геннадий Филатов. Оптимизация затрат на энергоресурсы — процесс сложный, требующий сугубо индивидуального и комплексного подхода к его решению. Одной из его составляющих на вышневолоцком предприятии является создание объектов малой генерации для собственных нужд. Здесь построили собственную мини-теплоэлектростанцию (ТЭС), оснащенную когенерационным (то есть производящим одновременно два вида энергии — тепловую и электрическую) оборудованием, работающим на природном газе. Исходя из предварительной оценки окупаемости проекта мини-ТЭС на основе импортных или отечественных агрегатов было принято решение построить энергогенерирующую установку на базе газопоршневых электроагрегатов, производимых заводом «РУМО» (Нижний Новгород) и котлов-утилизаторов завода «Гидротермаль» (Нижний Новгород). Фактический срок реализации проекта составил два года. Реальная стоимость проекта (включая строительную и проектную часть) — 90 млн руб.
Из соображений наибольшей экономической эффективности установлен следующий режим работы мини-ТЭС: в рабочие дни — с 5:30 до 23:10; выходные и праздничные дни — нерабочие (так как система автоматического коммерческого учета считает электрическую мощность только в будние дни). Мини-ТЭС функционирует на комбинате с марта 2009 года, при этом учет выработки тепла и электроэнергии ведется с июля. Это связано с длительными пусконаладочными работами и устранением общестроительных недостатков, а также простоями цехов из-за кризиса.
По мнению руководителя ОАО «Вышневолоцкий МДОК», сейчас пока трудно судить об экономической эффективности этого шага, так как в кризисный год комбинат работал не в полную силу. Тем не менее интересно, что экономия затрат денежных средств при использовании газопоршневой электростанции в сентябре прошлого года составила 1,710 млн руб. при работе в среднем двух агрегатов.
Надо отметить, что газопоршневые агрегаты имеют ряд недостатков, которые выявились в процессе эксплуатации. Специалистам комбината пришлось доработать их.
Сейчас на предприятии работают три агрегата из четырех (один резервный и предусмотрен для использования на случай возникновения аварийной ситуации). Если же эксплуатировать все агрегаты мини-ТЭС, то можно не покупать электроэнергию у государства.
На основании имеющегося опыта Геннадий Филатов дал рекомендации руководителям тех предприятий ЗАО «Центромебель», которые заинтересовались опытом коллег из Вышнего Волочка и хотели бы применить его у себя. Они следующие:
1. Решить вопрос снабжения электроустановок природным газом.
2. Строительство и введение в строй на предприятии собственной мини-ТЭС не должно предполагать отказ от услуг государственных поставщиков энергии. Как показал опыт, не следует отключаться от государственной электросистемы. К примеру, для запуска мощного оборудования выгоднее использовать господпитку, а саму работу оборудования обеспечить электроэнергией от собственных агрегатов.
3. Получить разрешение в соответствующих органах технадзора на технические условия по использованию собственной мини-ТЭС.
4. Для ускорения ввода в эксплуатацию объекта необходимо задействовать квалифицированных проектантов.
Откуда брать деньги?
Не всегда получается воплотить в реальность то, что планируется. Как признался президент ЗАО «Каскад-Мебель» Владимир Градов, планы работы предприятия на 2009 год, которые были составлены в декабре 2008-го, когда кризисные явления еще не набрали силу, пришлось корректировать уже с начала года. В компании планировали развивать предприятие, увеличивать объемы продаж. Но январь и февраль 2009 года четко показали, что намеченные цифры недостижимы. Сразу же были внесены коррективы. В итоге общий бюджет предприятия выполнен на 77%, то есть минус 23% от планировавшегося на 2009-й. Причина — большой спад в розничной торговле (почти на 40%). Несмотря на это, на предприятии не стали уменьшать численность персонала.
Однако потребовалось сократить расходы вследствие падения уровня доходов.
Всем поставщикам были разосланы письма с просьбой о снижении цен на поставляемую продукцию на 10–15%. Некоторые поставщики положительно откликнулись на них, но были и такие, что промолчали.
Также было принято решение сократить затраты на услуги, оказываемые сторонними организациями (поставку электроэнергии, вывоз мусора и т. д.), уменьшить непроизводственные затраты (например, на корпоративные выезды на природу зимой и летом). В результате общие затраты сократились на 18%.
Средняя зарплата снизилась на 12%: с 29 тыс. руб. в 2008 году до 25,5 тыс. руб. в 2009-м. При этом увеличились по сравнению с 2008 годом на 4% затраты на персонал. Ежегодная компенсация инфляции за счет роста заработной платы составила не 18%, как в последние несколько лет, а всего 5%.
По мнению Владимира Градова, 2008 год можно назвать финансово успешным. Поэтому для оценки влияния кризиса на деятельность предприятия ЗАО «Каскад-Мебель» решили сравнить результаты работы предприятия в 2009 и 2007 годах. Оказалось, что в 2009 году объемы производства выросли на 30%, а рост розничных продаж составил 5–7% по сравнению с 2007-м.
Генеральный директор Сергиево-Посадского завода ДСП Василий Балюков высказал мысль о том, что вызванное экономическим кризисом сужение рынка и падение спроса на мебель, а так же выход на рынок ДСП новых игроков привели к значительному ужесточению конкуренции и даже перепроизводству относительно спроса на данную продукцию. Устоять компании в сложившейся ситуации позволил ряд мер, одной из которых стало расширение географии реализации продукции — для этого были открыты представительства в нескольких регионах России. Это позволило к концу 2009 года выйти на уровень 2008‑го, несмотря на существенное падение темпов работы весной. Помогли также меры, направленные на сохранение стабильно высокого качества, повышение сервиса, расширение ассортимента и видов услуг. На предприятии внедрены новые декоры и тиснение, имитирующее шпон. Благодаря совокупности этих мер удалось удержать существующие позиции на рынке, не прибегая к значительному снижению цен, а также сохранить численность рабочих и своевременно выплачивать им заработную плату на прежнем уровне.
Для производителей офисной мебели 2009 год также стал одним из трудных. Как отметил генеральный директор ООО «Стиль» Александр Печерский, в рейтинге покупок приобретение офисной мебели население ставит на одно из последних мест. А ведь без продаж не будет и зарплаты у сотрудников предприятия-производителя. Кризис в очередной раз подтвердил простую закономерность: в благоприятных условиях успешно могут работать практически все, а в плохих — нет. Поэтому сохранить коллектив в полном составе не удалось. Частичному сокращению подвергся управленческий аппарат предприятия. Обратили внимание на производительность труда и степень загруженности оборудования. Строже стали подходить к вопросам экономии электроэнергии, например следить за тем, чтобы на время производственных перерывов освещение выключалось. Улучшению результатов работы предприятия способствует переход к автоматизированному сбору информации. Существующая сегодня практика сбора данных о деятельности предприятия по старинке приводит к тому, что информация поступает к руководству с опозданием, а это мешает принятию оперативных решений.
Вопрос сбыта выпускаемой продукции компания решает, размещая рекламу в Интернете, рассказал Александр Печерский. Он подчеркнул, что это «тонкий и недешевый инструмент, но при правильном обращении с ним приносящий свои плоды». Ведь когда покупатель заходит в торговое предприятие, где сосредоточена продукция десятков, а то и сотен наименований, через полчаса он теряется и ему трудно сделать оптимальный выбор. Интернет поможет быстро приобрести недорогую мебель и сделать осознанный выбор.
Высказал г-н Печерский свое мнение и по поводу участия в профильных выставках. Он считает, что в нынешних условиях оно малоэффективно, так как плата за него и раньше была немалой, а теперь стала еще выше. Результаты выставок часто не оправдывают ожиданий и не приносят новых контрактов с потребителями. Выставки в нынешнем их виде — это место встреч и обмена новостями и опытом, не более того.
Учиться продавать
А вот генеральный директор ОАО ХК «Мебель Черноземья» Николай Послухаев на своем предприятии не только не сохраняет, а даже уменьшает количество работников.
В 2008 году численность рабочих на предприятии составляла 1700 чел., в 2009-м — 1300 чел., с начала 2010 года планируется оставить всего 1000 чел., но свою задачу руководитель видит в том, чтобы в его подчинении работали 700 чел. При этом он хочет добиться выработки на одного работающего не менее чем 3 млн руб./год. Николай Послухаев считает, что экономия электроэнергии актуальна для плитных производств. В мебельной промышленности при выпуске продукции основные затраты составляет заработная плата рабочих: на нее приходится. включая налоги, — 30%. Следовательно, лучше уменьшить количество работников, расширить круг их обязанностей, но поднять им заработную плату.
Николай Послухаев подчеркнул: только тот, кто научится продавать свою продукцию, научится выживать в любых условиях. В России искусство продавать сейчас на самом низком уровне. Надо учиться на опыте лучших. Например, ИКЕА в условиях кризиса на 20% увеличила объем продаж, так как имеет сеть гипермаркетов. Пока у отечественных предприятий не будет собственных торговых сетей, они не смогут эффективно продавать свою мебель. Вот пример: в соответствии со статистическими данными сегодня российский потребитель, желающий приобрести мебель, для того чтобы сделать выбор, объезжает минимум семь магазинов. Так что же лучше: прийти в одно место, где представлен широкий ассортимент, или объехать несколько магазинов для сравнения по цене и качеству? Кроме того, арендные площади обходятся сетевым компаниям дешевле. Российским мебельщикам необходимо объединяться и работать сообща. Давно известно: вместе решать проблемы намного легче, чем выживать в одиночку.
Поиск правильного пути
Как показали выступления на семинаре-совете ЗАО «Центромебель», политика управления предприятием у каждого руководителя своя. Один на первое место ставит сохранение численности рабочих, но при этом уменьшает социальные выплаты, что в результате приводит к сокращению надбавок к зарплате. Другой «жертвует» людьми, сетуя на их неспособность эффективно работать, низкую квалификацию и отсутствие умения быстро и качественно выполнять поставленные задачи. Третий сохраняет рабочие места, зарплату и идет по пути создания собственных энергетических мощностей и уменьшения объемов потребления электроэнергии, получаемой от государственных структур, снижая затраты на энергоресурсы. Четвертый считает, что, только объединившись и подумав об организации совместной сетевой торговли, каждое предприятие сможет не только сохранить свои позиции, но и увеличить бюджет. В любом случае итоги ушедшего 2009 года надо учитывать при выборе стратегии и тактики работы в наступившем 2010‑м, который требует от руководителей принятия оптимальных решений и эффективных действий. От этого зависит как судьба предприятия в целом, так и судьба тех, кто на нем работает. Какой же путь выберут российские мебельщики? Ответ на этот вопрос узнаем в конце 2010‑го. А пока пожелаем успехов отечественному бизнесу.
Екатерина МАТЮШЕНКОВА