Тема номера: Лесные дороги

Андрей Государев: «Лес везет дорога, а не машина»

Хотя дорожная сеть в Ленинградской области достаточно развита, но все же она оставляет желать лучшего. У нас не так много дорог круглогодичного пользования, а погодные условия последних двух лет показали, как важны эти дороги. Есть, конечно, примеры отличных дорог, которые построили сами арендаторы. Например, у компании «Русский лес» дороги не хуже республиканских. Аналогичный пример - компания «Квинтэкс»: дороги широченные, два лесовоза спокойно разъезжаются, еще и место остается. Сегодня можно назвать и другие предприятия, которые занимаются строительством лесных дорог. Тем не менее существует ряд общих для всех проблем.

Во многих местах люди не знают, по чьей дороге они ездят. В компаниях, о которых шла речь, лесные дороги находятся на балансе предприятия, но в области есть масса дорог, которые на балансе предприятий не стоят, и поэтому часто возникают скандалы. Главы муниципальных образований жалуются на то, что лесники разбили дорогу и надо ее чинить. Лесники говорят: «Мы дорогу не разбивали, ее разбили совхозы или другие пользователи». И такая ситуация по всей Ленинградской области. Когда мы стали разбираться, то увидели, что многие дороги обезличены, у них нет официального хозяина. Этот вопрос мы уже поднимали на одном из правлений нашего союза, и его надо решить на уровне областного правительства. Все дороги должны пройти паспортиризацию, обрести, наконец, хозяина. Когда будет ясно, чья это дорога, тогда можно будет заключать соответствующие договоры, решать вопросы возмещения ущерба.

Сложившейся ситуацией недовольно и местное население. Люди часто не могут поехать в лес на машине за грибами, на охоту, на отдых, потому что дороги разбиты. Арендаторы тоже недовольны: они строят дороги, а за пользование этими дорогами ни с кого не могут взять плату. По их дорогам ездят все кому не лень, включая фирмы, которые неизвестно еще, что за лес возят. И ни с кого никакого спроса. Здесь надо наводить порядок.

На наш взгляд, самым главным вопросом для развития сети лесных дорог остается вопрос перспективы жизнедеятельности предприятий.
В этом году наши предприятия должны перезаключить договоры аренды в соответствии с требованиями нового Лесного кодекса. Каждого волнует, на каких условиях договор будет заключен, какие дополнительные условия поставит власть, у кого отберет лесосечный фонд, кому продлит аренду. Сегодня перспектива работы предприятий неясна, и, естественно, никто не хочет вкладываться в дороги.

Сложны и вопросы строительства и содержания лесных дорог. У таких компаний, как «Русский лес», «Квинтэкс», «Сведвуд-Тихвин», достаточно мощная инвестиционная поддержка зарубежных партнеров, которые понимают, что лес везет дорога, а не машина. Только при наличии дороги можно лес рубить, восстанавливать и охранять от пожаров. У других компаний средств на строительство и поддержание лесных дорог сейчас нет.

Мы считаем, что государство должно принимать самое активное участие в строительстве лесовозных дорог, должно вкладывать деньги, во-первых, для того, чтобы максимально использовать лесосечный фонд, во-вторых, для того, чтобы поддерживать социальную инфраструктуру.

Наличие лесовозных дорог напрямую зависит от стоимости леса на корню. Однако сегодня на самом высоком уровне идет разговор о повышении арендной платы. Намечается увеличение стоимости леса на корню в несколько раз. Ссылаются на Швецию и Финляндию, где попенная плата якобы в 5-10 раз выше. Странно слышать такие утверждения из уст опытных людей, ведь всем известно, что понятия «попенная плата» в этих странах не существует. Есть рыночная цена леса, растущего на корню, она может быть ниже или выше, и прежде всего она зависит от двух главных факторов - обеспечения доступности лесных массивов и качества лесосечного фонда. Повышать попенную плату, допустим, в Киришском или Тосненском районах, где больше 50% осины, мягко сказать, неразумно. У нас и так проблемы с ее реализацией, а тут еще и экспорт закрывают. В таких вопросах политика государства должна быть гибкой.

Удивительно, что, пытаясь решить вопросы лесных дорог, мы совсем забыли об узкоколейных железных дорогах. В Ленинградской области до перестройки было 11 таких дорог, одна из них длиной 95 км. Узкоколейки требовали меньших затрат на строительство, ведь шпалы укладывались, по сути дела, на голом месте. Прокладывались они в самых сложных местах, причем рельсы можно было переносить с одного места на другое. Это экологически чистый транспорт. Конечно, непросто возродить этот вид транспортировки леса. Потребуется подвижной состав, нужно будет обучать людей, но, думаю, что надо искать и пробовать все варианты, которые помогут вывести лесозаготовителей из тупика.

Андрей ГОСУДАРЕВ,
председатель правления Союза
лесопромышленников Ленинградской области