Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

События

Интерес к лесному сектору не ослабевает

Заметки с первой форум-выставки «Мир леса − 2010»

С 9 по 12 марта 2010 года в международном выставочном центре (МВЦ) «Крокус Экспо» впервые прошла международная специализированная форум-выставка «Мир леса − 2010».

Организатором проекта выступил МВЦ «Крокус Экспо» при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, правительства города Москвы, Международного конгресса промышленников и предпринимателей, Российского союза промышленников и предпринимателей. В выставке приняли участие представители 11 регионов РФ.

По словам организаторов мероприятия, одной из главных целей форума-выставки − собрать на одной площадке руководителей и специалистов лесной отрасли для обмена опытом, обсуждения имеющихся проблем и демонстрации инновационных технологических решений, оборудования, материалов и комплектующих. Подобные встречи должны способствовать развитию бизнеса и отрасли.

Форум начал работу с конференции «Новые направления использования лесных ресурсов». На ней были заслушаны доклады руководителей и ведущих специалистов и обсуждены пути развития отрасли.

В ходе работы конференции ее участники отмечали важность развития лесопромышленной отрасли в России, необходимость улучшения показателей производства и повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции.

С приветствием к участникам конференции обратились председатель Комитета Торгово-промышленной палаты (ТПП) по ЛПК Александр Беляков, заместитель генерального директора, руководитель научно-исследовательского центра ОАО «НИПИЭИлеспром» Виктор Саханов, президент Союза лесопромышленников Красноярского края Олег Дзидзоев, первый заместитель директора МВЦ «Крокус Экспо» Аркадий Злотников и исполнительный директор рабочей группы РСПП по энергоэффективности и ВИЭ Евгений Коныгин.

Как отметил Александр Беляков, несмотря на то что экономический кризис негативно повлиял на работу лесопромышленного комплекса и смежных с ним отраслей, российские производители способны добиться хороших результатов. Для того чтобы помочь им в этом, и следует проводить подобные мероприятия и общими усилиями решать имеющиеся проблемы отрасли.

Системе налогообложения нужна корректировка

«Лесная отрасль не менее эффективна, чем нефтяная, если ею заниматься серьезно и на государственном уровне»,- − считает Олег Дзидзоев.

Для возрождения лесной отрасли и успешного выполнения планов и решений руководства страны по развитию ЛПК необходимо максимальное привлечение финансов для модернизации отрасли: приобретения лесозаготовительной техники и строительства лесовозных дорог, создания деревообрабатывающих предприятий с глубоким циклом переработки неликвидной древесины и отходов. Необходимо учитывать, что прибыль предприятия начнут получать через 3−5 лет.

Следует изменить систему ведения хозяйства в лесозаготовительной отрасли. Принятие нового Лесного кодекса остановило ее развитие, а надо было продолжать работать по старому Лесному кодексу и постепенно вносить изменения − так, как это делается в отношении вновь принятого Лесного кодекса.

В области освоения лесов существуют две большие проблемы: отсутствие лесовозных дорог и устаревшие данные лесоустройства.

Проекты освоения лесов составлены без учета изменений, произошедших с момента передачи их в аренду, и вследствие этого зачастую не подкреплены наличием площадей, требующих проведения лесовосстановительных мероприятий. В основу проектирования по ряду лесничеств заложены данные лесоустройства с давностью более 10 лет.

Нормативные документы («Правила лесовосстановления») не учитывают транспортную недоступность, не предполагают оставления лесов без хозяйственного воздействия, вследствие чего объемы работ завышаются.

Красноярский край богат лесными ресурсами. Однако значительная часть покрытых лесом земель находится в транспортно недоступной зоне. Вовлечение этих площадей в эксплуатацию в ближайшее время невозможно из-за отсутствия или плохого состояния лесовозных дорог. На их строительство или восстановление требуются огромные деньги.

В ходе выступления Олега Дзидзоева прозвучали предложения, касающиеся налогообложения предприятий ЛПК. При взаимодействии предприятий малого, среднего и крупного бизнеса возникают препятствия для развития нормальных рыночных отношений в связи с применением различных систем налогообложения. Например, при покупке круглого леса крупными предприятиями Красноярского края его цена на 18% ниже, чем при покупке малыми предприятиями, применяющими упрощенные режимы налогообложения. Между тем себестоимость лесозаготовки не позволяет на столько снижать цену. Это толкает предпринимателей к участию в различных «теневых» схемах. Чтобы исключить подобные ситуации, г-н Дзидзоев предложил рассмотреть на государственном уровне возможность платить предприятиям налог на добавленную стоимость (НДС) не с оборота реализации, а с добавленной стоимости.

Предприятиям, импортирующим оборудование, НДС приходится платить дважды − с полученных авансов и при ввозе в страну. Напомним, НДС для торгующих организаций не превышает 20%. Поэтому необходимо отменить уплату НДС с полученных авансов.

Олег Дзидзоев отметил: «Меры, принимаемые Правительством РФ для поддержки лесного сектора, малоэффективны при действующей „вредительской“ банковской системе. Кредиты беспрепятственно получает нефтяная отрасль. Лесной же сектор кредитовать некому, а ему нужны льготные кредиты. К примеру, для малого и среднего бизнеса с отсрочкой платежей не менее чем на год в размере до 5 млн руб.».

Руководители предприятий малого и среднего бизнеса, вложившие в развитие десятки миллионов рублей собственных средств, должны дальше развивать свои предприятия, а кредиты на 90 дней в размере 150−500 тыс. руб., которые предлагают им банки, для лесозаготовителя не решают проблемы. «В сфере государственного регулирования лесопромышленного комплекса созданы крупные управленческие структуры на всех уровнях, но все они сконцентрированы на вопросах распределения и контроля. В то же время вопросы эффективной переработки лесных ресурсов остались без должного внимания», − отметил в заключение Олег Дзидзоев.

Биотопливо. Чего ожидать?

Среди наиболее важных, по мнению участников конференции, обсуждавшихся тем было названо развитие производства биотоплива. О нем много говорят и пишут сегодня. Виктор Саханов представил прогноз долгосрочного лесоресурсного обеспечения развития биоэнергетики в Российской Федерации до 2030 года.

Количество лесных ресурсов, которые могут быть использованы для производства биотоплива, находится в прямой зависимости от объемов лесозаготовительного и лесоперерабатывающего производств, определяемых внутренним и внешним спросом. Привлечение в биоэнергетику лесных ресурсов вне объемов этого спроса нецелесообразно.

Основными направлениями использования древесных ресурсов являются механическая переработка сырья и производство конструкционных древесных материалов, химико-механическая переработка древесины и технологической щепы в плитные древесные материалы, химическая переработка древесины в целлюлозно-бумажную продукцию. Что касается биоэнергетики, то туда должны быть направлены отходы лесозаготовительного и деревообрабатывающего производств, не подлежащие использованию в технологии основного производства.

В Российской Федерации стало активно развиваться производство пеллет. Одним из стимулов является постоянно растущий спрос на этот продукт на европейском рынке. Выход российских производителей пеллет на рынок связан с рядом проблем. Г-н Саханов их назвал. Во-первых, это высокая стоимость импортного оборудования для изготовления пеллет. А во-вторых, необходимость концентрации на промышленной площадке больших объемов древесных отходов.

Кроме того, ограничения по доставке древесных отходов к местам их переработки и перевозки пеллет на экспорт, а также жесткие стандарты в Евросоюзе качества пеллет и сырья для их производства, превышающие отечественные нормативы, снижают эффективность производства. Точно так же, как высокая энергоемкость процесса и низкая рентабельность производства пеллет на маломощных установках. Вышеуказанные факторы обуславливают низкую рентабельность производства пеллет для поставки на экспорт.

Внутренний рынок пеллет сегодня не развит в достаточной мере и не имеет устойчивых перспектив, подкрепленных мерами государственной поддержки. Наиболее реальными и перспективными потребителями древесных отходов на внутреннем рынке должны стать муниципальные котельные. Их переоборудование с целью перехода на древесное топливо требует значительных капитальных вложений, и проекты перевода муниципальных котельных реализуются не так быстро, как это могло бы быть. Но этот процесс все же идет.

Проведенные расчеты на 2030 год показывают следующее. Реальные объемы заготавливаемой древесины, которая удовлетворит потребности РФ к 2030 году, составляют: по инновационному варианту − 329 млн м, по инерционному − 265 млн м. То есть больше для экономики РФ не потребуется.

Отходы на всех стадиях лесозаготовительного и деревообрабатывающего производства могут составить 141 млн м, из которых около 100 млн м − это ресурсы, сконцентрированные на промышленных предприятиях и нижних складах, а 41 млн м − ресурсы, которые деконцентрированы. По словам Виктора Саханова, использование деконцентрированных ресурсов потребует вложения дополнительных инвестиций в технологии их сбора, утилизации и транспортировки.

Анализ всех инвестиционных проектов, которые сегодня заявлены в регионах и включены в перечень инвестиционных приоритетных в области освоения лесов, а также рассмотрение технологических заделов, которые уже нарабатываются в этих производствах, показывают, что из 46 млн м свободных древесных отходов направить на производство биотоплива можно только 25 млн м. Это обеспечит определенный рост производств древесного угля, топливных брикетов и пеллет. Ресурсы, которые могут быть вовлечены в производство биотоплива, не обеспечивают стопроцентную потребность России в нем. Возможности лесопромышленного комплекса ограничены объемами потенциальной заготовки древесины.

Докладчик подчеркнул, что плантационное лесоразведение специально для нужд биоэнергетики, по расчетам, возможно только в том случае, если дальность поставки ресурса от лесной плантации до потенциального потребителя составит не более 17 км. То есть в условиях России это тоже большая проблема, и реальных проектов плантационного лесоразведения в настоящее время не существует.

Откуда брать деньги?

Без должного финансирования развитие любого производства проблематично.

Генеральный директор ООО «Агентство инвестиций» Савиля Дорогова предложила актуальные финансовые механизмы государственной поддержки в лесной отрасли РФ. Основным документом развития лесной отрасли на ближайшую перспективу является Стратегия развития лесного комплекса до 2020 года, цель которой − удовлетворить потребности внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной лесобумажной продукции отечественного и иностранного производства. Инновационный сценарий предусматривает целевые государственные меры поддержки лесного комплекса.

К ним относятся ускорение инвестиционного процесса, в первую очередь строительство целлюлозно-бумажных предприятий; масштабная технологическая модернизация действующих производств, внедрение ресурсосберегающих технологий; существенный рост производительности труда; освоение производства новой высокотехнологичной продукции; восстановление отечественного лесного машиностроения на базе использования отечественного и зарубежного научно-технического потенциала (закупки лицензий, организации современных производств).

По этому сценарию предусматриваются коренные изменения в структуре лесопромышленного производства за счет приоритетного развития целлюлозно-бумажной промышленности путем создания крупных лесопромышленных комплексов − центров роста, где ведущим звеном будет производство целлюлозы, бумаги и картона.

В состав таких комплексов должны включаться лесопильные, деревообрабатывающие, фанерные, плитные производства, а также лесозаготовка и лесное хозяйство. Одной из задач, поставленных в этом плане, является полномасштабное развитие деревянного малоэтажного домостроения и необходимых для этого конструкционных материалов. Применение механизмов государственно-частного партнерства способствует решению следующих задач первостепенной важности: развитию мощностей глубокой механической, химической и энергетической переработки древесины; развитию инноваций в науке и кадрового обеспечения лесного хозяйства и лесной промышленности; совершенствованию структуры лесопромышленного производства и росту его объемов; увеличению доли лесобумажной продукции РФ на экспортных рынках; развитию инфраструктуры в регионах реализации приоритетных инвестиционных проектов и освоению новых лесных массивов; снижению энергоемкости, развитию производства биотоплива; оптимизации нагрузки на окружающую среду.

В соответствии со стратегией к инвестиционным проектам относятся инвестиционные проекты по созданию или модернизации объектов лесной инфраструктуры, лесных дорог, лесных складов. Суммарный объем капитальных вложений в каждый из них составляет не менее 300 млн руб. Допускается объединение нескольких инвестиционных проектов, реализуемых одним инвестором на территории федеральных округов или субъектов РФ. «Планируется, что основным источником инвестиций станут средства отечественных и зарубежных инвесторов, а также собственные средства предприятий, их прибыль и амортизационные отчисления, средства от эмиссии акций», − подчеркнула Савиля Дорогова.

Финансирование лесного хозяйства предусматривается за счет средств федерального бюджета. Одно из условий реализации инновационного варианта стратегии − привлечение в отрасль до 2020 года значительных финансовых средств. Как планируется, около 3 трлн руб. В целом потребности лесного комплекса в инвестициях по инновационному варианту развития составят 2910,7 млрд руб.

Для поддержки лесного комплекса необходимо использовать потенциал финансовых и нефинансовых институтов. К финансовым институтам относятся: ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк); Инвестиционный фонд РФ; специализированные институты развития, в том числе региональные венчурные фонды, фонды прямых инвестиций, гарантийно-залоговые фонды.

Одним из наиболее интересных проектов Инвестфонда является проект «Комплексное развитие Нижнего Приангарья», в рамках которого реализуется проект создания лесоперерабатывающего комплекса в Богучанском районе Красноярского края. В проекте в качестве инвестора выступает Внешэкономбанк.

Согласно стратегии развития лесного комплекса до 2020 года, необходима поддержка со стороны государства малых предприятий, занятых в отрасли.

Способствовать развитию малого и среднего бизнеса в России призваны региональные венчурные фонды, фонды прямых инвестиций, гарантийно-залоговые фонды, бизнес-инкубаторы и промышленные парки.

К бизнес-инкубаторам относятся специализированные структуры, предоставляющие начинающим малым предприятиям средства связи, оргтехнику, необходимое оборудование на льготных условиях, а также оказывающие им консультационные и офисные услуги сроком до трех лет с последующим освобождением предоставляемых в аренду площадей для других начинающих компаний.

Как отметила госпожа Дорогова, создание промышленных парков и региональных лесопромышленных кластеров может стать эффективным способом поддержки лесного комплекса.

В свою очередь, создание лесных кластеров позволяет концентрировать в рамках территориального образования с наращенной инфраструктурой такие производства, как лесозаготовка, деревообработка (включая мебельное производство), целлюлозно-бумажная промышленность, биохимическое производство, специализированное машиностроение, полиграфическая промышленность и транспорт.

В одиночку частные инвесторы не могут поддерживать и развивать лесной комплекс, необходима помощь государства. Один из инструментов поддержки лесной индустрии в России − государственно-частное партнерство, которое следует повсеместно развивать.

В итоге…

Таблица. Итоги работы российской лесной промышленности в
2009 году

Посмотреть в PDF-версии журнала. Таблица. Итоги работы российской лесной промышленности в 2009 году

Помимо обсуждения вопросов модернизации с целью совершенствования работы лесного сектора нашей страны, представители 11 регионов России смогли принять участие в выездном заседании Комитета ТПП по ЛПК РФ при участии сотрудников Министерства промышленности и торговли РФ. Собрание было посвящено итогам работы лесной промышленности в 2009 году (см. табл.) и задачам на 2010 год. Также в рамках деловой программы форума-выставки прошли круглые столы, семинары и конференции, в ходе которых обсуждались вопросы лесозащиты, использования геоинформационных систем, возможности и перспективы переработки отходов в биотопливо, применение новых технологий в деревянном домостроении.

Итоги первого форума-выставки показали, что мероприятия подобного плана, несомненно, способствуют развитию отрасли и реализации перспективных проектов.

Екатерина МАТЮШЕНКОВА