Лесной мастер
В далекие-далекие времена один китайский император заказал трон у знаменитого Мастера. Проходит год − трона нет. Вызвал император Мастера и спрашивает, как идут дела, когда трон будет готов. А Мастер отвечает, что еще и не начинал его делать. Каждый день он ходил в лес и разговаривал с деревьями, и пока ни одно не захотело стать императорским троном − все деревья хотят жить. Император удивился: «А разве ты не можешь спилить дерево без его согласия?!" «Могу, − ответил Мастер, − но тогда оно не будет дарить живую энергию владельцу». И император согласился подождать. Через год Мастер нашел нужное дерево и за месяц сделал величественный, искусной работы трон, который долго и верно служил императору.
Диван «Верблюд». Диван изготовлен из дуба, ясеня, граба
В каждой легенде есть неумирающая общечеловеческая мудрость. Мастера живут среди нас и сегодня. И на российской земле не переводятся таланты. Константин Кузнецов, как тот Мастер из китайской притчи, следуя древним секретам мастерства, часами бродит по лесу и… разговаривает с деревьями.
Каким-то непостижимым, известным только ему образом он находит мудрые, отжившие свой век стволы деревьев, те, что уже не нужны лесу. Они сами «говорят» мастеру, что сделать с ними, в какой форме они будут лучше служить человеку.
Когда я впервые побывала в гостях у Константина, против моих ожиданий (я думала, что увижу человека пожилого, убеленного сединами, похожего на старых ведунов с картин Александра Васильева) среди своих необычных и магически притягательных работ меня встретил молодой парень с открытой улыбкой и озорными огоньками в глазах. Но когда он ходит по лесу в поисках нужного дерева (мне посчастливилось быть при этом), то преображается. Вот он замер неподвижно у старого, некогда могучего дуба, которому осталось, может, всего ничего… Постоял немного, словно вслушиваясь во что-то, а потом стал медленно ходить вокруг ствола, пристально рассматривая могучую стать великана, вглядываясь в его изгибы глазами зрелого мастера.
«Живая» мебель
Кресло «Трон». Изготовлено из цельного дупла старого дуба
Чем отличается шедевр от посредственной картины? Чувствами. Чувствами, которые вложил в него создатель. И чувствами, которые он вызывает у нас, зрителей и ценителей. Смотришь на «Бриг „Меркурий“» Айвазовского, и поднимается в груди сильное, гордое чувство, ты будто слышишь шум моря, как ветер бьет по рваным парусам, даже биение сердец моряков с этого брига. Но я и предположить не могла, что чувства, сильные чувства может вызывать… мебель!
Константин Кузнецов говорит: «Главная тайна работы мастера в том, чтобы те чувства величия или полноты жизни, радости или древнего молчания, напряженного стремления ввысь или горячего желания защитить жизнь, которые наполняли дерево в течение его жизни, сохранить в дереве, доставшемся тебе для создания красивой и нужной вещи. Нельзя, чтобы это дерево стало мертвым. Надо, чтобы оно излучало живое тепло в течение всего времени, пока служит хозяину. Тепло и свое чувство, которое всегда пульсирует в дереве, особенно если оно мудрое и старое.
Нельзя срезать это чувство ножом и рубанком. Душу дерева нужно сохранить в нем, чтобы она радовала хозяина, или охраняла, или исцеляла его, или успокаивала. А чтобы сохранить эту душу, нужно оставить естественную форму дерева, текстуру древесины, сохранить ее цельность. Дерево само подскажет, что мастеру из него сделать, в какой форме оно готово жить и служить».
Работы Константина не просто красивы и оригинальны. Они словно дышат вековой мудростью и несут в себе мощь и величие древнего леса.
Увы, фото не может передать тех живых чувств, которые излучает дерево, зато их в полной мере способны ощутить люди, посетившие персональную выставку работ Константина Кузнецова. В июне она открылась в Краснодаре.
«Главное, чего я хочу добиться, делая свою лесную мебель, − говорит Константин, − это чтобы у людей возникали чувства, эмоции, когда они видят эти живые вещи, прикасаются к ним. Я вообще считаю очень важным, чтобы дома и на работе у человека был предмет, на котором можно остановить взгляд и упасть в вечность, предмет, от которого исходит позитив, живое тепло, светлая энергетика. Такой я стараюсь делать свою лесную мебель. Это живой источник древней силы у тебя дома, особенно если дом в городе».
Мастер и его работа
Стол с тремя стульями. Стол изготовлен из спила тополя
Константин лаконичен и молчалив, но о деле своей жизни говорит с увлечением. Это мастер, влюбленный в свою работу.
«В мире прикладного искусства много направлений, но мне хотелось создать свое, с собственным почерком, − говорит Кузнецов. − Я пробовал делать обычную мебель, детские городки, женские украшения из дерева, но вскоре понял, что это не мое. Вес некоторых моих „поделок“ больше тонны, в них нет золотой резьбы и финтифлюшечек. Делать однотипные вещи несложно, но очень скучно. Сложно найти живую форму, а в ней − изюминку, соединить свое видение с тем, что задумала природа, создавая то или иное дерево, дать ему новое, живое содержание. У меня не бывает одинаковых работ. Каждая − единственная в своем роде».
«И все же, каков процесс создания „живой“ лесной мебели? Поделитесь секретами!» − прошу мастера.
«Много времени провожу в лесу. Первым делом я нахожу интересное, необычной формы дерево „с чувством“. Чаще всего это старый, полый дуб, − рассказывает Константин. − Смотрю на дерево, вдыхаю его запах, стараюсь мысленно представить себе, что из него может получиться. Иногда это и после первой встречи ясно, а иногда раз двадцать нужно прийти к нему, чтоб оно подсказало, что же из него сделать. Если вещь будет большая, то она должна быть разборной. И еще в лесу, не спиливая дерево, нужно определить, как именно она будет разбираться-собираться, чтобы проходила в дверной проем и была подъемной. Потом нужно доставить дерево в мастерскую. Иногда приходится и пожить в лесу, чтобы выдолбить, выпилить лишние килограммы дерева. А доставку заготовки можно сравнить со спасательными работами. Через овраги натягивается альпинистское снаряжение, делается переправа. Если есть возможность вытащить ствол лошадьми до дороги − хорошо, если нет, то дерево целой бригадой людей выносится на руках. Романтика! (Улыбается.) Из цельного дерева я выбираю внутреннее наполнение, и остается полая форма со стенками 30 мм. Дальше нужно отшлифовать и отполировать заготовку внутри и снаружи. Специально для этих работ пришлось изобретать инструмент. Промышленность предлагает обрабатывающий инструмент только для плоскопараллельных форм. А у меня живые формы природы − с любыми вообразимыми и невообразимыми изгибами. Вот работаешь и сам ждешь, что же получится, удастся ли сохранить чувство в дереве, сделать его пульсацию ощутимой? Работаешь и растворяешься в каждом повороте веточки, изгибе ствола…»
Мечта
Кресло «Лесная плавность» изготовлено
из дуба
У каждого большого мастера есть своя большая мечта. Есть она и у Константина Кузнецова.
Вообразите: побережье Черного моря, легкий бриз, вы устали от купания и пляжа, уже налюбовались красотами Красной Поляны и сыты сочинскими развлечениями, ваши дети снова бредят компьютерными играми. И вот вы идете по пляжу и мечтаете о Европе, о Египте, где есть на что посмотреть и чему удивиться. И вдруг перед вами предстает… Берендеево царство! Это уже потом вы прочтете на табличке: «Музей авторской лесной мебели и парковой древесной скульптуры»…
А сначала дети потянут вас к массивным сказочным резным и загадочным воротам, к тому чудищу, что хитро смотрит на вас, прячась за угрюмым дубом. И детей будет не удержать, а ноги сами поведут вас в то самое Берендеево царство, о котором в детстве читалось да думалось: «А есть ли оно, какое же оно?» И вот вас встречают фигуры былинных богатырей, да такие, будто с деревом их души срослись, будто сила молодецкая бурлит тихонько. А за поворотом тропинки лесные чудища глаза таращат, коряжистые лапы к тебе протягивают. Замирают дети, за отца да маму прячутся, но все равно выглядывают, любопытством подстегиваемые. И быль тебе тут, и сказка, и история. Куда компьютерным болванам да голливудским инопланетянам до нашей старины! И споткнешься о корни могучего дуба, стоящего дедом старым на пути, и прорастут эти корни в твою душу… А как детишки-то рады будут этой встрече с Чудом! Вот у них впечатлений будет да рассказов! Отвезите их зимой в Великий Устюг к Деду Морозу, а летом сюда, к живому лесу наших сказок. К самобытной избушке с корнями да ветвями, с «живой» лесной мебелью, где в спальне леший почивать изволит…
До некоторых работ Константина Кузнецова очень хочется дотронуться, погладить их рукою, к другим хочется подойти и просто молча постоять или прислониться, почувствовать то самое тепло и душу дерева, которые так бережно для нас сохраняют руки мастера.
«Я хочу еще и выращивать мебель и детали интерьера», − мечтает Константин. Представляете? Сад растущий и музей лесной мебели… Когда Константин воплотит эту мечту в жизнь, я обязательно приеду в этот сад со своими детьми, чтобы показать им настоящее чудо. И мастера, сотворившего его.
Вера НИКУЛИНА
Мастер о себе
Кузнецов Константин Николаевич. Родился в декабре 1979 года. Сейчас проживаю в живописном лесном районе Краснодарского края, в станице Азовской. Свободное время провожу в своей мастерской.
Проработал несколько лет менеджером в столичном казино. Есть опыт работы в строительстве и создания габаритных деревянных конструкций. Занимался изготовлением женских деревянных ювелирных украшений. Люблю все необычное и красивое.
В настоящее время занимаюсь лесной авторской мебелью, хочу попробовать выращивать мебель, детали интерьера. Мое увлечение началось так... Однажды передо мной встал вопрос о постройке и проектировании дома. Решил сделать мебель в «природном» стиле (из найденных в лесу деревьев необычной формы), а затем под эту мебель спроектировать и построить оригинальный дом. Правда, до дома дело пока не дошло. Некоторое время жил в экопоселении, после чего разработал свою идею экотуристического ремесленного поселения. Ее воплощением сейчас и хочу заняться.