Лесная рента как инструмент повышения эффективности лесопользования
В период рыночных преобразований в Российской Федерации, лесные ресурсы остаются в собственности государства, а средства их обработки перешли в частную собственность. Поддержание процесса производства лесной продукции (бумаги, мебели и проч.) требует отчуждения лесных ресурсов от одного собственника к другому — путем продажи, передачи в долгосрочную аренду, концессию и т.п. Таким образом, возникает необходимость стоимостной оценки лесных ресурсов, как любого другого товара, вовлекаемого в процесс общественного производства. Существующая в настоящее время система стоимостной оценки лесных ресурсов разработана еще в советский период и не отражает сущности произошедших в экономике страны изменений. Использование этой методики привело к тому, что доход, ежегодно получаемый государством от продажи леса на корню в виде т. н. «попенной платы», примерно 2,7 раза ниже, чем расходы на ведение лесного хозяйства. Такая ситуация не соответствует интересам государства, как собственника лесов.
Отечественными учеными-экономистами обсуждаются возможности реформирования системы платежей за лесные ресурсы на основе т. н. «рентного подхода». Предлагаемые процедуры исчисления «лесной ренты» и расчета на ее основе «попенной платы» достаточно сложны, предполагают наличие большого количества достоверных статистических данных о затратах на лесозаготовки и надежной системы сбора налогов с лесопользователей.
В статье систематизированы принципы формирования цен на древесину на основе «лесной ренты» в условиях государственной собственности на леса частной собственности на средства их переработки. Предложен способ установления цен на древесину, базирующийся на учете рентабельности затрат государства и предпринимателей. Представлены результаты расчетов по прогнозированию развития лесного комплекса Республики Карелии на основании разработанных автором теоретических положений.