Партнеры журнала:

На заметку

Сплотиться и выстоять!

Низкие уровни половодья привели к срыву плотового сплава в Архангельской области

В былые времена лесопромышленники сплавляли по рекам Архангельской области до 8–9 млн м древесины. Сначала государство запретило молевой сплав древесины, когда бревна спускались по боковым рекам и в запанях из них формировались плоты (это убавило до 5 млн м древесины ежегодно), затем подарило либеральные экономические реформы, которые привели к кризису в лесной отрасли, снижению объемов лесозаготовки и, как следствие, к снижению объемов лесосплава. Да и что сплавлять было, если общая заготовка по области упала до 6 млн м, тогда как в конце 1980?х годов леспромхозы заготавливали до 25 млн м, а молевой сплав древесины осуществлялся по 28 рекам и водоемам области.

Таблица. Информация о плотах зимней сплотки, сформированных
на реках Архангельской области зимой 2005–2006 года

Таблица. Информация о плотах зимней сплотки, сформированных на реках Архангельской области зимой 2005–2006 года

Однако с ростом объемов заготовки древесины, начавшемся в 1997 году, архангельские лесопромышленники стали уделять все более пристальное внимание лесосплаву, что неудивительно. При всей кажущейся сложности лесосплава, особенно плотового, его стоимость по сравнению с другими способами транспортировки древесины гораздо ниже. Сплав леса обходится в 10–15 раз дешевле, чем перевозка лесоматериалов автомобилями, и в 3–4 раза дешевле, чем железнодорожным транспортом. При этом, например, один КамАЗ берет 25 м³ леса, а плот − до 10 000 м³ и даже больше. Получив такой объем сырья, крупное предприятие может работать без остановок в течение недели и больше. Да и государство понимает важность сплава для лесопромышленного комплекса, и около 10 лет назад оно даже кредитовало создание межсезонных запасов древесины.

Ежегодно лесопромышленники Архангельской области связывают с лесосплавной навигацией большие ожидания. Как правило, к маю − началу июня деревообрабатывающие предприятия «подъедают» все зимние запасы древесины (весной сырья поступает крайне мало из-за распутицы и ограничений на дорогах) и с началом лесосплавной навигации получают объемы древесины, достаточные для продолжительной работы в обычном режиме. Так было и в нынешнем году.

Зимой 2005–2006 года приречные леспромхозы Архангельской области подготовили к отправке потребителям 116 плотов на 1 025 000 м³ древесины − хлыстов, балансов, пиловочника и дров. Больше всего плотов − 76 − подготовили леспромхозы, расположенные вдоль главной водной магистрали региона − Северной Двины. Объем уложенной в плоты древесины составил здесь 800 000 м³, остальные плоты были сформированы на Вычегде, Мезени, Пинеге. Перерабатывающие предприятия (в целом по области) оплатили около половины всей древесины.

У природы нет плохой погоды

О том, что сплавная навигация 2006 года будет тяжелой, стало ясно еще в декабре 2005-го. Осенью и зимой прошлого года на территории области стояла аномально теплая погода, и реки до середины декабря не могли уйти под лед − даже старожилы не могли вспомнить, когда еще ледостав на Двине был таким поздним. А когда лед все-таки образовался, то уровни воды были крайне низкими. Единственная надежда была на снежную зиму. Но и зима «подкачала»: в январе природа щедро одарила поморскую землю дождями, а затем суровыми бесснежными морозами.

Все это привело к тому, что запасы воды в снеге на конец марта везде были ниже нормы. В бассейнах Онеги, Ваги, Пинеги и Мезени запасы воды в снеге составляли лишь около 75% от нормы, в бассейнах Сухоны, Юга, Вычегды − около 90%. Тогда как в 2005 году они были в пределах и выше нормы. Да и высота снежного покрова в лесах в нынешнем году была на 10–15 см ниже нормы, что не позволяло надеяться на значительное повышение уровней воды во время второй волны паводка.

За месяц до паводка ожидалось, что нынешний ледоход пройдет на уровнях подъема воды на 30–80 см ниже нормы, а сроки стояния съемных горизонтов будут не дольше 2 недель. Однако с началом ледохода стало понятно, что прогнозы были даже чересчур оптимистичными: нынешний паводок прошел на уровнях на 150–300 см ниже нормы. Вода не то, что не подняла плоты, она даже не зашла на некоторые плотбища, и, как результат, ни один плот после первой волны паводка не всплыл. С таянием снега в лесах началось кратковременное (около 10 дней) повышение уровней воды. В результате удалось снять с плотостоянок лишь несколько плотов, причем у некоторых приходилось отделять секции и выводить их на передержку.

Такое маловодье даже в Севгидромете вспомнили с трудом. Последний раз столь низкие уровни паводка были 67 лет назад − в расстрельном 1937-м. После этого паводок поднимал плоты всегда. До нынешней весны. Сегодня даже термин вспомнили − «маловодье».

Самой полноводной в нынешнем году стала Вычегда − река на юге Архангельской области. По ней поставляется лес на Котласский ЦБК. Здесь после первой волны паводка вода поднялась еще на 160 см. Это позволило снять с плотбищ свыше 82 000 м³ древесины в плотах, из них 61 500 м³ были поставлены на передержку на реке с тем, чтобы чуть позже доставить их главному переработчику. И когда вы читаете этот материал, все плоты должны поступить на Котласский ЦБК. Неосвоенными на Вычегде остались лишь 56 500 м³ древесины в плотах. В нынешнем году такой показатель − уже успех.

На Северной Двине всплыл лишь один плот, на Пинеге − два, один из которых удалось довести до Архангельска, а второй сел на мель из-за отсутствия на реке средств навигационной обстановки.

Полмиллиарда не гвоздь, а памятник!

На созванном в начале мая совещании руководителей леспромхозов, транспортных компаний с администрацией области обсуждался вопрос, что делать для освоения «обсохшей» древесины.

За несколько первых дней на перерабатывающие предприятия области не поступило ни одной баржи с лесом. В результате переработчики, «подъевшие» за зиму запасы сырья и возлагавшие большие надежды на плотовой сплав, остались на голодном пайке. Некоторые предприятия вынужденно встали на «плановый» ремонт в надежде, что за это время ситуация исправится. Однако улучшения не произошло, и в результате лесопереработчикам совместно с лесозаготовителями предстоит искать ответ на вопрос «Что делать?».

Когда стало ясно, что плоты не всплывут, было предложено несколько вариантов спасения древесины. Один из них − там, где вода зашла на плотбище, но ее уровней не хватило для подъема плотов, было предложено делать размолевку плотов, «подраспускать» пучки с тем, чтобы при неизменном объеме увеличить их площадь и при этом уменьшить осадку. Однако сразу стало ясно, что основная работа будет вестись по освоению древесины и ее доставке переработчикам автомобильным, железнодорожным транспортом, а также баржами.

Для этого сплавщикам необходимо расформировать подготовленные плоты, перевезти древесину к месту погрузки и погрузить ее. Легко сказать, да трудно сделать! Выполнить данную работу будет не так-то просто, ведь сейчас на плотбищах стоит вода, и хотя ее уровней не хватает для снятия плотов, завести туда технику для их расформирования и перегрузки древесины весьма проблематично, а плавучие краны не могут подойти к плотам, поскольку существующих глубин для них недостаточно.

Кроме того, такое «освоение» древесины требует дополнительных затрат. По предварительным оценкам, затраты на эту операцию составят от 350 до 550 рублей за 1 м³ древесины, уложенной в плоты. Умножаем эту сумму на 1 млн м и получаем, что потери сплавщиков (а это и так далеко не самые богатые леспромхозы) составят около 350–550 млн рублей. Здесь стоит вспомнить, что в прошлом году лесозаготовительные предприятия области отработали с убытком 210 млн рублей, а если к этому добавить еще 450 млн, то ситуация для лесозаготовительной отрасли становится катастрофической.

Власть поможет?

Собравшиеся в администрации области специалисты решали, что делать для исправления критической ситуации с лесосплавом. Губернатор Николай Киселев издал распоряжение о создании при администрации области оперативной группы для координации действий по освоению древесины, уложенной в плоты зимней сплотки и подготовленной к отправке потребителям в судах. Данная комиссия координирует действия лесопромышленных и транспортных компаний, обладает полной информацией о том, где находятся плоты и баржи с лесом, как идет переформирование плотов.

Кроме того, на совещании в областной администрации было принято обращение в правительство РФ с просьбой компенсировать дополнительные затраты лесосплавных предприятий на освоение древесины, поскольку эти затраты могут лечь неподъемным бременем на леспромхозы и, как следствие, на лесные поселки, а это грозит социальными проблемами. Аналогичный вопрос будет рассматриваться на очередной сессии областного Собрания депутатов.

Понятно, что государство не компенсирует лесопромышленникам все потери. По мнению депутата областного собрания Антонины Драчевой, у региона есть как минимум 2 способа помочь леспромхозам. Во-первых, предоставить налоговый кредит, а во-вторых, выделить средства на погашение ставок по коммерческим кредитам, которые предприятия возьмут в банках для компенсирования своих затрат на доставку сырья. «Причем бюджет должен погасить платежи по процентным ставкам полностью, − высказала свою позицию А. Драчева. − Ситуация со сплавом, возникшая в этом году в связи с очень малоснежной зимой и низкими уровнями паводковых вод, требует пристального внимания со стороны всех заинтересованных сторон, в первую очередь со стороны администрации области. Лесопромышленники очень надеются на поддержку властей, ведь очевидно, что за сырьевым кризисом в область неминуемо придет кризис социальный − тысячи людей могут остаться без работы».

По словам заместителя главы администрации области по управлению природными ресурсами и экологии Александра Давитиашвили, уже сейчас областная власть ищет возможность финансовой поддержки пострадавшим заготовителям. Администрация области действует в 2 направлениях: через Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров России готовится обращение в правительство страны с просьбой о поддержке, а на региональном уровне исполнительная власть намерена поставить вопрос на обсуждение областного собрания.

Маленькая тележка

Однако это еще далеко не все вопросы, которые предстоит решать лесопромышленникам (в первую очередь сплавщикам) в нынешнем году. Еще одной трудноразрешимой проблемой могут стать короткие сроки навигации. В прошлом году навигация на главной водной магистрали была закрыта в середине сентября. И в 2006 году ее сроки ранее предполагалось сделать такими же. Но до этого времени лесопромышленники вряд ли смогут отправить баржами всю заготовленную древесину. Поэтому областному Департаменту транспорта и связи рекомендовано продлить сроки содержания навигационной обстановки на Северной Двине по возможности до ледостава. Кроме того, необходимо предусмотреть возможность проведения дноуглубительных работ на реках области с целью их максимально долгого использования для перевозки леса и других грузов.

Также важно решить проблему сохранения качества сырья, уложенного в плоты. Если все сырье доставить в перерабатывающие центры баржами, необходимо будет перегрузить его и в течение нескольких месяцев организовать хранение, поскольку сразу все поступившее сырье не переработать. Обычно, получив плот, переработчики продолжительное время держат древесину в воде − это единственный способ уберечь ее от высыхания. И по логике, лес с барж нужно вновь опускать на воду. А как его держать в воде, если бревна не увязаны в пучки? Таким образом, переработчикам предстоит решать еще одну проблему.

Весточки с фронта

Больше всего плотов с начала навигации всплыло на Вычегде. Из почти 20 плотов на 139?700 м³ удалось снять с плотбищ больше 82?000 м³.

На Северной Двине удалось снять с плотбищ один плот полностью, еще один был сформирован из двух, которые удалось снять лишь частично. Таким образом, из 800 000 м³ древесины, уложенной в плоты на Северной Двине, удалось отправить потребителям около 30?000 м³. Остальное, как ожидается, придется перегружать на суда, железнодорожный и автомобильный транспорт.

На Пинеге удалось снять с плотбища и доставить в Архангельск один плот на 6500 м³. Однако при попытке вывести с Пинеги второй плот он сел на мель из-за отсутствия навигационной обстановки на реке.

На Мезени и Вашке из 4 подготовленных плотов на 8500 м³ удалось доставить на Мезенский ЛДК 5700 м³ древесины. Понятно, что таких объемов сырья крайне недостаточно для долговременной стабильной работы предприятия, а больше сырья лесозаводу взять неоткуда. Распиловка сырья началась 1 июня. Первоначально планировалось, что лесопильный цех проработает 3 месяца. Однако сегодня этот срок под большим вопросом − сырья слишком мало.

Более-менее успешно проходит сплав на Онеге. Здесь к сплаву в плотах было подготовлено около 59 000 м³ древесины (в основном, от ЗАО «Ярнемалес» и ОАО «Онежское лесосплавное предприятие»), из них к середине мая было отправлено потребителям 46 200 м³, уложенных в 41 плот. В настоящий момент сплав на Онеге завершен.

Александр ГРЕВЦОВ