Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Выставки, семинары, конференции

«Вечное» топливо

22 июня в Комитете по экологии Госдумы РФ прошел круглый стол «Экологические проблемы использования биомассы леса в качестве энергоносителя». Тема эта далеко не новая и в последнее время обсуждаемая все чаще и чаще. В России, занимающей первое место в мире по лесным ресурсам и имеющей свыше 20% мировых запасов древесины, с каждым годом накапливается все больше спелой, перестойной, поврежденной древесины, сухостоев и горельников. Это уже не деловая древесина, ее использование ограничено. Но применение ей найти можно и даже нужно.

Одно из важных направлений использования такой древесины − в качестве биотоплива. Пока это направление развивается в России крайне низкими темпами: в энергобалансе страны доля древесины составляет всего около 0,4%, зато постоянно растет потребление газа. В то же время альтернативные источники энергии активно применяются во многих развитых странах. Доля биотоплива в их энергетическом балансе превышает 30%. Так, в США мощность электростанций, использующих как топливо биомассу (древесину, растительные отходы), уже достигла 8000 МВт, что эквивалентно мощности 8 атомных энергоблоков.

Применительно к России использование древесины в качестве энергоносителей наиболее рентабельно для коммунальных хозяйств небольших городов и поселков, удаленных от магистральных газопроводов, где теплоэнергетическое снабжение обеспечивается в основном за счет привозного угля и мазута. И что тоже немаловажно, это позволило бы нам решить ряд экологических проблем. Например, снизить токсичные выбросы в атмосферу по сравнению с углем в 2−2,5 раза по диоксиду азота и раз в 10 по выбросам мелкодисперсных частиц. Мы могли бы также решить проблему утилизации древесных отходов и ликвидации многочисленных свалок, а заодно и добиться улучшения состояния лесных насаждений, поскольку перестойные и низкотоварные деревья и отходы, образующиеся при заготовке древесины, захламляют наши леса.

Вряд ли кто сможет оспорить перспективность этого направления. Однако есть ряд причин, сдерживающих его развитие, например:

  • отсутствие четкой государственной политики, стимулирующей расширение масштабов энергетики на основе местных экологических чистых источников энергии, включающих малоценную древесину, отходы деревопереработки;
  • отсутствие федеральных и региональных программ развития возобновляемых видов энергетики на основе древесной биомассы, в том числе в энергодефицитных регионах;
  • отсутствие системной оценки и инвентаризации генерирующих мощностей в структурах ЖКХ, доступных для перевода на энергоносители на основе биомассы;
  • риски инвестиций в отрасль, связанные с отсутствием документально обоснованной оценки объемов древесины, пригодной для обеспечения устойчивого энергоснабжения;
  • отсутствие мер государственной поддержки малого бизнеса в этой доступной для него отрасли энергетики;
  • отсутствие в федеральных и региональных планах по лесовосстановлению пунктов, предусматривающих развитие сырьевой базы для энергетического использования древесины.

В последнее время в ряде регионов России стали появляться промышленные производства по изготовлению высокоэффективных энергоносителей из древесины. И хотя их мощности пока не соответствуют ресурсам и потенциальным потребностям соответствующих инфраструктур, начало уже положено и есть надежда, что в будущем отдельные начинания коммерческих компаний выльются в широкомасштабные преобразования структуры энергетического баланса. Разумеется, не без государственной поддержки.

Так, генеральный директор ОАО «Рыбинский завод приборостроения» Николай Крундышев рассказал участникам круглого стола о проекте, который реализуется на территории Ярославской области и активно поддерживается областной администрацией. В настоящее время там создается демонстрационный комплекс, перерабатывающий торф и древесные отходы. Полученное в результате биотопливо будет использоваться в энергетике, коммунальном хозяйстве. На следующем этапе проекта запланировано создание мобильного комплекса пеллетизаторов. 5−6 КамАЗов с прицепами будут выезжать в лес и прямо в леспромхозе, на месте лесозаготовок, древесные отходы будут перерабатываться в древесные гранулы.

Дровяная древесина сегодня в России стоит очень дешево − вот почему с ней обычно предпочитают «не связываться». По мнению выступавшего, законодательным решением нужно запретить оставлять ее в лесу. Он также предложил «объединить» лесника и энергетика для их взаимной выгоды. На базе энергетических комплексов можно было создать пункты приема дровяной древесины и древесных отходов. Таким образом, лесники не только избавились бы от сухостоя, очистили свою территорию, но и получили бы деньги, а энергетики − дешевое топливо и энергию. В настоящее время ярославские специалисты просчитывают экономику различных технологий: прямого сжигания биомассы, превращения ее в газ и пеллетизации. Испытания всего оборудования пройдут в октябре нынешнего года.

Пока Н. Крундышев подробно и интересно рассказывал о проекте, в зале возник вопрос: «Можно ли использовать для изготовления древесных гранул так называемый „топляк“ − древесину, затонувшую в процессе лесосплава? Ведь это − древесина повышенной влажности». Докладчик объяснил, что большинство пеллетизаторов рассчитаны на 10-12-процентную влажность древесины и однородное сырье, но уже сегодня отдельные фирмы начали выпуск оборудования, перерабатывающего любые древесные отходы.

Выступающий Валентин Круглов рассказал о проекте Нижегородской области, который осуществляется при поддержке московского офиса ЮНЕП. В качестве экспериментальной площадки был выбран удаленный сельский район с угольными котельными. Стали рассматривать возможности перевода котельных с угля на древесные отходы. Оказалось, что для этого даже не понадобится модернизировать котельные. Проблема лишь в том, что сами котлы старые и могут не выдержать испытаний: процент их износа колеблется от 50 до 100%. Зато реализация проекта существенно сэкономит областной бюджет, вредные выбросы в атмосферу снизятся не менее чем в 3−4 раза, как и риски заболеваемости населения, − очевидная выгода. А ведь подобных районов на угольных котельных много не только в Нижегородской области, но и по всей РФ. «Нет сомнений, − сказал докладчик, − что биомассы, накопившейся в России, хватит на перевод всех котельных с одного вида топлива на другое».

Впрочем, заместитель председателя Комитета по экологии Госдумы, депутат Александр Косариков предложил в этом усомниться и все-таки точнее подсчитать, хватит ли России древесного сырья, в случае массового перехода на него в будущем. Чтобы потом не породить себе новых проблем.

Особенно активно в процессе создания биотоплива работает сегодня такой регион, как Республика Коми. Нефть, газ, уголь, горючие сланцы в основном сконцентрированы в северной части республики, на остальной территории преобладают лесозаготовки. С тех пор как в Коми побывал российский президент в апреле текущего года, об альтернативных видах топлива в этом субъекте Федерации задумываться стали еще чаще. Инвестиции в реализуемый там проект по производству биотоплива и перевод на них муниципальных котельных составляют 320 млн рублей. Благодаря данному проекту в течение года Коми намерена снизить выбросы углекислого газа на 44 000 тонн…

Не стоит забывать и то, что биомассой называются не только древесные отходы, но и масличные, сахаросодержащие культуры, солому, торф, отходы животноводства и даже бытовой мусор. То, что рост цен на энергоносители в дальнейшем заставит перейти на широкое применение нетрадиционных источников энергии, в первую очередь почувствовали не столько промышленные, сколько крупные сельхозпредприятия, многие из которых уже заявили о готовности развернуть производство биотоплива или сырья для него.

Например, холдинг «Юг Руси» объявил о запуске производства биодизеля, Волгоградская ассоциация промышленных предприятий «АсАгро» намерена построить завод по переработке рапса на масло и биодизель. Аналогичные намерения высказывает и ассоциация производителей рапсового масла, созданная агрохолдингами Липецкой области. Проблема, однако, в том, что большинство этих проектов ориентировано не на отечественный рынок, а на экспорт биотоплива в страны, делающие ставку на альтернативную энергетику.

То же касается и производства твердого древесного топлива − пеллет. Проекты по строительству заводов по производству древесных гранул реализуются в Архангельской, Калужской, Тверской и Ленинградской областях, в Красноярском крае и Карелии. Стоимость строительства одного такого завода колеблется от $2 до 10 млн. Но все затраты при поставках продукции на экспорт окупаются в течение 2 лет. Пока же на пеллетах в России работают лишь частные котельные и небольшое число коммунальных служб в лесных регионах, остальное продается за рубеж.

По подсчетам отдела биоэнергетики некоммерческого партнерства «Лесопромышленная конфедерация Северо-Запада России», при нынешнем объеме производства лесопромышленного комплекса региона и использовании расчетной лесосеки в области древесной биомассы получается 16,3 млн м3 отходов в год. Из этого объема можно получить около 4 млн тонн условного топлива. Сейчас суммарные мощности пеллетных заводов Северо-Запада превышают 200 000 тонн в год. Данный регион России по справедливости считается самым «продвинутым» по производству биотоплива. Но хочется верить, что для других регионов все еще впереди.

Участники круглого стола рекомендовали Госдуме РФ сформировать рабочую группу, которая бы занялась анализом и разработкой предложений по законодательной поддержке развития местных источников возобновляемой энергетики на основе биомассы леса (низкотоварной древесины, древесных отходов). Еще больше «заданий», как обычно, получило российское правительство:

  • включить в перечень технических регламентов еще один «О безопасном и устойчивом использовании лесной биомассы в энергетике»;
  • включить в разрабатываемую «Стратегию развития лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности на период до 2015 года» раздел по энергетическому использованию древесной массы, отходов деревопереработки с последующим восстановлением лесных ресурсов;
  • ускорить разработку плана мероприятий по стимулированию увеличения доли энергии, получаемой при переработке древесных отходов и низкотоварной древесины;
  • рассмотреть вопрос об отмене таможенной пошлины на технологическое оборудование для энергетического использования лесной биомассы;
  • с учетом энергетического районирования территорий разработать комплекс мероприятий по модернизации коммунальных энергетических систем с тем, чтобы перевести их на эффективное использование древесных отходов в качестве энергоносителей для коммунального теплоснабжения.

Иветта КРАСНОГОРСКАЯ