Партнеры журнала:

На заметку

Этапы лесного пути

Кто только и когда в России не «болел душой за лес», однако только благодаря Всевышнему, который создал на огромной территории российского государства великолепные лесные массивы, мы до сих пор все еще ведем дискуссии о том, как нам лучше обходиться с нашим «зеленым золотом» ввиду того, что оно у нас все-таки еще есть, и в изрядном количестве.

Однако все меньше леса именно там, где его легче всего добыть, -слишком шустро в периоды «мутной воды» ловили, да и ловят эту «золотую рыбку». А какими же «лесными конституциями» охраняло и улучшало положение дел с лесом само государство? Вот некоторые из них, «эпохальные», если можно так сказать.

1924 год − два постановления «Об изменении порядка финансирования лесного хозяйства и мерах поднятия лесного дохода». В них указывалось, что древесина отпускается учреждениям и предприятиям на торгах.

7 января 1926 года ЭКОСО (Экономическое совещание РСФСР) приняло постановление, в котором в числе прочих целей лесного хозяйства называлось извлечение наивысших доходов, постоянство и планомерность использования древесных запасов. Речь шла о том, чтобы «отбросить в историю плановое снабжение гос­учреждений и предприятий и поставить их в условия соревнующихся интересов».

В феврале 1927 года были внесены изменения в содержание статьи 23 Лесного кодекса и опубликованы комментарии к ней, определившие, что из лесов общегосударственного значения древесина отпускается учреждениям и предприятиям на соревновательных торгах, а исключения из этого правила могут иметь место лишь по особому разрешению ЭКОСО республики.

В постановлении ВЦИК от 1923 года было записано: «Обеспечение древесиной как трудового населения, так и государственной потребности лесной промышленности». Достичь этого предполагалось, отказавшись от лесоводственных требований к рубкам главного пользования, т. к. они затрудняли получение необходимого количества древесины. В «Инструкции для отпуска леса из общегосударственных лесов РСФСР» 1926 года значилось: «Величина отпускаемой единицы (делянки) устанавливается в зависимости от местных экономических условий, имея при этом в виду приспособление отпуска леса к требованиям и запросам лесополучателей. При возможности больших запродаж однородного леса в одни руки крупным лесопокупателям делянки отводить большими площадями − целыми лесосеками и даже урочищами».

Также в 1926 году была принята «Инструкция для устройства, ревизий устройства и лесоэкономического обследования общегосударственных лесов РСФСР». В ее основе лежал принцип постоянства и равномернос­ти пользования и обеспечения наивысшей доходности от устроенных лесов; указывалось на необходимость сохранения оборота рубки и равномерного распределения насаждений по классам возраста.

1927 год − постановление ЭКОСО РСФСР. Этим постановлением было определено: лесосеки не продавать, а распределять.

1929 год − постановление ВЦИК «О состоянии и перспективах развития лесного хозяйства». Систему лесоустройства предлагалось пересмотреть в сторону ее упрощения и максимального приспособления к интересам и задачам эксплуатации леса как по промышленной линии, так и для полного обеспечения экспорта, утверждалось полное организационное объединение лесного хозяйства и лесной промышленности. Лесхозы и леспромхозы должны были строиться по принципу социалистического производственного предприятия под руководством членов партии.

Если раньше целью лесного хозяйства было увеличение доходности лесного участка за счет улучшения структуры лесного фонда и сортиментной структуры заготовляемой древесины, то теперь целью становилась рубка леса самыми дешевыми способами. Рассуждали так: «Природа сама восстановит вырубленное». А в результате экологическая обстановка резко ухудшилась из-за безграмотной и беспощадной рубки.

1931 год. Для улучшения экологической обстановки Совнарком СССР принимает постановление, которым все лесные массивы СССР были разделены на зоны лесопромышленного и лесокультурного значения. Была выделена водоохранная зона шириной 20 км вдоль рек Десна, Днепр, Волга, Молога, Шексна, Ока, Москва, Клязьма, Кама, Белая, Вятка, Унжа, Ветлуга.

Начался период возрождения лесоустройства. При СНК СССР образуется Главное управление лесоохраны и лесонасаждений (Гослес­охрана). Разработана «Инструкция для полевых лесоустроительных работ на 1938 год» и «Временные правила для составления планов лесного хозяйства по лесоустроительным планам 1937−1938 гг.». В инструкции уточнялись цели ведения лесного хозяйства в водоохраной зоне, определялись хозяйственные мероприятия, которые следовало проводить для улучшения гидрологического режима рек. Этот документ действовал до 1946 года, когда Гослесохрана утвердила новый − «Инструкцию для устройства и ревизии устройства водоохранных лесов», в которой стояли задачи увеличения объемов рубок ухода за лесом, налаживания санитарной и противопожарной охраны лесов.

1939 год − «Правила рубки леса в эксплуатационной части водоохранной зоны и рубки перестойного леса в запретных полосах водоохраной зоны». Основным правилом документа являлись сплошные лесосечные рубки. Устанавливалась ширина лесосек: в сухих лишайниковых борах − 50 м, в остальных для хвойных − 100 м, для мягколиственных − 250 м.

1940 год − «Инструкция по подготовке и отводу лесосечного фонда в лесах Наркомзема СССР», один из пунктов которой гласил: «Размещение мест рубок должно проводиться в соответствии с утвержденным в техническом проекте планом рубок на принципах концентрированной рубки с тем, чтобы наиболее рационально использовать лесной фонд и иметь наименьшее протяжение эксплуатируемых за год путей».

1943 год − постановление СНК СССР «О порядке отвода лесосек в лесах Государственного лесного фонда СССР и лесосечном фонде на 1943 год», которое разделило леса на три группы по народнохозяйственному значению.

Леса I группы выполняли функцию защиты среды. Ко II группе были отнесены леса малолесных и среднелесных районов России (за исключением лесов I группы), где велось интенсивное лесное хозяйство. К III группе относились все леса, расположенные в многолесных районах страны; и использовались они по потребностям народного хозяйства.

1950 год. Появились первые «Правила рубок главного пользования в лесах СССР». Они устанавливали ширину лесосек во II группе лесов для хвойных пород во второй и третьей зонах − 100 м, а сроки примыкания в зависимости от породы и типа леса − от 3 до 5 лет. Для III группы, где проводились механизированные лесозаготовки, при вывозке автотранспортом или тракторами − 500 м. Длина лесосек − 2 км. Сроки примыкания: для сосны − 3 года, мягколиственных пород − 2 года.

1952 год − «Правила лесовосстановительных рубок в лесах I группы, запретных и защитных полос вдоль рек, шоссейных и железных дорог». Эти правила утвердили возраст рубки сосны − 161 год, сосны в лишайниковых, мшистых и сфанговых борах 4−5 классов бонитета − 141 год, ели − 141 год, березы, липы − 81 год, осины и ольхи − 61 год. Ширина лесосек по всем породам должна была составлять 50 м. Сроки примыкания: у сосны − 5 лет, ели − 4 года, мягколиственных − 3 года. Эксплуатационные леса продолжали истребляться, вследствие этого происходила смена пород.

1954 год − «Инструкция о порядке разработки лесосек при комплексной механизации заготовок леса с учетом необходимости оставления подроста и молодняка как хвойных, так и твердолиственных пород».

В начале 50‑х годов был утвержден важный документ «Инструкция по устройству и обследованию лесов государственного значения СССР», в одном из пунктов которого записано: «Лесоустройство в своих действиях исходит из задач наиболее рационального с народнохозяйственной точки зрения использования и расширенного воспроизводства древесных запасов и всей продукции лесного фонда устраиваемого объекта, наилучшей постановки охраны и защиты наличных насаждений, поднятия их качества и производительности, использования и усиления особых свойств этих насаждений и наиболее успешного решения общих задач советского лесного хозяйства». После появления этой инструкции вместо планов лесоэксплуатации стали разрабатываться проекты ведения лесного хозяйства.

В 1962 году были утверждены новые правила рубок: ширина лесосек в лесах III группы стала зависеть от породы. В частности, для хвойных пород она составляла 500 м. Для лесов II группы не разрешалось увеличить ширину лесосек при утверждении лесосырьевых баз, но в то же время была увеличена ширина лесосек по ели − со 100 до 200 м. В лесах I группы ширина лесосек увеличилась с 50 до 75 м по сосне, 100 м по ели и 250 м по мягколиственным породам деревьев. Снизился срок примыкания: по сосне − с 5 до 4 лет, ели − с 4 до 3 лет, мягколиственным − с 3 до 1 года. Эти правила вызвали возражения со стороны специалистов лесной промышленности.

1963 год − постановление Совета министров СССР «О мерах по развитию лесозаготовительной промышленности в многолесных районах Северо-Запада, Урала, Сибири и Дальнего Востока». Самым главным в нем было то, что для лесов II группы была увеличена ширина лесосек по сосне со 100 до 250 м и ели с 200 до 250 м; снизился срок примыкания по хвойным с 3−4 до 2 лет и мягколиственным с 1 года до ежегодно. При вывозке по железной и автодороге с твердым покрытием было разрешено делать лесосеки в лесах II группы для всех пород, кроме кедра, шириной 500 м.

В результате проведенных работ в 1975−1979 годах выяснилось, что ресурсы в европейской части России значительно истощены.

1977 год − принятие закона об утверждении основ лесного законодательства СССР.

1978 год − принятие Лесного кодекса РСФСР.

1979 год. Введены новые правила рубок, утвержденные Государственным комитетом по лесному хозяйству СССР. Согласно этим правилам, в лесах II группы длина лесосек определялась размером квартала, но не должна была превышать 2 км. Впервые в I группе лесов на базах лесозаготовительных предприятий разрешалась большая ширина лесосек и меньший срок примыкания, чем у прочих лесозаготовителей. Для каждого региона устанавливались свои правила рубок.

1986 год. Гослесхоз утвердил первую часть «Инструкции по проведению лесоустройства в едином государственном лесном фонде СССР». Согласно этому документу, все леса, в том числе и колхозные, должны были устраиваться по единой методике. Вторая часть инструкции, рег­ламентирующая камеральные работы, была утверждена в 1990 году. Она разработана на основе положений «Концепции развития лесного хозяйства СССР до 2005 года», утвержденной 6 мая 1989 года. Концепция определяла составление долгосрочных программ по рациональному использованию и воспроизводству лесных ресурсов на двух уровнях. На первом ими являлись основные положения организации и развития лесного хозяйства конкретного лесхоза на ревизионный период. Методы расчета размера главного и промежуточного пользования оставались прежними, хотя за основу был принят принцип постоянства пользования и предлагалась методика вариантного расчета размера пользования на основе динамики лесного фонда на длительный период.

В связи с тяжелым положением лесной промышленности (снижение объема лесозаготовок), Государственный комитет по лесу издал приказ № 110 от 13 сентября 1991 года «Об уточнении основных положений по проведению рубок главного пользования и лесовосстановительных рубок в лесах СССР», в соответствии с которым ширина и площадь лесосек приближалась к лесоводственным нормам. Согласно приказу, при сплошных рубках в лесах I группы площадь лесосек устанавливалась для хвойных пород в размере 5−10 га, мягколиственных − 15 га при ширине лесосек − не более 100−150 м. В лесах II группы: для хвойных − не более 15 га, мягколиственных − не более 20 га при ширине лесосек − не более 150−200 м. В лесах III группы площадь лесосек всех насаждений не должна была превышать 50 га при ширине до 500 м.

1993 год − постановление Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие основ лесного законодательства Российской Федерации». В статье 8 этого документа закреплялось отделение функций управления лесным фондом от заготовки древесины в порядке рубок главного пользования. Таким образом, предприятия лесного хозяйства освобождались от обязанности заготавливать древесину в промышленном масштабе. У лесхозов изымались цеха по переработке леса. Теперь основным способом зарабатывания собственных средств для них стала заготовка древесины в порядке рубок промежуточного пользования. При недостатке бюджетного финансирования лесхозы стали активно проводить рубки ухода − проходные рубки и рубки обновления, обеспечивающие значительный выход деловой древесины. Этим же документом вводился институт аренды участков лесного фонда. Также было разрешено продавать на торгах древесину на корню.

1994 год. Введены правила рубок главного пользования в равнинных лесах европейской части России, утвержденные Федеральной службой лесного хозяйства. Параметры рубок в лесах I и III группы сохранились, а величина лесосек в лесах II группы увеличилась.

Тогда же Рослесхоз утвердил очередную лесоустроительную инструкцию. По инструкции, лесоустроительную информацию надлежало хранить в записи на магнитных носителях с тем, чтобы создавать банки данных с повыдельными и картографическими базами. На основе этих данных предус­матривалось постоянное обновление данных по лесному фонду. Однако получения достоверной информации добиться не удалось.

Основы лесного законодательства были разработаны еще до принятия Конституции Российской Федерации, что обусловило наличие в них ряда противоречий с основным законом России, поэтому 4 февраля 1997 года они были отменены с введением в дейст­вие Лесного кодекса Российской Федерации. Новый законодательный акт перераспределил полномочия между федеральной властью, субъектами Российской Федерации и муниципальной властями. Порядок предоставления участков лесного фонда теперь должен был проходить через аренду. Финансирование воспроизводства лесов должно было идти через бюджет.

Прописанная в кодексе система финансирования лесного хозяйства работала не полностью. Регионы выделяли чуть больше половины требуемых для лесовосстановления средств. Остальные средства лесхозы должны были добывать за счет рубок ухода. Вскоре последовало внесение изменений в кодекс, и средства от проведения аукционов по продаже делянок стали перечисляться не лесхозу, а в бюджет. Аукционы прекратили свое существование.

1998 год. Опубликованы «Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами Российской Федерации». Пока это лишь декларация о намерениях.

А. ЛЕСНОВА