Технологии: выход на высокий уровень
Для лесного бизнеса постоянное развитие и вывод на новый уровень технологии производства − не только требование рынка, но и необходимое условие выживания. Именно поэтому без включения в технологический процесс производства системы автоматизированного управления и контроля не обойтись.
Сегодня нигде в мире нет отдельной лесозаготовительной или деревообрабатывающей отрасли, а есть лесной бизнес. В последние годы позиции лесного бизнеса существенно снизились. Некоторые эксперты даже говорят о кризисе. Но в бизнесе не столько важно положение, в каком он находится, сколько направление, в каком он движется. На востоке даже слово «кризис» пишется двумя иероглифами − «опасность» и «возможность». Для лесного бизнеса эта возможность − в автоматизации управления производством. Именно это направление сегодня выбирают многие лесопромышленники.
Зачем?
Есть две основные причины автоматизации производства. Первая − когда цель предприятия − сократить издержки, количество персонала, получить высокую производительность, одним словом изменить технологию работы предприятия. Вторая − когда у предприятия вообще отсутствуют технологии как таковые. Но в любом случае в первую очередь это оценка и анализ, осознание существующих проблем. И только потом комплекс инженерных решений, связывающих все оборудование предприятия в единое целое. Но оборудование без автоматизирующих технологий − просто груда железа, причем дорогостоящая. Сегодня существуют два оптимальных способа работы в этом направлении, через которые прошли все крупные российские холдинги, − повторная автоматизация оборудования, уже отработавшего несколько лет, или покупка нового иностранного оборудования с последующей автоматизацией его в России.
«Железо» старое, автоматика новая
Не секрет, что для многих российских предприятий лесной отрасли приобретение нового оборудования достаточно накладно. Срок его окупаемости − порядка 8−10 лет. Из-за неблагоприятного инвестиционного климата, обусловленного высокими рисками лесного бизнеса, привлечь крупного инвестора проблематично, а условия банков, которые и так неохотно дают «длинные деньги», не всегда приемлемы. Но развивать бизнес необходимо, поэтому в период ограниченности денежных ресурсов многие предприятия приобретают не новое оборудование, а оборудование хорошего производителя, отработавшее уже несколько лет и не требующее значительных вложений. Поскольку отечественное машиностроение не производит многие виды оборудования, необходимые для предприятий ЛПК, основной объем капитальных вложений направляется в покупку импортной техники.
Во многих европейских странах существующие на предприятиях программы модернизации технологических процессов требуют раз в 3−5 лет замены оборудования, поэтому предыдущее распродают. Для российских компаний это хороший вариант. Разница в стоимости такого оборудования по сравнению с новым − в 3 раза. Однако здесь возникает проблема − локализация автоматики приобретенного оборудования. Локализация − это не только перевод программного обеспечения на русский язык. Система учета и отчетности должна соответствовать требованиям российского законодательства и отвечать российским госстандартам. Поэтому возникает ситуация, когда достаточно хорошее оборудование не может работать с такой автоматикой. Приводить в рабочее состояние существующие конфигурации − смысла нет, т. к. зачастую требуются значительные перестройки в программе, логике работы, а иногда вообще необходимы новые отчетные формы. В этом случае выход один − поставить новую автоматику. В этих условиях получить поддержку от иностранных инженеров практически невозможно.
Новые схемы
Сравнительно новая тенденция на российском рынке − покупка новых технологий с разделением на оборудование и автоматику. Обычно иностранные поставщики предлагают комплексное решение − оборудование с мощной системой автоматизации. В этом есть свои преимущества, поскольку не приходится дополнительно тратить время на поиски инженерной компании. Однако при эксплуатации лесопромышленники сталкиваются с определенными трудностями. Иностранные специалисты уступают в оперативности: срок реакции зарубежных фирм на запросы клиентов (например, сбои в программе) составляет от недели до месяца. В то время как отечественные инженеры готовы приступить к работе в течение суток. Кроме того, техническая поддержка зарубежными специалистами в основном осуществляется через переводчика. И в этом случае камнем преткновения может стать пресловутый «языковой барьер». Поэтому если с автоматикой возникают неполадки, то устранить их, получив консультацию, например, по телефону, проблематично. Одним из ключевых критериев остается и оптимальное соотношение цены и качества. Услуги российских специалистов гораздо дешевле, при этом наши инженеры-программисты сегодня по праву считаются лучшими в мире.
Практический опыт
Одно из ведущих сыктывкарских предприятий «Севлеспил» работает по двум этим схемам. В 2002 году руководство завода приняло решение заменить существующую систему управления лесопильной линией на базе фрезерно-брусующего станка (Швеция-Канада). В качестве партнера был выбран ведущий на Северо-Западе архангельский инженерный центр «Автоматика-Север». К этому моменту инженеры сыктывкарского предприятия перепробовали различные способы запуска линии, но заставить ее работать с существующей автоматикой не удалось. В итоге программное обеспечение решили поменять полностью. Сотрудничество с инженерным центром оказалось плодотворным. За 4 года на заводе подобным образом заменена автоматика на линии распила, внедрены система учета круглого леса на транспортере подачи в лесопильный цех, система управления «БРУКСом» на базе измерителя бревен «Вектор 2010», автоматизированы системы приемки сырья и линия распила в составе: лесопильный агрегат HewSaw R200, окорочный станок Valon Kone, разворотное устройство Hekotek, а также сделано многое другое.
«В некоторых случаях вдыхать новую жизнь в отработавшее несколько лет оборудование, т. е. автоматизируя его заново, выгодно, − рассказывает Александр Темников, главный инженер „Севлеспила“. − По сути, стоимость нового оборудования дышит в затылок той прибыли, которое оно может принести, к тому же срок его окупаемости − не менее 8 лет. Например, лесопильный агрегат HewSaw R200 обошелся нам в 4 раза дешевле номинальной стоимости. Благодаря новой автоматике, установленной специалистами „Автоматика-Север“, сегодня он работает безупречно».
«Схемы закупки иностранного оборудования без автоматики, − рассказывает исполнительный директор „Севлеспила“ Сергей Аннушкин, − также оказались выгодными. Мы приобрели новое разворотное устройство Hekotek, а его запуск производили силами архангельских инженеров».
Критерии выбора
Несколько лет назад компании, работающие на рынке автоматизированных систем управления для предприятий лесной промышленности, можно было пересчитать по пальцам, причем российские специалисты были явными аутсайдерами. Сегодня силы и возможности отечественного и иностранного инжиниринга практически равные, при этом критерий «цена-качество» явно на стороне российских специалистов. Поэтому при выборе эффективного партнера решающими аргументами становятся опыт работы компании, в том числе по нестандартным схемам, кратчайшие сроки монтажа и настройки, модернизация существующей автоматики, ее оперативное гарантийное и сервисное обслуживание в течение всего срока эксплуатации, а также комплексный подход к автоматизации всего производства.
В начале апреля Владимир Путин на совещании в Сыктывкаре подчеркнул, что новые технологии способны сделать потенциально очень перспективную лесную отрасль конкурентоспособной. А именно современная автоматизация производства способствует эффективному развитию ЛПК и развитию глубокой переработки.