Техника и технологии

Железная рука Майкопа дотянулась до белорусских лесов

… Когда на экране компьютерного монитора видишь, как один оператор, орудуя всего двумя рычагами и двумя педалями, с легкостью поднимает, переворачивает и укладывает, как ему нужно, многосоткилограммовые толстенные бревна, поневоле начинаешь думать о нем, как о неком былинном богатыре, непобедимом не только на поле брани, но и в тяжком труде. Как-то даже забываешь о том, что силушкой своей этот обычный с виду человек обязан агрегату, который, собственно, и является главным «героем» видеофильма, − установленному на базе мощного грузовика гидроманипулятору, чья когтистая «лапа», похожая на клешню фантастического монстра, изящно и непринужденно играет с грузом любой конфигурации и тяжести.

Этот «блокбастер» мы смотрели вместе с Романом Ревяко, генеральным директором производственно-торгового частного унитарного предприятия «Виристорг». Словно дополняя закадровый дикторский комментарий, Р. Ревяко заметил: «У меня такой манипулятор из Майкопа уже отработал, как часики, больше двух лет! И без единой поломки!»

Генеральный директор знает, о чем говорит. И ему есть с чем сравнивать. Ведь его предприятие − отнюдь не новичок на лесопромышленном рынке Беларуси. Основной вид деятельности «Виристорга» − лесозаготовка и переработка круглого леса, часть которого в виде пиломатериалов экспортируется в Литву, Латвию, Германию, Польшу. То же, что потребляется в Беларуси, идет на изготовление шпал для железной дороги. А балансы отгружаются в Россию, в Калининградскую область, для изготовления бумаги. На сегодняшний день объем заготавливаемой древесины − от 3000 до 5000 м3 в месяц. На экспорт уходит от 2000 до 3000 м3 балансов и около 3000 м3 пиломатериалов.

Р. Ревяко − как он сам говорит, ветеран белорусского частного бизнеса: он не работает в государственных структурах с марта 1991 года. Предприятие «Виристорг» в его нынешнем виде (перерегистрировано в 2003 году) можно, пожалуй, уже назвать холдингом, включающим в себя разнообразные направления деятельности и весьма динамично развивающимся.

«Есть у нас и бригады по лесозаготовкам, и собственный транспорт для вывоза древесины с делянок, − рассказывает Р. Ревяко. − Филиал основного предприятия зарегистрирован в поселке городского типа Лельчицы Гомельской области, где в основном заготавливается сосна. Там у нас около 100 работников. Местные власти выделяют производственную базу, т. к. заинтересованы в создаваемых нами новых рабочих местах, ведь в этом глухом полесском районе очень многие не имеют работы».

«Наряду с этим производством, − продолжает директор, − в устав предприятия введен новый вид деятельности − строительство. То есть еще не менее 100 человек обеспечиваются стабильной работой. Имеем собственную строительную технику, автокраны. Основной бизнес планируем делать на деревянных домах, хоть и дорогих, зато самых экологически здоровых, из лесоматериалов собственного производства. Начинаем строить в Минске. Причем не только жилье, но и промышленные объекты».

Такое «планов громадье» и немалый, прямо скажем, объем повседневной работы должны бы по идее требовать полной концентрации всех имеющихся сил и средств. Однако у Р. Ревяко на этот счет своя точка зрения. С прошлой весны его предприятие стало официальным дилером Майкопского машиностроительного завода. Почему? Да потому, считает глава «Виристорга», что у этой техники прекрасные перспективы на белорусском рынке. Тем более что аналогичная продукция как белорусских, так и иных российских производителей не выдерживает с ней конкуренции ни по цене, ни, что важнее, по качеству.

Как белорусы «вышли» на продукцию из Адыгеи? Да просто на одной из выставок увидели это оборудование в работе, имели возможность сравнить с другим. Позвонили в Майкоп. Предложили вместе осваивать белорусский рынок. В мае 2005 года, когда главный инженер завода-изготовителя приехал в Минск на международную выставку «Лесдревтех», познакомились. Договорились о поставках, причем, что весьма немаловажно, с уже уплаченным в России НДС. А на будущее обсудили вопрос еще большего удешевления гидроманипуляторов путем их сборки в Беларуси из майкопских узлов.

ОАО «Майкопский машиностроительный завод», которому уже больше 60 лет, с 1985 года, одним из первых в СССР, стал заниматься производством гидроманипуляторов для лесной промышленности, лесного хозяйства, неф­тегазового комплекса, строительства, коммунального хозяйства, транспорта и других отраслей. Конструктивные особенности, параметры кинематичес­кой-схемы обеспечивают установку этих гидроманипуляторов на различные базы (автомобили, тракторы, морской и речной транспорт, а также стационарно). Установленные, например, на автомашине, они могут грузить не только бревна, но и щебень, песок, камень, металлолом.

Приобретая современное высокопроизводительное оборудование и отрабатывая технологические процессы производства, завод занимал достойное место крупнейшего производителя гидроманипуляторов в Советском Союзе, выпустив их к моменту распада единого государства более 5000 единиц. В последовавшие затем тяжелые времена перехода к рыночным экономическим отношениям коллектив завода сумел выстоять, сохранив свой мощный производственный и технический потенциал. Более того, сумел даже расширить номенклатурный ряд продукции. В частности, наладив серийный выпуск манипуляторов с грузовым моментом от 52 до 160 кНм и вылетом стрелы до 9 метров. В настоящее время выпускается 10 видов манипуляторов.

Наибольшим спросом, в частности среди белорусских лесозаготовителей, пользуется модель гидроманипулятора ЛВ 185−10 с двухконтурной системой управления, позволяющей увеличить производительность в 1,8 раза, снизить энергозатраты до 7% и повысить надежность за счет снижения динамических нагрузок при совмещении движений звеньев.

Также внедрена в производство новая модель ЛВ 184−07 с переменным грузовым моментом от 52 до 70 кНм и вылетом стрелы до 7 метров, в 1,6 раза повышающая производительность и значительно снижающая затраты энергии.

В конструкции всех манипуляторов применяется специальная низколегированная холодостойкая сталь со 100% входным контролем, позволяющая эксплуатировать механизмы в регионах с температурой до − 40°С. Надежности также способствует применение импортных комплектующих крупнейших мировых производителей гидравлики из Швеции, Германии, Италии, Финляндии.

Майкопские машиностроители не только производят гидроманипуляторы, но и монтируют их на базовые автомобили − «Урал», КаМАЗ, КрАЗ, ЗиЛ и, что особенно важно для потенциального белорусского потребителя, МАЗ.

Лесозаготовительная техника Майкопского машиностроительного завода завоевала широкое признание как в родной стране, так и за ее пределами. Свидетельством тому − многочисленные медали и дипломы представительных всероссийских и международных выставок в Москве, Вологде, Красноярске, Перми, Санкт-Петербурге. Вот и в Беларуси адыгейские машины уверенно завоевывают позиции. Для сравнения приведем такой факт: до середины прошлого лета в УП «Виристорг» поступили на реализацию всего 6 манипуляторов различных модификаций семейства «Атлант». На сегодняшний день, т. е. к середине весны 2006 года, объем реализации майкопской техники в Беларуси сос­тавляет уже 10−15 единиц ежеквартально! А если учесть, что в феврале «Виристорг» выиграл проводившийся Министерством лесного хозяйства Беларуси тендер на поставку манипуляторов, то в ближайшее время ожидается значительное увеличение количества заказов. Тем более что минские дилеры Майкопского завода настолько сами полюбили и изучили адыгейскую технику, что уже научились монтировать ее на любой транспорт и отлаживать по желанию заказчика. И гарантируют полтора года ее бесперебойной работы, да еще и постгарантийное обслуживание. А белорусские лесопромышленники высоко ценят столь доброе к себе отношение.

Павел ВЛАДИМИРОВ