Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

Техника и технологии

Заводы средней производственной мощности: каковы перспективы?

Мощный потенциал Санкт-Петербурга и Ленинградской области как регионов, в которых хорошо развиваются международные связи, сформировалась отраслевая наука и головные проектные институты, сохранились связи с машиностроительными предприятиями лесной отрасли, а также актуальность проблемы лесопиления создали предпосылки для начала сов­местного российско-финского проекта «Регион „Леса России“». Завершился первый этап работы над ним.

В проекте объединен передовой опыт технологических разработок Финляндии, адаптированных к российской специфике, совместных технологических и организационных инноваций и сов­местного производства лесоперерабатывающего оборудования в рамках проекта типового лесопильного завода. Работа по проекту осуществляется на базе сырьевого анализа отраслевой ситуации, типичность которой для большинства регионов и стала предпосылкой для поиска общего, типового решения.

Определены основные приоритеты проекта:

  • обоснование с точки зрения логистики и экономики создания лесоперерабатывающего предприятия. Предприятие должно быть максимально приближено к источникам сырья, работать в согласии с лесозаготовительными производствами, что в конечном итоге способствует сокращению стоимости сырья;
  • прогрессивные технологические разработки. При создании предприятия учитывается скандинавский опыт лесопиления и российская специфика − отсутствие, как правило, рынка сбыта щепы, балансов. Обеспечение в этих условиях максимального выхода пилопродукции и минимального воздействия на окружающую среду за счет 100-процентной утилизации отходов (выработка тепловой энергии как товара на базе опыта муниципального заказа в Приозерском районе Ленинградской области);
  • оптимальная (35000−70000 м3 пиломатериалов) мощность и структура предприятия, обоснованный баланс механизации и автоматизации предприятия в условиях отсутствия в большинстве регионов необходимого опыта и традиций в области лесопереработки, развитого сервиса по обслуживанию АСУ;
  • оптимизация объемов необходимых инвестиций и кредитных ресурсов, сокращение срока реализации проекта;
  • комплектность с учетом возможных этапов ввода, перспектива реализации проекта в условиях ограниченных финансовых ресурсов;
  • важность максимальной готовности проектной документации как инструмента обоснования инвестиций и гарантий по достижению плановых уровней мощности предприятия, качества продукции, рентабельности, а также сокращение сроков получения согласований и разрешений на строительство;
  • социальная значимость проекта для регионов: увеличение поступлений в бюджет, повышение социального статуса и уровня жизни работающих, возможность интегрировать составляющие типового решения в региональные программы;
  • богатый профессиональный опыт партнеров и участников проекта − финского концерна Jartek Oy, ООО «ПСФ „Гидродрев“» и ЗАО СП «Сатеко» (Санкт-Петербург), ЗАО «Лесмаш» (Екатеринбург).

Все это позволяет рассчитывать на эффективность и сбалансированность принимаемых решений, оценку которым, разумеется, может дать только практика. Но, главное, некий стержень типового решения, без сомнения, имеет правильный вектор. Суть его такова: Россия имеет огромные запасы сырья на колоссальных территориях, таким образом, географический фактор в виде транспортных расходов является доминирующим, если речь идет о заготовке леса и его поставках железнодорожным транспортом. Однако расстояние и вид транспорта перестают иметь значение, если речь идет о поставках сухих пиломатериалов. Транспортная логистика нацеливает нас на интеграцию, лесопереработку в рамках региональных производственных комплексов, максимально приближенных к сырьевой базе.

Именно высокая, постоянно растущая составляющая транспортных и складских расходов в стоимости сырья европейских лесоперерабатывающих предприятий предопределяет главным образом необходимость концентрации производства, его насыщения сложнейшими техническими системами и т.п. Попытка прямолинейно копировать в России этот во многом вынужденный западный путь строительства крупных заводов неизбежно наталкивается на отсутствие масштабных инвестиций, профессионального и организаторского опыта, развитого сервиса, рынка технологической щепы − одним словом, на слабость развития ЛПК.

Имея возможность сокращения производственных затрат и повышения рентабельности другим путем, имея столь мощного союзника, как российские природные ресурсы, мы можем и должны строить в основном средние лесоперерабатывающие предприятия, оптимально расположенные, сбалансированные по мощности с региональными запасами сырья, и рассматривать их как необходимую эволюционную ступень развития.

Из доклада генерального директора СП «Сатеко» (Санкт-Петербург) Е.А. ШЕЙНЕРА