Выставки, семинары, конференции

Ликбез для бизнесменов

«Управление внешнеэкономической деятельностью российских компаний» − под таким названием в Москве 28 февраля − 1 марта прошла международная конференция, организованная компанией Infor-Media Russia. Заявленная цель конференции − диалог между российскими компаниями, которые уже наладили деловые отношения с иностранными партнерами или планируют расширять границы своего бизнеса, и представителями государственных органов по экономической и политической поддержке продвижения российских компаний на зарубежные рынки.

Проходившая в течение двух дней конференция, была условно поделена на три секции:

  1. государственное регулирование внешнеэкономической деятельности российских компаний;
  2. регулирование внешнеэкономической деятельности;
  3. практические процедуры доступа на зарубежные рынки и поиск иностранных партнеров.

Доклады, сделанные в ходе конференции, касались таких актуальных вопросов, как роль и место отечественных производителей на мировом рынке; конкурентоспособность российской промышленной продукции; государственная поддержка экспорта; антимонопольный контроль; валютное регулирование, валютный контроль, тарифное регулирование внешнеторговых операций; современные способы поиска иностранных партнеров и др.

Наверное, одним из самых «полезных», с практической точки зрения, можно назвать доклад управляющего проектами департамента международной практики юридической фирмы «Вегас-Лекс» Екатерины Галашевой «Осо бенности заключения и исполнения договоров с иностранными партнерами».

В чем опасность заключения договоров с иностранными партнерами? В высоких рисках: во-первых, перед вами неизвестный контрагент, который может не исполнить свои обязательства; во-вторых, в чужой стране действует неизвестное вам право и имеют место так называемые «страновые риски»; в-третьих, сам договор, будучи несовершенным, может явиться причиной неуспеха, и, наконец, это еще и непредвиденные расходы. Чтобы минимизировать перечисленные риски, следует провести юридическую и финансовую проверку контрагента, проверить полномочия сторон, подписывающих договор, застраховать сделку, согласовать места рассмотрения споров, изучить законодательство, согласовать применимое право и проанализировать с этой точки зрения саму сделку. Е. Галашева подробно остановилась на каждом пункте минимизации рисков: нет сомнения, такой ликбез пригодился бы многим занятым в сфере бизнеса людям.

По-своему любопытный доклад сделал заместитель начальника отдела продаж в страны Азии и Африки ТД «Уралтрубосталь» Глеб Кузнецов − «Методология оценки экспортного потенциала предприятия для выбора стратегии экспансии на внешние рынки».

Как же оценить экспортный потенциал компании? Глеб Леонидович предлагает начать с диагностического опроса. Для организаций, имеющих экспортную историю, это могут быть руководители среднего звена, непосредственно осуществляющие внешнеэкономические операции, и руководители, отвечающие за производство экспортных товаров. Для организаций, планирующих выход на внешние рын-ки, − руководители, отвечающие за развитие продаж и производство экспортных товаров. На первой стадии выявляют, как ответственные лица организации оценивают готовность к экспортным операциям, а также имеющиеся преимущества и сдерживающие факторы для развития экспорта.

На второй стадии полученные данные уточняют через интервью с руководителями высшего звена, направленные на уточнение баланса краткосрочных и долгосрочных целей организации, состава и величин экспортной готовности организации, примененных на первой стадии. Затем строится «идеальная» или «целевая» организационная грамматика, после чего проводится сравнительный анализ отклонений результатов первой и второй стадий с «идеальной» грамматикой. На конечном этапе данные обрабатываются и представляются в описательном и графическом виде. Данная методология позволяет понять сильные и слабые стороны компании, отметить существующий на момент исследования экспортный потенциал компании. И второе − сделать выводы и рекомендации в части совершенствования управления внешнеэкономической деятельностью и корпоративного развития, возможного внедрения управленческих и информационных технологий, формулирования критериев для ранжирования рынков и определения ценовых стратегий.

В конференции также принял участие Рассел Дэмтофт из Федеральной торговой комиссии США с докладом об антимонопольном законодательстве в Соединенных Штатах и регулировании деятельности иностранных компаний на территории США. В частности, докладчик отметил, чем чревато ограничение конкуренции: оно сдерживает экономический рост, подавляет инновации и предпринимательство, реформы рынка не находят общественно-политическую поддержку, а потребители не осознают выгоды открытия рынка. В подтверждение своим словам он процитировал несколько строк из док­лада Всемирного банка о мировом развитии от 2005 года: «Препятствия для конкуренции дают преимущества некоторым компаниям, однако лишают возможностей и повышают затраты других компаний и потребителей. Они также ослабляют стимулы защищенных компаний к инновациям и увеличению продуктивности. Повышение конкурентного давления может повысить вероятность нововведений в компании более чем на 50%».

Поэтому теоретическая база законодательства США построена таким образом, чтобы защитить конкурентный процесс в целом, а не отдельных конкурентов и максимально увеличить благосостояние потребителя путем предотвращения и устранения незаконного поглощения и использования рыночной власти (под рыночной властью понимается способность с выгодой поддерживать цены выше конкурентного уровня в течение длительного периода времени). Предметом антимонопольного законодательства США являются три основные коммерческие практики: столкновение между конкурентами, запрещенные действия доминирующих компаний и противоконкурентные слияния и поглощения. Закон США также запрещает привлекать покупателя обманным путем, т. е. дезориентируя его в выборе конкурирующих продуктов.

Виктория ПЕСКОВА