Тема номера: Новые тенденции ЛПК

Новые тенденции развития лесопромышленного комплекса

Если говорить о глобальных планах, то это возможное первичное размещение акций (IPO) крупнейших предприятий комплекса в ближайшие несколько лет. Скорее всего, это будет возможно для предприятий, в состав которых включены ЦБК, причем имеющие серьезное присутствие на западных рынках, хотя сюрпризы тоже возможны. До этого времени основными тенденциями (вообще для всех крупных или считающих себя такими предприятий) будут увеличение доли рынка, стоимости компании, добавленной стоимости продукции.

Правда, это может осложниться разными моментами, например падением акций зарубежных компаний (например, International Paper, Weyerhaeuser и других) и, соответственно, слабым интересом покупателей к акциям российских компаний.

Покупателям акций деревообрабатывающих компаний можно высказать пожелание − покупать в долгосрочной перспективе.

«Укрупнение» крупных фирм. Еще лет пять назад перед руководством отрасли стояла задача воссоздать систему управления предприятиями, которая бы позволила существенно улучшить положение дел, разработать программу реструктуризации лесопромышленного комплекса. Понятно, что без создания оптимальных экономических, технических и организационных условий ни о каком выходе из кризиса говорить не стоит. Основной же антикризисной моделью принято построение вертикально интегрированных структур на базе крупных целлюлозно-бумажных и деревообрабатывающих предприятий, что и вылилось в создание нынешнего Лесного кодекса. Некоторые компании уже высказали желание стать центром консолидации отрасли.

Это один из самых деятельных инструментов истребления мелкого и среднего бизнеса как основы экономики, а также перекладывание социальной ответственности за состояние леса на чужие плечи.

Стратегические альянсы. На фоне еще большей интеграции крупных фирм для средних и мелких производителей это станет одним из вариантов сохранения и увеличения не только своих конкурентных преимуществ, но и вообще условием существования на рынке.

Здесь же можно выделить совместную работу крупных и мелких фирм, передачу непрофильных направлений своей деятельности для исполнения большому числу более гибких и мобильных подрядчиков, то есть развитие аутсорсинга, уже ставшего обыденностью в ИТ-индустрии. Кроме прямых экономических выгод от совместной работы, крупные предприятия смогут получить статус «социальных защитников», которого так не хватает нашему государству.

Дальнейшее развитие получат так называемые b2b-фирмы, деятельность которых направлена на оказание различных услуг производственным компаниям. Направления деятельности совершенно различные: прокладка дорог, научные разработки в области технологии и других областях, оказание услуг по ремонту техники и оборудования, консалтинговые и консультационные услуги и т.д. Не останется без внимания восстановление леса, например заимствования у западных стран бизнеса Christmas Tree (новогодние елки) или его аналогов.

На фоне прописанных в кодексе сроков аренды выращивание леса может действительно стать новым направлением деятельности иност­ранных компаний в России. Этому будут способствовать не столько свои ограниченные лесные ресурсы, сколько отсутствие боязни долгосрочных вложений. Правда, могут найтись и сдерживающие факторы, например некоторое недовольство уже присутствующих иностранных инвесторов, и это не проходит без внимания прессы. Или то, что «Россия все больше скатывается к авторитаризму», как на днях высказалась международная правозащитная организация Human Rights Watch, только ведь такого рода заявления относятся ко всему бизнесу в России, и указанная ситуация больше «страшна» для крупного отечественного бизнеса (за примерами далеко ходить не надо).

Контрактное производство. Почему оно может быть интересно для наших производителей и зарубежных инвесторов? За границей более развиты различные системы брендинга, маркетинга, продвижения продукта на рынке. С другой стороны, наши специалисты по управлению более грамотно могут подойти к вопросу руководства производством в здешних условиях. При такой расстановке сил совмещение усилий может оказаться достаточно продуктивным. С учетом уже известных практик аналогичных производств, при правильно подобранном партнерстве одни получают стабильный поток заказов и возможность попробовать поработать на западный манер, другие − так необходимую на их рынке продукцию без особых инвестиционных вложений (кое-что вложить все равно придется, хотя бы в поиск подходящего партнера), а также смогут избежать затрат на открытие собственной производственной площадки.

На фоне уже упоминавшегося увеличения благосостояния населения происходит расслоение столярных производств на крупные, работающие «на продажу со склада», и мелкие индивидуальные мастерские, работающие на заказ. Предприятия, которые относятся к средним, будут переходить либо в одно, либо в другое «состояние». Для централизации хозяйственной деятельности, уменьшения различного рода накладных производственных расходов некоторые объединяются в союзы.

Платежеспособное население больше начинает ценить индивидуальный подход, так как присутствует желание сделать свой интерьер «не как у других».

Кластеры. Для европейского бизнеса достаточно старое и используемое понятие, в России же его применение можно встретить достаточно редко, особенно в деревообрабатывающей отрасли. Кластер − это сконцентрированная по географическому принципу группа взаимосвязанных предприятий, взаимодополняющих друг друга. Это не только большое подспорье для входящих в него предприятий, но и существенное конкурентное преимущество для региона. Большой потенциал как для привлечения инвестиционных ресурсов, так и трудовых. Последнее является существенно важным для отдаленных от европейской части России регионов, таких как Сибирь, Дальний Восток, частично Уральский ФО, где концентрируются основные запасы лесов.

Такие структуры на порядок повышают рентабельность предприятий, входящих в кластер, эффективность работы, удобство управления. Причина небольшого количества кластеров − это достаточно продолжительный период их создания, а также необходимость непосредственного участия руководства региона. Там, где это смогут осознать сейчас, через 3−4 года уже можно будет пожинать плоды деятельности. Некоторые регионы уже начинают делать скромные шаги в этом направлении, в некоторых − кластеры работают и приносят свои дивиденды.

Создание предприятий по глубокой переработке древесины, особенно на базе больших сырьевых компаний, в том числе иностранных, с целью увеличения потока стоимости и нормы прибыли. Это может показаться странным, особенно на фоне политических аспектов, но в данном случае мы говорим о долгосрочной перспективе, и это касается тех компаний, которые всерьез об этом задумываются. Не секрет, что строительство завода по глубокой переработке древесины в среднем занимает около двух лет, следовательно, принятие решения сейчас позволит запустить предприятие только в 2008 году, а выйти на полную мощность только к концу 2009 года.

Проведенные исследования позволили отразить в таблице зависимость «выгодности» использования предприятий различного уровня переработки от времени.

Несомненно, огромные перспективы у рынка биотоплива. Люди уже давно задумываются об энергии − аналоге нефти, газа, электричества. А в странах, где запасы леса не такие огромные, как в России, давно научились и широко используют современные технологии изготовления биотоплива. Его видов достаточно много, но для простоты их можно разделить на жидкие и твердые.

Твердое биотопливо − достаточно молодое направление, по крайней мере в России, но его знают, используют и производят уже очень многие. Это брикеты, гранулы, древесный уголь, известные всем дрова и т.д. Основное направление использования данного вида топлива − это отопление и обогрев помещений и технологических объектов (например, сушильные камеры). Развитие этого направления может получиться у мелкого и среднего бизнеса ввиду своей небольшой инвестиционной емкости. Для создания рентабельного предприятия потребуется порядка $200 000. Хотя не исключено появление предприятий в составе холдингов, ориентированных на изготовление твердого топлива.

Жидкое топливо только начинает развиваться, хотя его удельный вес постоянно увеличивается. Несколько неприятная особенность − очень капиталоемкое производство: по уровню начальных инвестиций сравнимо с организацией ЦБК. Поэтому развитие данного направления возможно только через госпрограммы, которых пока нет, либо благодаря вложениям крупнейших холдингов, работающих в лесной отрасли.

Новые тенденции, менеджмент ЛПК

Помимо развития экономических тенденций, получат развитие современные методы управления предприятием. Скорее даже, это станет необходимым, так как все большее внимание уделяется современным концепциям управления производством − маркетингу, управлению качеством, внедрением различных бизнес-систем, технологиям сбыта продукции, брендингу, деловой репутации. О том, что тенденции к их распространению есть, говорит следующее.

Во-первых, в связи с растущей динамичностью изменения бизнес-среды, это касается практически всех рынков без исключения, требуются новые, современные, часто достаточно необычные подходы. Большое количество закрывающихся производств как с постсоветских времен, так и проработавших всего несколько лет, которые продаются в силу разных обстоятельств, причем работающих без прибыли или в убыток. Можно по пальцам пересчитать предприятия, на которых применяется какая-либо управленческая система, тем более специально разработанная именно для этого предприятия.

Во-вторых, одно из препятствий для развития отрасли − износ основных фондов. По статистике, в среднем около 80% основных фондов отрасли − это устаревшее оборудование. Но, исходя из современной динамичности внешней среды, только лишь замена старого оборудования на новое с трудом может сделать предприятие действительно конкурентоспособным. Соответственно, перспективы имеют либо те отрасли, где износ пока невелик, либо те, которые вообще не завязаны на основные фонды, либо те, которые, наряду с эффективным использованием основных средств, применяют современные, часто разработанные специально под задачи конкретного производства методы управления.

Исходя из этого представляется несколько основных направлений развития системы менеджмента в лесопромышленной отрасли.

• Интенсификация производства, а именно полное и рациональное использование технических, материальных и трудовых ресурсов, более прогрессивный метод увеличения рентабельности работы производства по сравнению с экстенсивным. Достаточно широкое направление, скорее, даже курс развития, совмещающий в себе последние научные и практические разработки в различных областях.

Экстенсивное же сводится к наращиванию производственных мощностей и применяемых материальных ресурсов, что и происходит на сегодняшний день. Самое главное − не воспринимать все буквально и не доводить до крайностей, золотая середина будет лучшим выбором.

маркетинг − одно из основных направлений в мировом современном менеджменте. Современные концепции развития любого предприятия не могут существовать без маркетинговой политики, принимаемой компанией, которая, в свою очередь, основывается на общей миссии организации, на поставленных целях и задачах и на их достижении и решении.

Для правильного определения пути развития необходимо знать рынок, на котором действует предприятие, факторы, влияющие на него, конкурентную среду, ценовую политику, угрозы и возможности, степень рис­ка на рынке, структурные рыночные сдвиги, предъявляемые потребителями требования к продукции, тенденции развития и много других тонкостей. Кроме того, необходимо проводить четкую сбытовую политику, внедрять различные CRM- и ERP-системы, анализировать эффективность работы системы сбыта продукции на предприятии.

Отличительной особенностью маркетинга в лесопромышленном комп­лексе является его относительная неразвитость по сравнению с другими отраслями, например со строительством или производством мебели. Данная ситуация возникает, в первую очередь, из-за морально устаревших систем управления предприятиями, существенного превышения спроса над предложением в некоторых сегментах лесной отрасли (например, производство ДСП, MDF, OSB).

На рынке практически отсутствуют специализированные компании, работающие в сфере информационного обеспечения деятельности предприятий ЛПК. Нет достоверных и точных данных, опубликованных в открытых источниках, о темпах роста рынка, о перспективах развития, крайне невелика информация об основных игроках и операторах рынка. Создается некий информационный вакуум, в котором крайне сложно принимать серьезные управленческие решения.

стратегическое планирование. Выше уже отмечалось, что наступило время, когда без наличия долгосрочных целей практически невозможно развитие предприятия любого размера, то есть бизнес-среда стала меняться настолько быстро, что, живя «сегодняшним днем», невозможно развиваться перспективно. Появилась необходимость в разграничении управления, осуществляемого на уровне текущей организации производства и на высшем уровне. Сущность перехода к стратегическому планированию и управлению − это перенос внимания руководства на бизнес-окружение для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие изменения.

Не случайно стратегическому планированию сегодня уделяется все больше внимание. При тщательно сформулированных целях и ориентации на их достижение можно дос­тичь существенно большего успеха. По большому счету, стратегическое планирование заключается в отыс­кании четкой формулировки того, как предприятие будет вести себя на сегодняшнем рынке, то есть конкурировать с другими предприятиями, какие должны быть его цели и какие действия понадобятся для достижения этих целей. Четко составленный стратегический план позволит компании отыскать такую позицию в отрасли, при которой она сможет наилучшим образом защитить себя от конкурентов или воздействовать на них с выгодой.

внешнее управление. Вернемся к назойливой статистике о том, что большее число предприятий закрывается, чем выходит на рынок, а количество работающих на грани существования огромно. Инвесторов вряд ли успокоит тот факт, что так работают большинство производителей в отрасли. Поэтому в отношении таких предприятий вводится внешнее управление.

Как и в любой другой отрасли, в ЛПК внешнее управление призвано привлекать профессиональные кадры и финансовые ресурсы, которые могли бы превратить убыточное или обанк­ротившееся предприятие в лидера отрасли. Это достаточно сложный и многогранный процесс, требующий всестороннего обсуждения;

антикризисное управление. Этот термин возник совсем недавно. Антикризисное управление предприятием включает в себя управление маркетингом, финансами, производством, персоналом и информацией. Наряду с внедрением внешнего управления, оно является некой реанимационной мерой для «умирающего» предприятия. Причина появления такого вида управления − это реформирование российской экономики и возникновение большого количества предприятий, находящихся на грани банкротства. Предприятие, которое не соответствует «окружающей среде», должно либо приспособиться и использовать свои сильные стороны, либо исчезнуть.

Мировая и отечественная практика убедительно доказала, что качественное преобразование управления субъек­тами рынка приобретает сегодня исключительное значение, особенно в кризисной ситуации, приводит к объек­тивной необходимости радикальных изменений в менеджменте, подготовки управляющих, способных эффективно действовать в любой рыночной обстановке, предотвратить появление негативных явлений в бизнесе, обеспечивать финансовую стабильность предприятий и организаций.

Термин «антикризисное управление» возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления − это реформирование российской экономики и возникновение большого количества предприятий, находящихся на грани банкротства. Кризис некоторых предприятий − это нормальное явление рыночной экономики, в которой по аналогии с дарвиновской теорией выживают сильнейшие. В Японии, например, ежемесячно около трех тысяч малых и средних предприятий прекращают свою деятельность на рынке. Примерно столько же появляется новых. В России подавляющее число предприятий по существующим меркам давно следует считать банкротами, об этом говорит и растущее количество дел о банкротстве. Можно сказать, что разработка теории антикризисного управления − это заказ практики, причем потребность в антикризисном управлении возникает не только в экономике переходного периода, но и в развитых рыночных экономиках западных стран. Особую роль в антикризисном управлении играет финансовый менеджмент, представляющий сочетание стратегических и тактических элементов финансового обеспечения предпринимательства, позволяющих управлять денежными потоками и находить оптимальные денежные решения. Усиление контроля за денежными средствами крайне необходимо любому предприятию, тем более находящемуся в стадии кризиса.

финансовое управление. Качественное финансовое управление включает в себя как совершенствование систем текущего финансового менеджмента, таких как управленческая отчетность и распределение ответственности, так и методологически правильный подход к принятию инвестиционных решений.

Принятие правильных и обоснованных инвестиционных решений позволит заложить прочный фундамент деятельности будущего предприятия или определенного аспекта его деятельности (будь то запуск нового цеха, переоборудование или выпуск нового товара).

Применение текущих методик финансового управления, таких как управленческая отчетность и бюджетирование, позволит наиболее эффективно реализовать коммерческий потенциал предприятия.

В любом случае качественное финансовое управление компанией является сосредоточением прочих методик управления, так как большая часть действующих предприятий создается с целью извлечения прибыли.

производственные процессы. В поисках новых конкурентных преимуществ многие предприятия желают усовершенствовать, в том числе, и свои производственные процессы. Некоторые, заглядывая в будущее, уже сейчас начинают над этим задумываться, верно предполагая, что без упорядоченности сегодня будет полный бардак завтра. Некоторые дожидаются самого щекотливого момента, когда сырье начинает опаздывать на неделю или срок выполнения заказа приближается к той отметке, когда с вами уже не хотят иметь дело, да и мало ли еще разных вопросов, которые не решаются стратегическим планированием и маркетинговыми исследованиями рынка.

Для управления производственными процессами разрабатываются различные системы и методики. Основное их предназначение − обеспечить предприятие способностью выпускать максимальное количество продукции за определенный промежуток времени, понятно, что при этом эксплуатация техники, а также организация производства и труда должны быть максимально эффективны.

Бережливое производство (Lean), компонованное производство (Cellular), менеджмент качества (TQM, 6 Sigma), управление цепочками поставок (MRP) и этот список можно продолжить.

Можно предположить, что эти умные западные «штучки» не будут у нас работать, да и вообще они пользы не принесут. Конечно, проще всего списать неумение ездить на автомобиле большим количеством педалей. Стоит вспомнить, что первые системы стали появляться еще в XVIII веке: Адам Смит написал о разделении труда, и этот принцип стали применять, после чего последовал бурный всплеск промышленности.

Эпилог

Не все, конечно, согласятся с мнением авторов, но это и не ставилось целью. Наверняка, мы что-то пропустили, на что-то не обратили должного внимания в данной статье, а о некоторых вещах специально не говорили. В любом случае, в рамках одной статьи невозможно рассмотреть всю деятельность лесопромышленного комплекса. Поэтому данной публикацией мы открываем серию статей, посвященных различным направлениям лесной отрасли. В наших планах рассмотреть такие вопросы, как привлечение инвестиций и бизнес-планирование, стратегия развития, оргструктура и производственные процессы, а также много еще интересных и важных аспектов развития отрасли. В следующем номере журнала «ЛесПромИнформ» будут детально рассмотрены вопросы маркетинга в ЛПК.

Что хотелось бы посоветовать читателям?

Если вы никогда не сталкивались с деревообработкой, но хотите ей заняться, прочитайте статью еще раз, может, при повторном прочтении вы измените свое мнение об этой отрасли, может быть, она покажется вам более привлекательной или наоборот. В любом случае, на сегодняшний день не так много информации, посвященной данной теме, тем более правдивой и качественной. Прежде чем двигаться в каком-либо направлении, постарайтесь узнать больше.

Если вы уже работаете в одной из отраслей лесного бизнеса, предлагаем поделиться своим мнением о статье с авторами.

Денис ДМИТРИЕВ, Мирослав АЛЕКСЕЕВ

Свои вопросы отправляйте по адресу:info@wood-invest.ru