Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

На заметку

Тонкомер − всем бизнесменам пример!

Рубрика На заметку

В августе 2005 года по нескольким регионам Беларуси пронесся ураган. О том, насколько он был силен и каких бед натворил, можно было судить по заваленным упавшими деревьями столичным улицам и дворам, по изуродованным скверам и паркам, по искореженным автомобилям.

По данным, приводившимся официальными белорусскими СМИ, генеральную уборку Минска и других пострадавших городов завершили в течение первой же недели после бедствия. Но это по данным «сверху», а на самом деле и спустя два месяца чуть ли не в каждом городском дворе еще можно было увидеть вырванные с корнями пни. Стихия, как сообщалось, нашла себе всего одну жертву: какого-то туриста (кстати, россиянина), на чью палатку рухнуло дерево. Говорилось также, что и в лесах, где похозяйничала буря, порядок уже практически восстановлен. Правда, под предлогом борьбы с последствиями урагана первым делом отменили почему-то охотничий сезон. А насчет якобы наведенного в заповедных и не очень пущах порядка… Любой грибник, не говоря уже о работнике лесной отрасли, мог бы многое об этом поведать − жаль, что скорее всего, при помощи ненормативной лексики.

Впрочем, ураган и его катастрофические последствия к теме предлагаемого читателю материала не имеют прямого отношения. Разве что косвенное. Во всяком случае, о произошедшем я не мог не задать вопрос своему собеседнику, генеральному директору фирмы «Профитсистем» Сергею Родионову.

− Вот вы, Сергей Львович, говорите, что получаете сырье от рубок ухода. Да сейчас на половине территории Беларуси в лесах, считайте, только уход и нужен, да еще какой! Ведь спасать надо наше национальное богатство!

Ответ Родионова, самого в свое время много лет проработавшего лесничим, был выдержан в спокойной тональности.

− На нашу работу ураган не повлиял. А насчет порядка в лесу − как раз этим-то мы и так всегда занимаемся.

Вообще то, наша встреча и беседа были посвящены продукции возглавляемого Сергеем Родионовым предприятия − продукции, достаточно редкой для белорусского рынка. Впрочем, и для всего постсоветского пространства тоже.

Если говорить коротко, «Профитсистем» выпускает различные виды готовых ограждений, палисады, малые архитектурные формы, детские площадки, деревянную брусчатку и другие изделия для сада, огорода, виноградников, ландшафтного дизайна и городского благоустройства. И делается все это из оцилиндрованной тонкой древесины, на профессиональном сленге − тонкомера.

Ну, а ежели на вещи смотреть несколько шире, то «Профитсистем», удовлетворяя собственные потребности в сырье, в то же самое время оказывает очень полезные услуги лесхозам. Дело в том, что в лесах, как всем известно, должны проводиться регулярные рубки ухода, необходимые для того, чтобы предоставить возможности для роста наиболее сильным и здоровым деревьям. Попутно окультуриваются лесные массивы, ведь, согласитесь, куда приятнее войти в лес, в котором нет бурелома, валежника или опасных, готовых упасть деревьев. Таким образом, из лесов убирается все худшее, тонкое и вывозится на переработку. Но именно такой тонкомер и нужен предприятию, производящему малые диаметры деревянных цилиндров. Сами же лесхозы достаточные производственные мощности для таких рубок имеют не всегда. И потому охотно заключают договоры с переработчиками. Такими, как «Профитсистем».

В дни, когда над Беларусью свирепствовал ураган, совместному обществу с ограниченной ответственностью «Профитсистем» исполнилось 9 лет. Для частного предприятия, тем более в такой популярной сфере, как деревообработка, − возраст одновременно и молодой, и почтенный. Ведь год, успешно прожитый в белорусском бизнесе, можно смело засчитывать за два, как на фронте… Казалось бы, только вчера все начиналось − а, глядишь, уже и имя есть, и стабильная ниша на рынке занята. Сегодня во всех подразделениях СООО «Профитсистем» в разных уголках страны работают около 750 человек, а продукция известна во многих европейских государствах.

− Идея родилась у Евгения Мишукова, возглавлявшего фирму «Профит», лет двенадцать назад, − вспоминает Сергей Львович, вставший у руля четыре года назад, сменив на посту основателя. − Как раз в это время он, человек прежде далекий от всего, что связано с лесной промышленностью, познакомился с технологией переработки тонкомерной древесины. Он исходил из того факта, что крупномерная хвойная древесина у нас в Беларуси из-за многолетней безудержной вырубки лесов давно уже стала дефицитом, а вот тонкомер, остающийся после рубок ухода, наоборот, некуда девать. То есть доступ к сырью − свободный. Тем более, что в данном случае интересы частного бизнеса полностью совпадают с интересами государства. Во-первых, государству оказывается помощь в уходе за лесом. Во-вторых, государство заинтересовано в том, чтобы из страны экспортировалось как можно больше товаров − а 99% продукции из тонкомера идет именно за рубеж. В-третьих, создается много новых рабочих мест, что тоже крайне существенно.

В 1996 году, когда назрела необходимость выхода на новые качественные рубежи, фирма «Профит» стала одним из учредителей совместного белорусско-ирландского предприятия «Профитсистем», впоследствии преобразованного в белорусско-английское. Начиналось все в райцентре Березино, что в ста километрах к востоку от Минска, затем подключились Ивацевичи − это уже в Брестской области, а уж потом и Плещеницы − городской поселок на границе Минской и Витебской областей. По своим мощностям все три филиала примерно одинаковы (разве что в ивацевичском производство несколько больше: там еще имеются цех по производству топливных гранул − пеллет, а также участки сушки и глубокой пропитки древесины под давлением, чтобы обеспечить ее защиту от гниения, грибка и вредителей, на которую дается 10-15-летняя гарантия). Был, правда, еще филиал в Орше, но года четыре назад его закрыли.

− По какой причине? − интересуюсь у гендиректора.

− А он был рассчитан на переработку древесины ели, преобладающей в лесах того региона. Однако рынок показал, что спрос на еловую оцилиндрованную продукцию гораздо ниже, нежели на сосновую. Оршанский филиал за время своего существования принес фирме много убытков, что и решило его судьбу.

…Белорусы шутят: «У Беларусi тры сталiцы − Мiнск, Бабруйск и Плешчанiцы». Хотя до первой − она же основная − столицы и не так уж далеко, не больше 70 километров, вообще-то затаившееся в логойских лесах местечко Плещеницы, при Хрущеве разжалованное из районных центров в «поселки городского типа», − та еще глушь. Если и «столица», то прежде партизанского, а ныне грибного края. Железной дороги нет, промышленности почти никакой. До недавних пор крупнейшим местным предприятием был филиал Логойского деревообрабатывающего комбината. Был, да вот не пережил пресловутого «белорусского экономического чуда»… Нынче на арендованной у ДОКа территории и разместился филиал № 3 СООО «Профитсистем».

Работают здесь примерно 200 человек. То есть филиал − один из крупнейших работодателей в поселке. Средний заработок − около 40 0000 белорусских рублей (несколько меньше $200). Деньги, по деревенским меркам, − а Плещеницы, по сути, и есть довольно большое село − просто-таки бешеные. Для окрестных колхозников такие суммы далеко за пределами самых смелых мечтаний. Все это прекрасно понимают, и потому работой своей люди стараются дорожить.

Летом и осенью здесь довольно спокойно, хотя работа не прекращается ни на минуту. Но без ночных смен и авралов. Вот когда наступает пик сезона − а это зима и весна − и рубки ухода начинаются в массовом порядке, тогда, бывает, приходится и поднапрячься.

Каждый месяц СООО «Профитсистем» заготавливает на рубках ухода 10−12 тысяч м3 древесины и отправляет потребителям в среднем около 4500 м3 готовой продукции. После заготовки и транспортировки лесоматериалы сортируются по диаметрам, дабы получить оптимальный процент выхода. Потом лес пропускается через оцилиндровочные станки и линии обработки тонкомера. Филиал оборудован линиями обработки тонкомера барановичского производства. Специалисты отзываются о них, как о хороших и неприхотливых. К тому же, по сравнению с западными аналогами, белорусские гораздо дешевле. Обрабатываются бревна диаметром от 4 до 20 сантиметров.

− Крупномерная деловая древесина как таковая нас вообще не интересует. И оборудование не рассчитано на работу с толстым лесоматериалом. Даже бывают проблемы с использованием поступающих иногда особенно крупных бревен, − комментирует В. Казак, заместитель начальника отдела маркетинга СООО «Профитсистем» по качеству. В нашей экскурсии по производственным площадям Василий Васильевич взял на себя обязанности не только гида, но и… фотокорреспондента. Видно было, что щелкать новенькой цифровой камерой для него − одно удовольствие. Однако, как выяснилось, это не просто хобби, а весьма нелишний в бизнесе навык.

− Каждая загружаемая нами машина фотографируется в 9 ракурсах. Это дает возможность отслеживать правильность загрузки, что, в свою очередь, позволяет документально подтвердить ее и клиенту, который может, не получив еще свой заказ, увидеть, что у исполнителя все в порядке. Кроме того, в дороге ведь всякое может случиться-либо пакеты поломаются, либо еще что-то произойдет по вине перевозчика. И бывали случаи, когда сделанные загодя снимки помогали избежать крупных убытков. Поэтому наша задача − сделать так, чтобы выявить недостатки заблаговременно, дабы потом не получать рекламации.

На предприятии внедрена своя внутренняя система контроля качества ведения рубок, − продолжает Василий Казак. − Она основана на действующих в Республике Беларусь нормативных документах в области лесопользования. Контроль качества на всех филиалах предприятия − выборочный. Специальных контролеров нет. Работаем по принципу: не контролировать надо, но изначально делать хорошо. Слишком большой ценой достается это сырье, чтобы гнать из него потом брак! Это только на первый взгляд кажется, что продукция простая − колышки там всякие. На самом же деле это 5000 изделий и около 3000 разновидностей их упаковки!

Для предприятия, отметил В. Казак, крайне важно получать для переработки только сертифицированный лес.

− Лишь в этом случае мы будем иметь право поставлять свою продукцию как сертификационную по стандарту FSC. Единственный на сегодняшний день лесхоз, имеющий лесной сертификат − Сморгонский. Поэтому, хоть, к сожалению, расстояние до него довольно большое − километров 100, приходится возить материалы оттуда. Ведь есть в Европе такие заказчики, которые требуют изделия исключительно из сертифицированной древесины. Что, вообще-то говоря, весьма положительный фактор: покупая нашу продукцию, они заботятся не только о себе, но в том числе и о нас. Все же понимают, что Беларусь с ее лесами и болотами − это «легкие Европы». И зарубежные заказчики вместе с нашими государственными структурами, в частности, с Министерством лесного хозяйства помогают вести правильное устойчивое лесоуправление. Я считаю, что у нас эти процессы развиваются в позитивном направлении. И скоро сырье к нам будет поступать в гораздо больших объемах: научно-исследовательский институт Белгипролес занимается вопросами организации лесной сертификации в стране, и предполагается, что к концу 2005‑го года около 20 белорусских лесхозов получат сертификаты международного образца.

Однако «Профитсистем», хоть и рассчитывает на лесхозы, но полагаться предпочитает больше на собственные силы. Два года назад в Европейском банке реконструкции и развития был взят в кредит миллион долларов и закуплены 9 единиц лесозаготовительных машин: 3 харвестера и 6 форвардеров. За счет собственных средств приобретены три сортиментовоза на базе Минского завода колесных тягачей.

То есть теперь работниками «Профитсистем» охватывается вся технологическая цепочка − от лесозаготовки до экспорта готовой продукции. В этом-то и заключается для предприятия сложность, ведь где-то могут оказаться и слабые звенья. Особенно при каких-то форс-мажорных обстоятельствах природного, как недавний ураган, или техногенного характера.

Товар, производимый СООО «Профитсистем», идет в основном на экспорт − в Грецию, Италию, Испанию, Францию, Германию, Бельгию, Данию, даже в такие признанные лесные державы, как Швеция и Финляндия, которые собственный тонкомер предпочитают перерабатывать в целлюлозу. Часть продукции, однако, реализуется в Беларуси и в странах СНГ − в частности, в России и Казахстане. Некоторые заказчики в дальнейшем дорабатывают ее, делая скамейки, столики и т. д. И продвигают их на рынках. Например, на выездах из Минска в нескольких точках обустроены так называемые «магазины на улице», где продаются разные стройматериалы, в том числе и продукция «Профитсистем». То есть, как говорит генеральный директор, отечественного потребителя начинают понемногу «приучать» к такому ассортименту.

Конкуренция? Да, в последние годы с тонкомерной древесиной стало работать больше частных фирм, да и во многих лесхозах появились собственные цехи и участки, выпускающие такой же или похожий ассортимент − кстати, «с подачи» все того же СООО «Профитсистем». Но им-то лидерство захвачено давно и прочно, по объемам производства никто в Беларуси и близко не стоял. Более того, на своем сегменте рынка «Профитсистем» входит в пятерку крупнейших европейских производителей! Так что главные его конкуренты − на западном рынке: поляки, прибалты, финны. Уж они-то давно знают, что на вроде бы бросовом сырье − тонкомере − можно и должно делать очень даже «толстый» бизнес…

Павел ВЛАДИМИРОВ