На заметку

Российский музей леса: и храм, и мастерская…

Музей − не просто помещение, где хранятся «случайные» экспонаты, найденные случайными людьми в случайном месте. И даже не просто выставка. Это вложенная в вещи и предметы душа. Видишь трубку человека, жившего добрую сотню лет назад, его портрет − и этот человек перед глазами как живой. Рассматриваешь предметы быта, орудия труда − и оказываешься совсем в другой эпохе. Если возникает непередаваемое ощущение другого времени и пространства − значит, сотрудники музея все сделали правильно. По крайней мере, о Российском музее леса, расположенном в одном из московских переулков, это можно сказать наверняка.

Аккуратно отреставрированный старинный желтый особняк, с милым крылечком и елочками у входа. Если вы здесь впервые, будьте уверены: чтобы посмотреть экспозицию, получаса вам точно не хватит. Не хватит и часа. Просто не захотите уходить. Необычайно теплая атмосфера, в которой рождается странное чувство, что вы и в лесу, и дома одновременно. Поэтому сюда так и тянутся люди со всех концов нашей необъятной страны, взрослые и дети, специалисты и обыватели. Только за 2004 год в Российском музее леса побывало 14 тысяч человек. А сколько за все семь лет существования!

Для детей Музей леса − и зарядка для ума, и занимательный урок по естественным наукам, и эстетическое воспитание, и просто отдых. Для руководителей организаций − намного больше: научный методический центр. Практически каждый, кто собирается открыть музей в своем крае, приезжают к здешним специалистам посоветоваться, почерпнуть вдохновения и свежих идей. Сегодня в России более 50 музеев леса. И вряд ли это предел.

Интересно, что центральный музей леса появился позже многих региональных. А именно в 1998 году − в год 200-летнего юбилея Лесного департамента в России. До того существовала небольшая выставка, которая располагалась в подвальном помещении Рослесхоза рядом с библиотекой. И когда в распоряжении Министерства лесного хозяйства оказался старинный деревянный особняк, пришлось долго убеждать архитекторов, что здание под музей нуждается в реконструкции.

За год до открытия экспозиции директором музея назначили Галину Алексеевну Вержевикину − в прошлом начальника планово-экономического управления Рослесхоза. Создавали музей малыми силами: пять человек взвалили на свои плечи весь груз забот и хлопот. Самым сложным было спроектировать экспозицию.

Вход в музей решили назвать «Русью деревянной». И сейчас, а уж раньше и тем паче, русскому человеку без леса никуда. Хорошо сказал историк В. О. Ключевский о лесе: «Лес обстраивал человека сосной и дубом, отапливал березой и осиной, освещал его избу березовой лучиной, обувал лыковыми лаптями, обзаводил домашней посудой и мочалом. Долго и на севере, как прежде на юге, он питал народное хозяйство пушным зверем и лесной пчелой… Служил самым надежным убежищем от внешних врагов, заменяя русскому человеку горы и замки».

«Русь въезжала в цивилизацию на деревянных колесах и деревянных парусах», − добавил известный лесовод, министр лесного хозяйства СССР, а ныне заместитель руководителя Российского музея леса Алексей Ильич Зверев. Труба первого московского водопровода − и та была деревянной.

…А дальше − историческая панорама. Экспозиция «Государево око» посвящена нашим государственным деятелям: Петру Великому, Павлу Первому − за заслуги перед лесным хозяйством. Петр первым понял, что нерациональное использование лесов для нужд флота приведет к истощению и уничтожению зеленого богатства, и распорядился охранять леса…

Есть и менее прославленные исторические личности. Осип Михайлович Дерибас − первый руководитель Лесного департамента, участвовавший в ряде крупных сражений под руководством Александра Суворова… И бывший министр финансов Егор Францевич Канкрин, который одним из первых обратил внимание на незначительные доходы, получаемые от лесного ведомства. В 1826 году по инициативе Канкрина министерство финансов впервые утвердило должность лесничего на уровне губерний, а также местных лесничих и подлесничих − на уровне округов. На базе Лисинской лесной дачи, переданной в 1834 году Лесному институту, он организовал учебное лесничество с низшей лесной школой.

Не случайно здесь и портрет Павла Дмитриевича Киселева − крупнейшего государственного деятеля XIX века и участника многих комиссий, которые готовили реформу по отмене крепостного права. Принимал участие в Бородинском сражении Отечественной войны 1812 года, прошел в составе действующей армии через многие страны Европы, был начальником штаба Второй русской армии. На пост министра государственных имуществ пришел с опытом и боевыми заслугами в чине генерал-адъютанта. Именно Киселев создал систему лесных питомников, положил начало плановому лесоустройству, открывал и обустраивал музеи. Он не уставал предупреждать о постоянной угрозе истребления лесов и необходимости принятия и совершенствования системы лесоустройства.

Центральное место в экспозиции музея отведено «Храму леса». «Экспозиция как бы подчеркивает, что за человеком всегда оставалось право пользования лесными ресурсами, но во все времена он обязан был заботиться об их охране и восстановлении во имя собственного благополучия и благополучия будущих поколений», − рассказывает А. И. Зверев. «Храм леса» − это все и сразу. Сибирская тайга, зона смешанных лесов, прибайкальские лиственничные насаждения, ангарские сосняки, ельники северной европейской части, камышовая заросль, вывернутый пень с корневой системой, журчащий ручей и собственно лесные обитатели. Предвидя, какие эмоции вызовет у детей вся эта красота − устроители музея позаботились и о сидячих местах − пеньках, обитых мягкой тканью. Пришел в «Храм» − так и не надо спешить. Посиди, подумай, осмысли…

Самые любознательные тотчас тянутся к подразделу «Знаете ли вы?» Это − важные и любопытные цифры и факты. Например, здесь можно узнать, что в 1564 году в Москве было установлено первое деревянное водяное колесо для производства бумаги, в 1655 году создана бумажная мельница патриарха Никона, а в 1865 образована Петровская земледельческая и лесная академия…

Основная, постоянная экспозиция музея выстроена в хронологическом порядке. Условно она включает всего восемь периодов развития лесного хозяйства в России.

  1. VIII−XII вв., когда пользование лесом и лесными землями никем и ничем не регламентировалось;
  2. VIII − конец XIV вв. − закрепление права собственности на леса, рост городов и населения, междоусобные войны, начало развития промышленности и лесных промыслов;
  3. начало XVIII в. − 1725 год − деятельность Петра, переход к цивилизованному лесоуправлению и лесопользованию;
  4. 1725−1823 − укрепление частного лесовладения при возрастающей роли государственного контроля и управления лесами, зарождение отечественного лесного образования, становление наук о лесе;
  5. 1823−1888 − принятие лесоохранительных законов, создание Корпуса лесничих, образование лесных обществ, издание специальной литературы, появление первых лесоустроительных инструкций;
  6. 1888−1917 − повышение роли лесного хозяйства в экономике России, интенсивные рубки леса, развитие экспорта, активизация деятельности общественных лесных организаций, лесной науки и образования;
  7. 1917−1991 − утверждение государственной собственности на леса, перевод лесной промышленности и лесного хозяйства на индустриальные рельсы, централизованное планирование лесопользования, лесовосстановления и лесоохранных предприятий в условиях урбанизации и т. д.;
  8. 1991−2002 − переход к рыночной экономике.

Но если музей ограничится только постоянной экспозицией, сколь бы интересной она ни была, впечатление о лесной России будет неполным. Люди, которые здесь работают, это отлично понимают. Да и время такое, когда нужно все время развиваться, придумывать, изобретать.

В этом году Российский музей леса вместе со всей страной отмечал 60-летие Великой победы. Разве те же лесоводы не были участниками и ветеранами войны? Разве они не работали в тылу, стараясь сделать «все для фронта, все для победы»? Разве мало их погибло на фронте? Все ли знают, что знаменитый советский разведчик Николай Кузнецов был таксатором? А вот 90 лет исполнилось участнику Парада Победы, Вашкевичу Василию Степановичу, чем не событие? И сколько их тут таких на этих стендах − самоотверженных, мужественных, волевых! К этой дате, рассказывает Алексей Ильич, готовились долго, собирали экспонаты по всей России. Материалов было более чем достаточно − лишь бы музейные площади позволили широко развернуться.

Музей отзывается на все, что может быть интересным. Не важно, что 1000-летие Казани вроде бы напрямую и не связано с лесом. Есть ведь заслуженные, знаменитые лесоводы − выходцы и жители этого славного города − просто грех не посвятить им стенд, не рассказать о них посетителям.

В этом году исполняется 100 лет со дня рождения знаменитого академика Ивана Мелехова. Достать материалы об этом человеке было несложно. Во-первых, в музее все знакомы с сыновьями Ивана Степановича, которые не раз приезжали сюда и помогали по мере сил и возможностей. Во-вторых, нынешний директор музея Курамшин Владимир Яковлевич и некоторые сотрудники учились у Мелехова и знают не понаслышке, каким был этот безусловно талантливый человек…

Все течет, все изменяется. Другими становятся мировоззрение и отношение к лесу. Не потребительским, как прежде. И в музейной выставке, как и в жизни, отчетливее звучит тема экологии.

Иветта КРАСНОГОРСКАЯ