Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

Техника и технологии

Погрузчик для деревообрабатывающего предприятия

Выбор и особенности эксплуатации

В настоящее время и невооруженным взглядом видно стремление производителей повысить объемы выпуска и качество продукции при минимуме затрат. Мотивы ясны: в условиях возрастающей конкуренции поневоле приходится принимать все доступные меры по снижению текущих издержек и получению максимальной прибыли с имеющегося оборудования. Задача эта комплексная, однако в большинстве случаев нет возможности решать ее сразу в масштабе производства из-за достаточно высокой стоимости проекта. Поэтому вопрос решается поэтапно, начиная с самых «узких» мест, одним из которых является погрузчики. Обосновывать необходимость мобильной погрузочно-разгрузочной техники излишне − сухой шестиметровый сосновый брус 250×250 мм весит около 200 кг. Его надо как-то перемещать между складами и обрабатывающими станками. Причем во многих местах заменить погрузчик на устройство подачи или цепной транспортер или крайне затруднительно, или вообще несоразмерно дорого. Простой пример − загрузка-выгрузка пиломатериалов в 50−100 м3 сушильную камеру. Соответственно и требования, предъявляемые к этому виду оборудования достаточно велики − на предприятии погрузчики разгружают вагоны и фуры с пришедшим сырьем, они по полной программе задействованы на всех этапах технологического цикла, участвуют в различных складских работах, и, наконец, отгружают готовую продукцию покупателям. Причем, чем меньше сама фирма, тем меньше парк погрузочной техники она может содержать. Это значит, что машины должны быть как можно более универсальными, а предъявляемые требования − более жесткими: в течение одного дня приходится загружать на гидравлические столы пакеты заготовок общим весов более тонны, потом работать на складе готовой продукции, в соседнем цехе отгрузить партию готового девятиметрового бруса заказчику….

Однако, придя к решению о приобретении техники, любой человек сталкивается с колоссальным разнообразием имеющейся на рынке продукции. Вдобавок модельный ряд фирм-производителей представлен сотнями, а зачастую и тысячами моделей. Какие же параметры важны для выбора погрузчика? Как выбрать именно ту, единственно подходящую машину, которая в течение долгих лет должна решать все отведенные ей задачи?

Для начала крайне важно определиться с той технологической цепочкой, в которую будет встраиваться погрузчик. Это имеет решающее значение для всего проекта: сотрудники фирмы-продавца в принципе не могут знать всех нюансов того завода, где должен работать погрузчик. И вполне возможно, они просто могут не учесть для них малозначительные, но крайне важные для покупателя особенности. Например, при согласовании цены для удешевления проекта решили поставить батареи меньшей емкости − а машина будет работать минимум две смены в сутки! Или же заказчик решил купить дизельный погрузчик без системы очистки выхлопа за 1500$. А работать этот дизель будет безвыездно в маленьком цехе, хотя изначально предполагалась работа только на улице. Планы динамически меняются, и это нормально, но вот определиться со своими желаниями и возможностями лучше заранее − это сэкономит всем много нервов и денег.

Также есть еще один момент: если человек лишь приблизительно представляет себе, что он в итоге хочет получить, то, как правило, ему будут стремиться продать именно то, что наиболее выгодно на данный момент для фирмы-продавца. Ну, а аргументов в пользу той или иной модели можно привести много…

На деле же самых важных характеристик несколько.

  • Грузоподъемность, характеристики груза
  • Высота подъема груза
  • Характер и интенсивность работы, преобладающий маршрут движения и необходимая маневренность
  • Мощность и тип привода (двигатель внутреннего сгорания (ДВС) − дизельный, газовый, бензиновый; электрический двигатель)
  • Место эксплуатации (улица, помещение, смешанная работа).

Всего значимых параметров для выбора погрузчика порядка 60, и все они взаимосвязаны, а наличие или отсутствие одного параметра определяет остальные.

Таблица 1
Посмотреть в PDF-версии журнала

В таблице 1 представлены характеристики погрузчиков по одному из важнейших критериев − типу двигателя.

В общем и целом наибольшими преимуществами и наименьшими недостатками обладают погрузчики с газовыми ДВС. Однако вследствие значительно меньшей распространенности имеют место следующие проблемы: трудности с перезаправкой газовых баллонов, потребность в более частом ТО, меньшая доступность запасных частей. В свою очередь электропогрузчики быстро совершенствуются: увеличивается мощность и время работы до перезарядки, снижается стоимость. А с учетом специфики деревообрабатывающего предприятия его можно смело рекомендовать на всех участках, где необходимо перемещение грузов до 2,5−3 т.

Также стоит обратить внимание на возможность использования дополнительного навесного оборудования:

  • Лапы для рулонов и бочек. Спе циальные лапы, оснащенные резиновыми амортизаторами, надежно удержат бочки, баррели, рулоны. Более простые лапы предназначены для обработки грузов в кипах.
  • Сталкиватель груза − предназначен для обработки груза без поддона.
  • Каретка смещения − обеспечивает позиционирование груза по месту, его наличие на погрузчике дает значительную экономию времени при проведении погрузо-разгрузочных работ.
  • Устройство переворачивающиеся вилы − предназначено для высыпания или выливания содержимого из емкостей с краской, клеем и пр.
  • Устройство складывающиеся вилы − пожалуй, самая интересная опция, т. к. специально предназначено для обработки цилиндрических грузов, в первую очередь, бревен.
  • Устройство для работы на сжиженном газе.

Благодаря быстрому снижению в цене по сравнению с дизельными погрузчиками, электропогрузчики получают все большее распространение: в настоящее время за рубежом их около половины от всех использующихся.

Таким образом, мы переходим от технических параметров к ценам.

Таблица 2
Посмотреть в PDF-версии журнала

Цены на погрузчики представлены в таблице 2.

Немаловажный вопрос − это маневренность погрузчика и радиус разворота. Традиционно более высокой маневренностью обладают электропогрузчики. Так что с учетом всех предыдущих особенностей при преимущественной работе в помещении с грузоподъемностью до 3 т погрузчик с электрическим силовым агрегатом будет идеальным вариантом.

Если требуется машина, которая будет работать в достаточно тесных условиях: извилистые проездные пути, препятствия по высоте, необходимость резких поворотов, в том числе на достаточно высокой скорости (для погрузчика − до 25 км/ч) − стоит позаботиться о наличии системы стабилизации и усиленной кабины.

Кроме цены при покупке, нужно учитывать и стоимость владения. С учетом этого фактора электрические погрузчики через полтора года становятся выгодней дизельных собратьев.

Также интересная ситуация получается при сравнении стоимости владения импортным (Германия, Азия) погрузчиком и болгарским или российским. Немецкие или азиатские погрузчики дороже отечественных, зачастую значительно. То же самое можно сказать и о запасных частях. Но с учетом того, что запчасти к болгарским и российским погрузчикам хоть и дешевы, но зато нужны заметно чаще, в итоге получается, что иногда через год совокупная стоимость владения ими превышает даже самые дорогие немецкие аналоги.

Таким образом мы приходим к мысли, что наиболее выгодной покупкой является приобретение бывшего в употреблении японского погрузчика. С учетом того, что цена его будет такая же, как и нового российского, а приходящие в Россию машины проходят предпродажную подготовку, в ходе которой заменяется до 90% деталей плюс гарантия на срок до года в зависимости от состояния машины, такой вывод напрашивается сам собой. Также весьма привлекательно корейское и китайское оборудование, так как оно сочетает приемлемые цены с очень хорошим качеством.