Нужны ли лесному комплексу России целевые хозяйства?
Принципы пользования лесом составляют основу теоретического лесоустройства. С ними тесно связана созданная в начале ХIX века теория нормального леса. То обстоятельство, что действительный лес является более сложным, чем схематический нормальный лес, давало почву для критики этого учения. Однако при всех недостатках учение о нормальном лесе является лучшей теорией, которую для лесного хозяйства создал человек, поскольку она позволила математически сформулировать соотношение между запасом, приростом, размером пользования и тем самым обосновать постоянное пользование.
Оценивая нормальный лес, академик Н. П. Анучин пишет, что если в том или ином лесном хозяйстве соответствующими мероприятиями без существенного ущерба удовлетворению потребностей народного хозяйства в лесных продуктах можно поднять полезные свойства леса, приблизить действительный лес к нормальному, то данное хозяйство от этого лишь выиграет.
Теоретически нормальный лес позволяет заготавливать максимально возможный объем древесины при сохранении постоянства пользования. В связи с этим становится понятным стремление практиков лесного хозяйства организовать лесопользование в действительном лесу таким образом, чтобы в перспективе его показатели максимально приближались к нормальному лесу.
К сожалению, далеко не всегда в советское время соблюдались декларируемые принципы постоянства и неистощительности пользования древесиной. В наиболее освоенных лесных регионах все чаще возникают проблемы, вызванные дефицитом доступных и качественных лесных ресурсов. Крайне неравномерное распределение насаждений по группам возраста, накопление в эксплуатационном фонде перестойных низкопроизводительных древостоев привело к тому, что принимаемые расчетные лесосеки по своему размеру значительно уступают оптимальному размеру лесопользования, характерному для нормального леса.
Институтом «Росгипролес» в 2002 году была предложена принципиально новая модель организации лесопользования и ведения лесного хозяйства для лесов с дефицитом эксплуатационного фонда, расположенных в зоне деятельности крупных лесоперерабатывающих предприятий. Ее рассмотрение в декабре 2002 года на совместном заседании Совета Государственной лесной службы МПР России и секции использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов НТС Рослесресурса МПР России вызвало интерес как со стороны государственных органов управления лесным хозяйством в регионах, так и организаций лесопромышленного комплекса.
В основе предлагаемой модели организации лесопользования лежит идея выбора территории по определенным критериям (характерным для нормального леса) для формирования целевых хозяйств на заданные сортименты с соответствующими оборотами рубки. Практическая реализация новых подходов к организации лесопользования начата в Республике Карелия по заказу ОАО «Сегежский ЦБК», поскольку в лесном фонде, тяготеющем к комбинату, складывается весьма напряженная ситуация с заготовкой требуемых сортиментов.
По результатам изыскательских работ осуществлен выбор территории проектирования целевых хозяйств, общей площадью 1796 тыс. га. Особенностью земель лесного фонда данной территории является необычайно высокая доля нелесных земель (750 тыс. га), представленных в основном болотами и водными объектами. Леса I группы занимают 248 тыс. га, II-й - 832 тыс. га и III‑й группы 716 тыс. га. Площадь лесных земель, возможных для эксплуатации, составляет 881 тыс. га. Таким образом, основную долю лесных площадей (88%) занимают эксплуатационные леса II и III групп.
В лесном фонде доминируют сосняки - 85%, еловые и березовые насаждения занимают соответственно 9% и 6%. Производительность древостоев низкая, насаждений II-III классов бонитета всего 15,8% от площади покрытых лесом земель, IV - 52,7%, V - 25,1%, на долю Vа-Vб бонитетов приходится 6,4%.
Вырубками на рассматриваемой территории пройдено более половины всех площадей, что привело к истощению лесного фонда и крайне неравномерному распределению насаждений по классам возраста. В настоящее время в эксплуатируемых лесах II и III групп спелые древостои хвойных пород занимают 15,5% покрытой лесом площади, приспевающие - 3,2%, средневозрастные - 26,8% и молодняки - 54,5% (рисунок 1).
Организация целевых хозяйств предусматривается только в эксплуатационной хозяйственной части (леса II и III группы) и ставит своей основной задачей получение нужных сортиментов за возможно короткий срок. Для достижения задачи требуется рациональное использование природных условий, обеспечивая при этом выращивание наиболее крупных сортиментов (пиловочник) в лучших лесорастительных условиях, а средних и мелких (балансы) - в худших. Даже в сложных природных условиях северной тайги Карелии дифференциация выращивания насаждений для получения целевых сортиментов крайне необходима. Учитывая специфику ЦБК, в качестве целевой породы выбрана сосна.
Для разделения лесного фонда на целевые хозяйства и хозяйственные секции проводился анализ продуктивности насаждений по классам возраста. Насаждения II и III классов бонитета отнесены к высокопродуктивным и предназначаются для выращивания пиловочника. Насаждения IV бонитета оцениваются как нижний предел средней продуктивности и оптимальны для выращивания предельных по крупности и частично мелких балансов, а также пиловочника средней крупности. Древостои V и Vа бонитетов являются самыми низкопродуктивными и могут служить источником для получения балансов.
В защитной хозяйственной части, куда отнесены все леса 1 группы, виды и параметры хозяйственных секций остаются неизменными и полностью соответствуют данным лесоустройства.
В эксплуатационной хозяйственной части образуются целевые хозяйства на пиловочник и на балансы. В составе последнего, с учетом лесорастительных условий, намечается образование хозяйственных секций:
- сосновая среднепроизводительная на балансы (IV бонитет);
- сосновая низкопроизводительная на балансы (V-Va бонитеты).
Одним из центральных вопросов организации лесопользования в целевых хозяйствах является обоснование возрастов и оборотов рубки целевой породы. В процессе работы были проанализированы все таблицы хода роста сосновых насаждений для условий, близких к формируемым целевым хозяйствам. Учитывая, что в сосновых насаждениях IV-V классов бонитета предусматривается заготовка наиболее мелких сортиментов, особое внимание уделялось анализу среднего изменения запаса растущей части древостоев и соответственно установлению возраста количественной спелости. Помимо расчетов возрастов количественной и технической спелости, выполненных по таблицам хода роста нормальных насаждений, соответствующие расчеты проведены для модальных сосновых насаждений, непосредственно входящих в целевые хозяйства. Соответствующие таблицы для них были составлены по материалам массовой таксации.
Для высокопродуктивных сосновых насаждений II-III классов бонитета, образующих целевое хозяйство на выращивание пиловочника, наиболее целесообразно установить возраст рубки, соответствующий возрасту технической спелости на суммарный выход крупной и средней деловой древесины, который наступает в 99 лет и при котором может быть получено до 70% пиловочной древесины.
Среднепродуктивные насаждения IV бонитета, намечаемые для получения балансового сырья, наиболее целесообразно вовлекать в рубку в возрасте 71-80 лет.
Этот возраст рубки соответствует возрасту технической спелости средней и мелкой деловой древесины, а также близок к возрасту количественной спелости насаждений IV бонитета. Передержка на корню древостоев на 50 лет до возраста технической спелости для получения крупной и средней деловой древесины в насаждениях этого бонитета неоправдана, так как общие запасы и выход деловой древесины могут увеличиться только на 15-20%. При большом дефиците древесного сырья в Сегежском ЦБК принимать возраст рубки в IV бонитете в возрасте технической спелости на крупную и среднюю, а также среднюю деловую древесину нельзя признать обоснованным.
В низкопродуктивной хозяйственной секции, в которую входят древостои V-Vа бонитетов, проектируется выращивать также балансовую древесину. Этому назначению, как показали расчеты, соответствует возраст рубки, установленный в возрасте количественной спелости и технической спелости на среднюю и мелкую деловую древесину, которые совпадают по своим показателям в возрастном диапазоне 81-90 лет.
Продолжительность классов возраста зависит от установленных возрастов и оборотов рубки. Профессор М. М. Орлов считал, что для древостоев с оборотом рубки 35-45 лет продолжительность класса возраста целесообразно устанавливать в 5 лет, при обороте рубки 40-90 лет - 10, более 90 - 20 лет. Принимая во внимание эту зависимость, в высокопродуктивной секции на выращивание крупномерной древесины продолжительность класса возраста устанавливается в 20 лет. В средней и низкопродуктивной сосновых секциях в целях повышения точности расчетов размера главного пользования продолжительность класса возраста целесообразно установить в 10 лет.
Что же может дать предлагаемая система организации лесопользования? Для ответа на этот вопрос были проведены предварительные расчеты размера главного пользования. Их результаты показывают высокую эффективность проектных предложений. Судите сами, если действующая расчетная лесосека по сосне в лесах II и III группы позволяет ежегодно заготавливать на данной территории только 225,4 тыс. м3, то с организацией целевых хозяйств норма пользования увеличивается до 792,4 тыс. м3, т. е. на 567,0 тыс. м3. Необходимо отметить, что по низкопроизводительной хозсекции может быть сразу принята лесосека равномерного пользования, которая через оборот рубки идеально выравнивает возрастную структуру сосновых насаждений. По среднепроизводительной хозсекции на лесосеку равномерного пользования можно будет перейти уже через 20 лет, и это даст не только желаемое выравнивание возрастной структуры, но и увеличит возможный размер главного пользования до 1,1 млн м3 в год.
Несмотря на весьма впечатляющие результаты организации целевых хозяйств, обусловленные многими факторами, включая и вполне обоснованное снижение возрастов рубки, не все единодушно поддерживают данные предложения. В частности, высказывалось мнение о нецелесообразности перехода от ставших уже традиционными 20-летних классов возраста для хвойных насаждений к 10-летним классам. Предлагались компромиссные варианты организации целевого хозяйства на балансы путем объединения средне- и низкопроизводительной хозсекций с установлением общего для них возраста рубки 81-100 лет.
Прогноз размера рубок главного пользования в целевом хозяйстве на балансы при ныне действующей расчетной лесосеке в условиях крайне неудовлетворительного распределения насаждений по группам возраста не дает надежд на стабилизацию лесопользования. При полном освоении действующей лесосеки каждые 20 лет будет вырубаться только 37,7 тыс. га, в то время как при лесосеке равномерного пользования можно было бы вырубать лес на более чем в 2 раза больших площадях. Через 80 лет крайне напряженного лесопользования, обусловленного необходимостью рубить в основном на деконцентрированных недовырубленных ранее участках, в категорию спелых перей-дут значительные площади сосновых насаждений, которые при сохранении действующей расчетной лесосеки будут вырублены только за 180 лет.
При компромиссном варианте наблюдается весьма похожая ситуация. Несмотря на увеличение возможного размера главного пользования почти в 2 раза (69,4 тыс. га каждые 20 лет), отношение к лесосеке равномерного пользования (123 тыс. га) сохраняется примерно такое же, как и в предыдущем случае. Осуществляя лесопользование в установленном размере, через 40 лет за счет естественного поспевания площадь спелых достигнет почти 375 тыс. га, но при сохранении дефицита приспевающих и средневозрастных насаждений вряд ли будет возможным существенно увеличить размер главного пользования. Чтобы вырубить спелые насаждения, сформировавшиеся к 2005 году, потребуется 107 лет при 100% освоения расчетной лесосеки.
Принципиально другая ситуация будет складываться при организации лесопользования в целевом хозяйстве на балансы. В низкопроизводительной хозсекции на начало оборота рубки имеется достаточная площадь спелых насаждений (73,2 тыс. га), позволяющая сразу установить лесосеку равномерного пользования, с ежегодной рубкой на площади 2,3 тыс. га. В распределении насаждений по возрастным группам в данной хозсекции также имеется дефицит приспевающих насаждений, но при 10-летних классах возраста имеющихся площадей спелых насаждений вполне хватает на первые 30 лет, т. е. до того времени, когда основная масса средневозрастных насаждений перейдет в категорию спелых. При условии полного освоения расчетной лесосеки через 80 лет будет сформирована абсолютно равномерная возратная структура сосновых насаждений. Конечно, для того чтобы данный прогноз осуществился, потребуется не только надлежащим образом организовать лесопользование, но и обеспечить качественное восстановление вырубаемых площадей, не допуская смены главной породы.
В среднепроизводительной хозсекции ситуация несколько сложнее. Основные площади в этой хозсекции сосредоточены в средневозрастных сосновых насаждениях. Поэтому стартовый размер главного пользования на первые 20 лет будет ограничен площадью спелых и приспевающих насаждений. За этот период ежегодно будет вырубаться 3,2 тыс. га при том, что лесосека равномерного пользования составляет 5,1 тыс. га. Но, начиная с 2025 года, возрастная структура сосновых насаждений позволяет перейти на лесосеку равномерного пользования, которая будет сохраняться до конца оборота рубки. Это позволит, как и в предыдущем случае, к 2095 году провести абсолютное выравнивание возрастной структуры.
Сегодня все больше ученых и практиков лесного хозяйства признают несовершенство существующей нормативной базы, обеспечивающей организацию лесопользования. Именно применяемые сегодня нормативы в немалой степени создали ту кризисную ситуацию, в которой находится лесопользование. Ни для кого не секрет, что в результате «рубок ухода» (если их так можно назвать) запасы насаждений, достигших возраста рубки, едва превышают средние запасы приспевающих насаждений. В эксплуатационном фонде идет накопление низкопродуктивных перестойных насаждений, доля которых в отдельных регионах превышает 60% и продолжает увеличиваться. Хотя формально действующие расчетные лесосеки по хвойному хозяйству ни в одном регионе полностью не используются, в доступном лесном фонде резервов для увеличения уровня лесопользования практически нет, как, впрочем, нет и перспектив в связи с крайним недостатком приспевающих насаждений.
Вряд ли необходимо кого-либо убеждать, что благополучие лесного хозяйства в рыночных условиях напрямую связано с интенсивностью лесопользования. Однако для его интенсификации потребуется устранить все, что сдерживает этот процесс, сохранив при этом основные, ставшие уже классическими принципы лесопользования, такие как неистощительность и непрерывность пользования.
Виктор Леонидович ПОПОВ,
заместитель генерального директора института «Росгипролес»