Хороших специалистов много не бывает
Рубрика Образование
В стране растет количество вузов, обучающих лесному делу. Не то чтобы открывались новые учебные заведения − это слишком дорого, да и ни к чему. Лесные факультеты, отделения, кафедры появляются в существующих старейших вузах. Так, за последние годы специальность «Лесное хозяйство» ввели не менее 12 вузов России.
Не будь спроса − не было бы и предложения. Раньше любой студент мог себе позволить переехать на время учебы в другой город, сейчас − далеко не каждый. Ехать, скажем, из Улан-Удэ в Красноярск − удовольствие не из дешевых, да и многие родители в наше непростое время стали бояться отпускать детей в такие «путешествия по стране». А специалисты по лесу нужны ведь не только Красноярскому краю, но и той же Бурятии и еще многим регионам страны, в которых нет лесных вузов. Вот почему вопросы об открытии лесных специальностей на базе разных государственных университетов (чаще всего сельскохозяйственных) горячо обсуждаются на уровне областного или республиканского правительства.
Правда, одного лишь желания областной администрации слишком мало. В конечном итоге, открывать или нет лесную специальность в том или ином вузе, решит Учебно‑методическое объединение высших учебных заведений по образованию в области лесного дела Министерства образования и науки Российской Федерации (УМО). А основную работу по оценке возможностей и потребностей проведет Учебно‑методическая комиссия по лесному хозяйству (УМК), входящая в структуру УМО. Члены УМК участвуют в лицензировании, аттестации и аккредитации учебных заведений по специальности «лесное хозяйство». Вузам, где специальность была только что открыта, оказывают методическую помощь.
Базируется Учебно‑методическое объединение высших учебных заведений по образованию в области лесного дела в Московском государственном университете леса. Ректор МГУЛа В. Г. Санаев − председатель этого объединения. А председатель учебно‑методической комиссии по лесному хозяйству − А. Р. Родин − человек известный в лесной науке: академик Международной академии наук высшей школы, заслуженный работник высшей школы России, профессор, доктор сельскохозяйственных наук, заслуженный лесовод России.
Вообще, в Учебно‑методическом объединении трудятся только лучшие специалисты страны, которым не страшно доверить лесное образование и науку. Перечень вузов, входящих в УМО, достаточно велик: это такие известные академии и университеты страны, как МГУ Леса, Санкт-Петербургская, Воронежская, Уральская государственные лесотехнические академии, Нижегородская и Ижевская государственные сельскохозяйственные академии, Сыктывкарский лесной институт, Архангельский и Братский государственные технические университеты, Томский и Новгородский государственные университеты − всего 51 высшее учебное заведение.
Говорят, что, с одной стороны, в России самое качественное образование. Но с другой − нередко теоретические знания, преподаваемые в высших учебных заведения, часто бывают оторванными от жизни. В то время как на самом деле знания, получаемые в институтах, должны соответствовать мировым требованиям в области высшего профессионального образования. Современные специалисты должны чувствовать свою востребованность не только на российском, но и на мировом рынке труда. Значит, качеством образования надо управлять. Собственно, это и есть основная задача Учебно‑методического объединения по образованию в области лесного дела.
Вот УМО и управляет качеством подготовки инженеров лесного хозяйства. Как уже говорилось выше, управляет через учебно‑методическую комиссию по лесному хозяйству, в которой работают деканы факультетов ведущих вузов страны, профессора, доктора наук. Эта комиссия сотрудничает с Федеральным агентством лесного хозяйства, Министерством сельского хозяйства и вузами, где ведется подготовка инженеров лесного хозяйства. Лесных инженеров готовят сегодня по пяти специализациям − лесное и лесопарковое хозяйство, лесомелиорация ландшафтов, лесное охотоведение, недревесная продукция леса, защита леса.
В ряде вузов введена многоуровневая подготовка обучающихся по направлению 554200 «Лесное дело». Например, в Санкт-Петербургской Лесотехнической Академии в течение первых четырех лет готовят бакалавров, а потом в течение последующих двух лет − магистров. Бакалавры, защитившие выпускную работу, по желанию переходят на подготовку по основной образовательной программе инженера лесного хозяйства. В магистратуру поступает меньшая часть выпускников − и только на платной основе. После окончания 6‑го курса магистры сдают государственные экзамены и защищают магистерскую диссертацию.
С первого дня создания УМО и УМК в его составе призваны координировать действия научно-педагогической общественности вузов и представителей предприятий, учреждений, организаций. Такое объединение помогает прогнозировать перспективные направления учебных программ и обеспечивать отвечающий требованиям времени научно‑методический процесс подготовки специалистов для лесных отраслей науки, техники и технологии.
Разработка проектов государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, примерных учебных планов, образовательных программ и программ экзаменов кандидатского минимума по специальностям лесного хозяйства − эта ответственная миссия принадлежит именно Учебно‑методической комиссии. На базе документов УМО вузы России разрабатывают уже собственные региональные учебные планы (ведь каждый регион по-своему уникален и требует особого подхода к ведению лесного хозяйства), не противоречащие общегосударственным требованиям. На УМО также возложена обязанность участвовать в разработке государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования, ведь среднее и высшее профессиональное образование, с точки зрения государственных образовательных стандартов, должны идти рука об руку, а не порознь.
Подготовить хороших специалистов те же лесхозы-техникумы смогут только в тесном контакте с учеными лесных вузов. Впрочем, тесная связь между некоторыми лесхозами-техникумами и вузами уже сейчас дает возможность учащимся окончить институт или университет по сокращенной программе.
По просьбе Высшей аттестационной комиссии РФ УМК также проводит экспертизу аттестационных дел по присвоению ученых званий профессоров и доцентов преподавателям и работникам научно-исследовательских институтов по специальности «Лесное хозяйство».
Как известно, знания студенты получают не только от хороших преподавателей, но и благодаря хорошим учебным пособиям. У членов Учебно‑методической комиссии − высокие требования к качеству учебной литературы. Все учебники по лесному хозяйству, на которых стоит гриф «допущено» или «рекомендовано», прошли через эту комиссию. Этой же комиссией они были подготовлены к изданию. Если рецензия на пособие получилась нелестной, учебник будет признан негодным для межвузовского использования. Так, недавно из Санкт-Петербурга в комиссию поступил на рецензирование толстый учебник − одновременно для лесохозяйственников, лесопромышленников и транспортников, как рассказывает Анатолий Родионович Родин. Комиссия отклонила его: он показался перегруженным информацией, а значит и слишком сложным для студентов…
Виктория ПЕСКОВА