В центре внимания

Киотский протокол: «все возможные благости» или «игра с дьяволом»?

Рубрика В центре внимания

Как известно, в ноябре прошлого года Россия ратифицировала Киотский протокол. И это стало решающим фактором для вступления его в силу.

16 февраля 2005 года Киотский протокол стал международным законом, который предусматривает добровольное сокращение выбросов промышленных газов, вызывающих парниковый эффект. К 2012 году уровень выбросов должен быть сокращен на 5,2% по сравнению с показателями 1990 года.

Многим государствам в этом плане предстоит большая работа. Так, на родине Киотского протокола в Японии выбросы на 8% превышают выбросы стартового года. А «рекордсменами» являются Испания и Португалия. У них к 2002 году превышение составляло 40,5%, в Ирландии − 28,9%. «В Греции все есть», − говорил Аркадий Райкин. В том числе, как оказалось, и угроза природе, исходящая от человека. Определенный протоколом уровень 1990 года был превышен на 20%.

Протокол подписали 159 стран, 141 из них его ратифицировала. Но споры и острые дискуссии вокруг него не утихают. США по-прежнему не намерены вступать в зону действия международного закона, потому что он не отвечает экономическим интересам государства. Американцы опасаются, что ужесточение экологических стандартов потребует крупных затрат и затормозит темпы экономического роста. Держатся в стороне от протокола Индия, Австралия, Китай.

По мнению советника Президента РФ Андрея Илларионова, в рамках этого документа наша страна не сможет удвоить ВВП за 10 лет. «Сам факт наличия юридических ограничений для развития собственной экономики, как, впрочем, и для развития любой экономики − это игра с дьяволом», − считает А. Илларионов. По его расчетам через 45 лет действия Киотского протокола промышленный потенциал страны и ВВП значительно снизятся.

Однако уменьшение выбросов в атмосферу не стало помехой росту производства на новотроицком заводе «Уральская сталь». По сравнению с 1990 годом объем производства здесь вырос на 20% при снижении потребления топлива на 30%.

Эксперт Российского регионального экологического центра Сергей Кураев на пресс-конференции сказал, что «мы сможем сделать Киотский протокол механизмом, запускающим новую российскую экономику, которая будет ориентирована не на безудержное эксплуатирование природных ресурсов, а на новые высокотехнологичные процессы. Как всегда, страна находится на распутье. Если мы реально выберем путь, который предлагает Киотский протокол, то на перекрёстном камне будет написано: „ты обретешь на этом пути все возможные благости“. Киотский протокол − некий элемент, который позволяет так переориентировать нашу экономику, чтобы мы больше не зависели от той самой трубы, позапрошлогодних технологий, а стремились к опережению наших партнеров по Европе и Америке».

Более века назад шведский ученый Савнте Аррхениус предсказал, что человечество, сжигая уголь и нефть, перенасытит атмосферу углекислым газом и это неминуемо приведет к глобальному потеплению. Как считает директор института водных проблем, член-корреспондент РАН Виктор Данилов-Данилян «в том, что климат меняется, могут сомневаться только люди несведущие. Нет ни одной страны, которая выиграет от климатических изменений на протяжении 50 лет. Нужно стараться, чтобы этот процесс прошел как можно мягче, чтобы изменений было как можно меньше. Но выбросы парниковых газов в атмосферу обязательно сопровождаются выбросом огромного количества других замедляющих веществ. Значит, если мы меньше будем жечь топлива, то вместе с углекислым газом будет меньше лететь токсикантов. Это очень полезно и для здоровья людей, и для здоровья экологических систем − для всей живой природы».

А еще на торговле воздухом можно неплохо заработать. По Киотскому протоколу страна, сократившая выбросы больше нормы, может продать свой резерв другой стране. У России такой запас есть. По разным оценкам, в ближайшие 10−12 лет торговля воздухом может приносить от 1 до 5 миллиардов долларов в год, но Россия пока от неё отказалась. Распродав квоты, можно оказаться в роли их покупателя у других стран, причем приобретать придется по более высокой, чем сейчас, цене. Вступив в зону Киотского протокола, Россия не хочет продешевить. Об этом сообщил на пресс-конференции заместитель директора департамента имущественных и земельных отношений, экономики природопользования Минэкономразвития Всеволод Гаврилов: «Российская Федерация не планирует продавать квоты, не обеспеченные реальным проектом сокращений выбросов».

В конце года пройдет международная конференция по подведению предварительных итогов. У нас пока нет законов, регулирующих исполнение протокола, зато есть время для маневра: Россия оговорила для себя право сойти с дистанции. Время и даст ответ на вопрос, что такое Киотский протокол: «все возможные благости» или «игра с дьяволом»?

Владимир ВЕРШИНИН