Былины о «лесных богатырях»
Тысячу лет рубили, теперь − сажаем
«Дуб-дубом»
Трудно сказать, почему такое роскошное, могучее дерево, как дуб стал «главным героем» многих поговорок, афоризмов и шуток на современный лад. Причем упоминается оно практически везде в явно негативном смысле.
Можно, правда, предположить, что незаслуженно «обижают» дуб, отталкиваясь от эпитетов, переросших в метафоры: «непробиваемый», «непреклонный». И действительно, в далекие времена дубы поражали людей своей крепостью и мощью. Это одна из самых долговечных древесных пород на Земле и самая долговечная − в Европе. Если дубовые насаждения живут до 200 - 300 лет, то возраст отдельных деревьев может достигать 1 000 - 2 000 лет. За столь долгую жизнь дуб способен вырасти до гигантских размеров. В старом дубовом лесу деревья как многоэтажные дома − около 40 метров в высоту, а диаметр их ствола − 2 - 3 метра.
В истории есть такие любопытные факты: на парижской выставке в 1900 г. демонстрировался дубовый кряж, выпиленный из 485-летнего дуба высотой 31 м и диаметром 169 см. Этот дуб был срублен в Большесурской лесной даче Курмышского лесничества Симбирской губернии, то есть на территории современного Шумерлинского лесхоза Чувашской Республики. А в 1861 г. в Ядринском уезде Казанской губернии был срублен дуб «в 50 футов длины» (то есть 15 м в высоту) и «48 вершков в верхнем отрубе» (диаметром 213 см). Дереву этому насчитали 500 лет, оно было совершенно свежим, здоровым и все еще увеличивалось в объеме…
Дуб был священным деревом многих народов, в том числе древних славян и кельтов, ему поклонялись как божеству. Он и сегодня остается символом мужества и стойкости, а не только, так сказать, «непробиваемости»… Между прочим, увидеть во сне дуб, усыпанный желудями, − к благополучию и карьерному росту.
В гороскопе друидов люди, родившиеся 21 марта, в день весеннего равноденствия, − дубы. Полные жизни, здоровья, силы, красоты и достоинства. Их движения величественны, своим солидным видом «дубы» внушают уважение. Отважны, чрезмерно горды. Выдержанны, обладают железной силой воли, никогда не отказываются от ранее принятого решения и добиваются поставленной цели. Но не умеют быть гибкими и дипломатичными, их непримиримость доставляет им немало хлопот. Очень независимы, не переносят никаких ограничений. «Широкие» в любви, при этом непостоянны, но в браке со временем успокаиваются. По натуре − консерваторы. Несмотря на то, что они способны на бескорыстные поступки, всегда помнят о своей выгоде и концентрируются на личных проблемах. Чужая жизнь их не интересует. Не лишены интуиции, мыслят ясно, по-деловому, реалистичны, наблюдательны, обладают хорошими организаторскими способностями… Так что есть немало сходств между дубом-человеком и дубом-деревом.
Самый распространенный вид дуба − дуб черешчатый. Ареал его естественного произрастания − вся Западная Европа за исключением Скандинавии. В пределах России северная граница дубрав тянется от Санкт-Петербурга на Ладожское озеро, южнее Вологды на Киров, далее − южнее Перми до верхнего течения реки Уфы. Дуб черешчатый растет также на Кавказе, в северном Иране и Турции. То есть, с одной стороны, это дерево тяготеет к возвышенностям, с другой − к поймам рек. Благодаря своим биологическим и экологическим особенностям, по совокупности своих качеств, дуб черешчатый − самая ценная древесная порода наших лесов.
Это относительно теплолюбивая порода − более теплолюбивая, чем сосна, лиственница, ель, береза или липа. Вместе с тем, она гораздо холодоустойчивее, например, ясеня, граба или клена. Дуб способен переносить непродолжительные морозы до 45 - 49 градусов. Однако экстремально низкие температуры могут быть губительными для дубовых почек, камбия, коры, да и самой древесины. Особенно опасна гибель камбинальных клеток, ведь от них зависит рост дерева. Само дерево, конечно, от этого не погибает, но резко снижается годичный прирост древесины, со временем она обретает коричневый цвет. На поперечном срезе стволов пострадавших деревьев заметно так называемое «морозное кольцо». Повреждаются и гибнут от сильных морозов деревья, ослабленные болезнями и вредителями, или дубы, растущие в неблагоприятных условиях. Морозоустойчивость дубов снижается прямо пропорционально их возрасту.
Дуб черешчатый может переносить и высокие температуры воздуха − до +40 - 45 градусов. Выдерживает суховеи, нормально растет в сухих степях и даже в полупустынях. Вообще, все леса, а дубовые в особенности, говоря языком науки, «обладают гидрологическим влиянием на окружающую среду»: способствуют накоплению влаги и рациональному ее использованию, сохраняют чистоту и полноводность рек, озер и других водных источников.
«Дуба дали»
К сожалению, состояние дубрав сегодня вызывает серьезные опасения. Это объясняется многими причинами. Во-первых, часть дубрав была вырублена несколько веков назад, в период интенсивных рубок лесов, а потому и площади дубрав сегодня уже не те, что раньше. Во-вторых, в некоторых регионах дубы в прошлом пострадали от неблагоприятных природных условий, они ослаблены, ухудшены их экологические функции. В-третьих, сегодня в российских лесах много перестойной древесины (перестойным считается дуб старше 100 - 140 лет), а в ряде местностей преобладают малоценные насаждения порослевого происхождения.
Показательный пример − Чувашия, где сегодня, по данным лесоустройства, доля деградированных дубрав составляет 78%. 28% древостоев в этой республике − в возрасте до 40 лет, 61% − от 41 до 120 лет, 5% имеют возраст от 81 - 121 и до 100 - 140. Перестойных насаждений старше 140 лет − 6%…
Интенсивное заселение территории Чувашской республики началось в XVIII веке. К этому моменту 80 - 85% площади республики в современных ее границах было сплошь покрыто дубравами, занимавшими всю северную половину республики за исключением Заволжья. Тяжко пришлось этим лесам уже в XIII - XIV веках, когда распалась Волжская Булгария и под натиском Золотой Орды произошло массовое переселение населения из юго-восточной, степной части республики в лесистую центральную и северную. Во вновь осваиваемых районах началась массовая вырубка лесов и расчистка площадей под пашню и населенные пункты. Поскольку дубы росли на плодородных почвах, то в первую очередь уничтожались именно они. Леса также использовались для бортничества (начальной формы пчеловодства, основанной на содержании пчел в дуплах деревьев для получения меда − Прим. авт.), охоты, заготовки древесины на строительство.
Первые кардинальные меры по охране лесов, как известно, принял Петр Первый в начале XVIII века. Дубравы вдоль Волги на 100 верст от каждого берега и вдоль реки Суры на 50 верст (то есть практически по всей территории Чувашии) были объявлены заповедными для нужд российского флота. Тогда же впервые организовали и службу лесной охраны. В этих дубравах, названных «корабельными», проводили лишь выборочные рубки: рубились деревья строго определенного размера, пригодные для кораблестроения. Нарушение заповедного режима каралось смертной казнью, которую позже заменили ссылками или пытками, например, выдирали ноздри. Отменив петровские указы для частных лесов, Екатерина Вторая решила сохранить статус заповедных для лесов государственных, а их было большинство. После 1860 года «корабельные» дубравы Чувашии перестали быть заповедными.
Кстати, дубравы Чувашии, точно так же, как и Тульской, Орловской губерний были серьезно повреждены сильнейшими морозами 1840 года. И. С. Тургенев в «Записках охотника» писал: «Губительная белоснежная зима 40‑го года не пощадила старых моих друзей − дубов и ясеней; засохшие, обнаженные, кое-где покрытые чахоточной зеленью, печально высились они над молодой рощей, которая сменила их, не заменив. Иные, еще обросшие листьями внизу, словно с упреком и отчаянием поднимали кверху свои безжизненные, обломанные ветви; у других из листвы, еще довольно густой, хотя и не обильной, не избыточной, по-прежнему торчали толстые, сухие, мертвые сучья; с иных уже кора долой спала; иные, наконец, вовсе повалились и гнили, словно трупы, на земле».
В Чувашии губительные морозы повторились зимой 1978 - 79 гг., но тогда большинство деревьев выжило. Поврежденными оказались деревья старше 70 - 80 лет, тогда как молодые не пострадали совсем или быстро восстановили жизнеспособность.
В 1860 - 61 годах началось устройство казенных лесов. После отмены крепостного права и проведения экономических реформ стала расти потребность в древесине − снова увеличились объемы рубок. Даже дубовую клепку для изготовления винных бочек производили только из отборного сырья, а затем экспортировали во Францию. Купцы из Германии, Греции и других западноевропейских стран специально приезжали в Россию и закупали ее большими партиями…
За 1000 лет (то есть с VIII до XIX века) люди уничтожили почти половину всех лесов, а площадь дубрав уменьшилась в 2,5 раза. Состояние дубрав Чувашии во второй половине XIX − начале XX века было катастрофическим: вряд ли когда-то до этого здесь можно было увидеть столько поврежденных, сухостойных и перестойных деревьев. Серьезной угрозой для дубов, особенно молодняка, стала пастьба скота. Кроме того, на больные, ослабленные деревья неоднократно нападали насекомые-вредители.
В первой половине XX века для борьбы с вредителями стали применять не только наземные, но и авиационные меры борьбы. Леса опрыскивали сверху растворами химическими препаратов. Конечно, это предотвращало массовые эпидемии, но одновременно вело к уничтожению и полезных насекомых, наносило ущерб всей лесной фауне.
«Задубеем!»
В отличие от прошлых лет, сейчас пока о дубравах как источнике древесины стараются не думать, сколь бы соблазнительной эта мысль ни была. Сегодня гораздо важнее их экологическая роль. В последнее время проводятся различные акции, привлекающие внимание к восстановлению дубрав, а в прессе, Интернете все чаще появляются публикации о высаженных то здесь, то там отдельных деревцах. Парадоксально, что озвучиваются и «разносятся по ветру» в первую очередь одноразовые мероприятия, а многолетняя, полномасштабная работа, как правило, замалчивается. Не находят ученые времени заниматься саморекламой.
Между тем первые научные исследования и опытное дело в дубравах Чувашии имеют более чем 100-летнюю историю. Их начинал еще в конце VIII −
начале XIX века лесничий Ильинского лесничества Б. И. Гузовский. Выделив на территории этого лесничества четыре типа дубрав в зависимости от типов почв, он проводил исследования естественного возобновления дуба под пологом насаждений. С 1949 по 1980 гг. научно-исследовательская работа в дубравах Чувашии приняла более целенаправленный характер, они велись на постоянных пробных участках, сохранившихся до наших дней.
В 1980 году в республике был организован Чувашский опорный пункт Татарской лесной опытной станции ВНИИЛМ − специально для исследований по дубравам. Правда, в 1992 году опорный пункт закрыли, но с 2003 года его работа возобновлена. Ученые выяснили, что устойчивость дубрав прямо связана с возрастом дубов и полнотой древостоя, что смешанные дубравы более устойчивы, чем чистые. В то же время почти половина из всех дубрав сегодня − чистые и дубово‑мелколиственные леса − имеют низкую полноту и небольшие средние размеры ствола начиная с 60 - 80-летнего возраста. Но самый неприятный вывод, который они сделали, − тот, что улучшить состояние поврежденных дубрав в возрасте старше 20 лет практически невозможно. Мало того, что нужно своевременно предотвращать гибель деревьев, нужно активно выращивать новые устойчивые насаждения − с учетом накопленного опыта и не допуская ошибок прошлого. Именно этим здесь и занимаются.
Результаты последних исследований специалистов показывают, что лесные насаждения дуба на стационарных опытных объектах прошлых лет чувствуют себя хорошо. На постоянной лесосеменной плантации дуба в Опытном лесхозе сохранено 235 плюсовых деревьев и семенное потомство от 160 плюсовых деревьев дуба. В питомнике того самого Ильинского лесничества вырастили около 30 тысяч штук сеянцев дуба из желудей. Эти сеянцы понадобятся для создания испытательных лесных культур дуба. Создание лесосеменной базы дуба в республике все еще продолжается.
Иветта КРАСНОГОРСКАЯ