На заметку

Взгляд из Кингисеппа

Рубрика На заметку

В новый год по лунному календарю кингисеппцы не уставали любоваться своим городом. Ночью, как поется в одной песне, «замела метель дорожки, запорошила». К утру на зеленой хвое сосен, пихт, елей метель развесила белые кружева. Среди такой неописуемой красоты и работали кингисеппские лесозаготовители в тот день.

Леспромхозу 77 лет. «Я всем горжусь, − говорит его директор Дмитрий Ханейх. − Коллектив у нас сложившийся, всегда старается быть первым. Первыми в Ленинградской области мы перешли на бригадный подряд, потом ЛПХ стал первым арендным предприятием, и акционировались мы также первыми. Выдержали испытание лихолетьем, работаем устойчиво. Основу коллектива составляют настоящие профессионалы, отработавшие в леспромхозе более 20 лет. Это и оператор лесного погрузчика Виктор Решетнев, водители лесовозов Александр Фролов, Виктор Сокин, Михаил Вукалов, Виктор Шишкин, крановщик Александр Громов, раскряжовщик Андрей Писарев, старший мастер Валентина Германюк и многие другие».

Не изменял своему делу и Д. Ханейх. Выпускник Ленинградской Лесотехнической Академии уже 22 года стоит у руля леспромхоза. Сегодня здесь трудятся 140 человек, в год заготавливают до 50 тысяч м3 леса, средняя заработная плата составляет 7 930 рублей. Работать предпочитают на отечественной технике. Из импортной − только пилы, потому что отечественных нет. Машиностроение для лесного комплекса в России уничтожено.

«Сейчас в подмосковных Химках собирают шведские пилы, но не российские. Приходится закупать шведские или немецкие, но они очень дорогие. В свое время российская „Крона“ была лучше, чем шведская „Хускварна“. Заготовка и трелевка леса ведется отечественными тракторами ТДТ-55 Онежского тракторного завода. Грузят челестным погрузчиком, установленным на тракторе Т-4 Алтайского завода, вывозят на лесовозах „Урал“. Практика показала, что трактор ТДТ-55 с мощностью двигателя до 80 лошадиных сил − самый оптимальный по производительности. Сейчас Онежский тракторный завод пытается выпускать ТДТ-100 с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил. Производительность останется прежней: 50 м3 в смену или 1000 м3 в месяц, а расход топлива увеличиться в 1,5−2 раза. Поэтому нельзя сбрасывать со счетов то хорошее, что работает у нас в лесу! Сегодня в 1 м3 заготовленной древесины только на ГСМ приходится 74 руб. 60 коп. Да еще на железнодорожный тариф − 77 руб. 75 коп., арендная плата за лесофонд − 73 рубля. Все эти цифры формируются при непосредственном участии Правительства РФ. Приходится платить подоходный налог в размере 13% от заработной платы. Надо перечислить средства еще в пенсионный, социальный и другие фонды. В совокупности это составляет 52% зарплаты каждого работающего. Вот к чему пришли. 10 лет назад совокупный налог составлял не более 21%, и этого хватало. А теперь и нефть постоянно дорожает, и налоги непомерные, и НДС ввели. Поэтому за прошлый год рентабельность составила немногим более 1%.

Негативные факторы продолжают накапливаться, прежде всего это и полная неясность с Лесным кодексом, который так и не принят. Лесничий остается главным вредителем леса, так как все самовольные порубки и хищения ведутся только при его непосредственном участии. Как известно, из квартиры хозяина никто не может вынести и соринку. На обходе и выделе лесничего рубятся сотни и тысячи м3 леса, а он делает вид, что ничего не знает. Должна быть система наказаний: если на участке лесничего ведется самовольная рубка, он должен быть немедленно снят с работы и против него необходимо возбудить уголовное дело. Ведь лесничего принимают на работу для сохранения государственной собственности, которой является лес. На сегодня лесхозы, не платящие лесные подати, заготавливают больше древесины, чем леспромхозы, которые лесные подати платят. В результате они, под видом так называемых санитарных рубок, вырубают леса последующих периодов и обедняют базу. Поэтому лесхозы должны заниматься только охраной и лесовосстановлением». Так считает директор леспромхоза Д. Ханейх. Он внес такое предложение: чтобы не было чужаков на территории леспромхоза, ЛПХ берет на себя весь комплекс восстановительных работ с компенсацией затрат из фонда федерального бюджета. В новом Лесном кодексе такая позиция по лесовосстановлению для арендаторов просматривается. «Нормальный арендатор возьмет на себя эту функцию, потому что это его жизнь. Как хозяин, у которого есть надел земли. Он за ним ухаживает, чтобы собрать здесь урожай. Так и мы: вырубим тысячу га − на всей территории посадим лес для будущего. Но эти затраты нам должны компенсировать. Это решаемый вопрос − сегодня для лесовосстановительных работ леспромхоз платит подати.

Лес считается локомотивом экономики России. Но это только декларация. Если лес − локомотив, значит нужно поставить это дело на государственную основу, разработать государственную политику по лесу и заниматься лесом. Должны быть государственные беспроцентные ссуды для создания межпромежуточных запасов, строительства дорог. Сегодня предприниматель может взять ссуду в банке под 18% годовых. Это я считаю вредительством. Ни в одной стране мира нет таких процентов − максимум 4−6% годовых. Значит, в банк предприниматель не пойдет. Правительство имеет колоссальные запасы средств в так называемом стабилизационном фонде. В результате инфляции, а в прошлом году она составила почти 11%, можно считать, что эти запасы на 10% уменьшились. А если бы эти деньги отдали предпринимателям под 1−2% годовых, они бы закупили оборудование в основные фонды. Заработали бы смежные предприятия, появились бы новые рабочие места, увеличился бы и валовый продукт, за что ратует президент России. Ведь для того чтобы получить результат, нужно инвестировать задуманное, вложить деньги. Нет действенных мер по контролю за монополиями, нефтепродуктами, энергоносителями. Все пока ограничивается декларациями».

Таков взгляд из Кингисеппа истинного профессионала, «короля леса» Дмитрия Борисовича Ханейха на проблемы сегодняшнего дня. Вместе с коллективом леспромхоза он делает все от него зависящее, чтобы время двигалось вперед, а не назад, укреплялось наше государство, чтобы в лесной отрасли подул свежий ветер.

Владимир ВЕРШИНИН