Опытное лесное хозяйство «Сиверский лес»
О Сиверском опытно-показательном лесхозе знают не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Он значится в числе научных лесных учреждений, заложивших основу современного лесного хозяйства России. Конечно же в немалой степени этому способствовали в период становления опытного Сиверского лесничества его сложившиеся научные связи с Лесным институтом, а также красивейшая природа этих мест, замечательные исторические и культурные традиции Сиверской.
Выбор этой территории под эксперементальную базу лесной науки был сделан профессором М. Е. Ткаченко − руководителем лесного отдела Государственного института опытной агрономии, и выбор был не случайным: леса вокруг Сиверской типичны для южной подзоны тайги. В типологическом отношении природа окрестностей отличается большим разнообразием. Кроме того, Сиверская имела сложившуюся культурную ауру, которая привлекала ученых института. Важна при этом выборе была и транспортная доступность: опытное лесничество раскинулось на площади более 20 тыс. га и заняло лесную территорию в окрестностях станций Сиверская, Карташевская и Вырица, между железными дорогами Санкт-Петербург − Псков (Варшавская железная дорога) и Санкт-Петербург − Витебск (Витебская железная дорога).
До революции казенного лесничества в Сиверской округе не было. Леса вокруг нее, приписанные к Царскосельскому, фактически придворному уезду были частными. Частновладельческие леса крупных имений нередко содержались даже лучше казенных. Богатые владельцы крупных массивов леса к нему относились бережливее, чем бедное мелкопоместное дворянство: они имели возможность пригласить в управляющие своими лесами опытных лесоводов, определив им хорошее жалование. В истории лесного дела сохранилось немало примеров образцового ведения хозяйства в лесах крупных лесовладельцев. Отношение к лесу со стороны их хозяев в значительной мере определялось и моральным настроем по отношению к лесу при дворе. Императоров трудно упрекнуть в неподобающем отношении к нему. Например, в середине XVII столетия Екатерина II в. своем указе, чтобы сохранить леса вблизи Петербурга, даже рекомендовала заводить фабрики и заводы в соседнем Ямбургском (Кингисепском) уезде, там начиналась почти сплошная чащоба. «Для соблюдения лесов никаких фабрик и заводов не заводить, а кто пожелает такие фабрики в здешних местах заводить, так дозволение давать в Ямбургском уезде, где лесов находится довольно, кои к Петербургу за дальним и долгим препровождением не способны».
В Сиверский опытный лесхоз отошла часть крупного лесного массива графов Витгенштейнов (теперь это часть Дружносельского, Онцевского и Орлинского лесничеств). Восточнее Орлинского озера в конце XIX века находились леса графа Н. С. Строганова. Из числа других крупных землевладельцев, леса которых тоже оказались в Сиверском лесхозе, следует назвать имена Зиновьева и Фридерикса. На их землях велось образцовое хозяйство, в том числе и лесное. Лесное хозяйство у графов Строгановых и их преемников (имение в Белой Горке перешло в собственность действительного статского советника И. Ф. Фомина) пользовалось вниманием, хотя и имело в основном охотничью направленность. О первом лесоустройстве в местных лесах упоминается уже в 1845 году. На лесные дачи князей Витгенштейнов планы хозяйства в 1896 году разрабатывались под руководством известного лесовода, составителя первой российской сельскохозяйственной энциклопедии, профессора Лесного института А. Ф. Рудзского. Имение Витгенштейнов было одним из примечательнейших в уезде. Хозяйство в лесах князей велось интенсивное, что определялось большим спросом на лесоматериалы и предприимчивостью Витгенштейнов. В их имении были собственные лесозаводы, фабрика спичечной соломки. В имении Фридериксов имелся образцовый фруктовый сад и замечательная сосновая роща. Судя по состоянию лесов, хозяева их относились к своим лесным дачам по‑хозяйски. Крестьяне близлежащих деревень брали пример со своих состоятельных соседей, и даже после революции относились к лесу бережливо.
Из частных лесных дач и было организовано в 1927 году опытное хозяйство, которое стало опытно-производственной базой лесного отдела Государственного института опытной агрономии. В функции таких лесничеств входило: «вырабатывать рациональные приемы улучшения форм организации и ведения лесного хозяйства в соответствии с естественноисторическими и экономическими условиями района; научно разрабатывать отдельные практические вопросы лесного хозяйства; обслуживать лесные учебные и научные заведения в учебно-просветительском отношении». К моменту создания опытного лесничества идеальными леса под Сиверской, конечно же, не были. Много леса пострадало от пожаров в 60‑х годах XIX столетия. Именно из-за пожаров произошла интенсивная смена коренных хвойных лесов на лиственные.
Опытные лесные участки, преобразованные в опытные лесничества, существовали еще до революции, их насчитывалось 10, была еще одна опытная таксационная партия и 2 опытных лесных дачи, часть из них располагались поблизости от Петербурга. После революции создаются десятки опытных лесничеств при учебных заведениях, в том числе и при техникумах. Известный экономист А. В. Чаянов определил принципы районирования: «Районы опытного дела следует строить по природным условиям, а программы работ − на основе природных особенностей и экономических признаков».
Главнейшими направлениями при изучении лесов, по мнению одного из известнейших ученых-лесоводов Г. Ф. Морозова, следует считать деление лесных массивов на типы леса, исследование результатов хозяйственной деятельности на них, изучение уже растущих лесных культур и условий их лесовозобновления (поиск разных способов лесовосстановления в лесах различного типа). Эти задачи в опытном лесничестве были поставлены в число первоочередных. Профессор М. М. Орлов писал: «Лесное хозяйство есть один из видов культуры почвы, направленный на постоянное и наивыгоднейшее производство древесины». Изучение почв велось с особой тщательностью. В течение нескольких лет была выполнена работа по картированию почти всех лесных почв лесничества. Таким образом, леса Сиверского лесничества были изучены в геологическом, почвенном и типологическом отношении, тщательно обследованы состав почв, фито- и энтомологические особенности, а также болота лесничества, проведена нивелировка, составлены гипсометрические карты. С такой обстоятельностью леса еще не изучались. Описание их соответствовало лучшим мировым стандартам. Одновременно с устройством территории ученые лесного отдела приступили к закладке стационарных опытов.
После реорганизации Института опытной агрономии его Лесной отдел вместе с Сиверским опытным лесничеством были преобразованы в 1929 году в Государственный НИИ лесного хозяйства наркомата земледелия. В начале 30‑х годов Научно-исследовательский институт лесного хозяйства, сменивший за короткий промежуток времени не одно название, увеличил объем опытных работ в своем Сиверском хозяйстве. Необходимо было изучать опыт отечественного лесного дела и зарубежной практики. Сиверские леса с их разнообразными природными условиями превратились в природную экспериментальную лабораторию. Проведение опытов и соответствующие работы предполагалось проводить применительно к конкретным географическим, природно-климатическим и экономическим условиям. Большое внимание уделялось изучению лучших лесных участков лесничества для выяснения причин, способствующих успешности их роста.
В 1934 году Сиверское опытно-показательное лесничество стало леспрормхозом, т. е. лесным лесопромышленным хозяйством. В его планы вошли исследования эффективных способов лесовыращивания и лесоэксплуатации. Сиверская лесная природная лаборатория используется как для постановки опытов и исследований по лесному хозяйству, так и как база для лесной промышленности. Сиверский лесхоз становился объектом, где применяются и проверяются в научно-производственных и производственных условиях эффективность разработаных методов, приемов, технологических процессов и средств механизации. В этом лесном хозяйстве, теперь уже опытном леспромхозе было проведено очередное лесоустройство. Оно уточнило состояние всех 6 лесных дач, вошедших в состав Сиверского лесничества. Леса его состояли на тот момент в основном из сосновых древостоев, меньшую площадь занимали ель, еще меньше − береза, небольшие площади − осина и серая ольха.
Война 1941 − 45 годов нанесла Сиверскому лесному хозяйству серьезный урон. Немцы вплотную подступили к Ленинграду, но в тылу, в лесах на заблаговременно обустроенных базах начали действовать хорошо организованные партизанские соединения. Большие потери понесли во время войны и лесные массивы Сиверского леспромхоза. Лучшие леса его были вырублены или пострадали во время ожесточенных боев, израненные осколками и пулями. Погибли под танковыми гусеницами построенные до войны лесовозные дороги и проложенные через заболоченные лесные массивы мелиоративные каналы. После войны хозяйство восстанавливалось с трудом. Что касается материально-технической базы Сиверского опытного лесхоза послевоенных лет, то в акт приема-сдачи лесхоза, датированный маем 1948 года, вошли: автомашина ГАЗ-АА, 13 лошадей, 3 велосипеда, 9 телег, 200 лопат, 55 грабель и 55 топоров. И все же в таких труднейших условиях Сиверский опытный лесхоз быстро восстанавливал разрушенное войной хозяйство. Вопросы лесоэксплуатации в планах института и лесхоза по-прежнему были первоочередными, поскольку древесина все так же являлась стратегическим сырьем народного хозяйства.
Здесь, в опытном лесном хозяйстве «Сиверский лес», на протяжении десятков лет ведутся наблюдения за результатами разнообразных хозяйственных воздействий на лес. Результаты этих исследований опубликованы в сотнях трудов. Лесхоз неоднократно являлся участником Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ) в Москве, отмечен золотыми, серебряными и бронзовыми медалями. За образцовое ведение хозяйства, проведение осушительной мелиорации и дорожного строительства лесхоз в 1967 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени. И сейчас он по-прежнему остается главной научной лабораторией в стране по опытной проверке научных исследований Санкт-Петербургского научно-исследовательского института лесного хозяйства и по внедрению передовых его разработок в широкую практику.
По материалам книги Р. В. Боброва, А. А. Книзе «Леса над Оредежем» подготовила Елена ЛЕВИНА