Мнение эксперта

Партнерство

Сегодня, когда многие лесопромышленники столкнулись с серьезными трудностями, вызванными климатическими аномалиями, все более привлекательной становится идея консолидации усилий в решении общих проблем. Если кто-то раньше и предпочитал выживать в одиночку, то сейчас таковых осталось немного. Жизнь показала всю ошибочность этой точки зрения. Поэтому многим будет интересен опыт по совместному решению проблем, накопленный Союзом лесопромышленников Ленинградской области. Об этом согласился рассказать его Председатель Андрей Борисович Государев.

Большинство проблем у лесопромышленников сейчас возникает оттого, что до сих пор не принят Лесной Кодекс РФ. На протяжении последних лет наш Союз прикладывал огромные усилия для того, чтобы этот документ поддерживал принцип равновесия: учитывал интересы как органов лесного хозяйства, федерального и областного лесных агентств, так и интересы арендаторов. Кодекс имеет огромное значение для всей лесной отрасли, он установит свод правил всей экономической деятельности в российских лесах. Поэтому так важно, чтобы над ним работали те специалисты, которые действительно знают проблемы российского ЛПК.

То, что представило Правительство с подачи Г. Грефа, в конечном счете привело бы отрасль к катастрофе. Поэтому Союз лесопромышленников Ленинградской области на протяжении 2 лет принимал самое активное участие в работе над новым вариантом Кодекса, проект которого распоряжением председателя Правительства РФ М. М. Фрадкова от 28.01.05 № 84Р внесен в Государственную Думу.

− Современное состояние лесной отрасли страны, состояние переходного периода, когда столько неясностей и правовых недоразумений в работе подразделений лесного хозяйства, видимо, требует от лесопромышленников активного проявления своей гражданской позиции?

− Не только требует, но и обязывает проявлять свою гражданскую позицию. Иначе, с подачи некоторых чиновников, в нашу жизнь могут войти такие «ляпсусы», что нормальная работа лесной промышленности будет невозможна. Примеров этому множество. Один из них − это вопрос о так называемом страховании лесов. Многие представители бизнеса, в той или иной степени имеющие отношение к лесу, помнят, как в 2003 - 2004 году МПР РФ пыталось навязать лесопромышленникам в обязательном порядке страхование лесов от пожаров. При этом право страхования передавалось исключительно отдельным частным компаниям, и тому были соответствующие распоряжения лесного агентства. В случае нежелания лесопромышленника заключать такой договор следовали санкции вплоть до отказа в выписке документов на заготовку древесины. Мы, Союз лесопромышленников, прекрасно понимали, что если бы страхование стало обязательным, каждый арендатор должен был бы перечислять в эти страховые компании суммы в размере 10% от того, что он выплачивает за выделенный объем заготовки древесины. Естественно, лесопромышленники были возмущены подобным отношением и буквально всем Союзом встали стеной против этого решения. Такова была гражданская позиция людей, представляющих большую часть лесного сектора экономики Ленинградской области. Наше мнение нельзя было проигнорировать.

Однако нужно было представить какое-то альтернативное решение проблемы, поскольку леса горят, и надо как-то финансировать работы по тушению пожаров, компенсации потерь. Лесной пожар − это огромное бедствие не только для арендаторов, но и для населения, что живет на этой территории. Для всего лесного хозяйства. Поскольку когда горит лес, то стихия не щадит ничего: ни домов в лесных поселках, ни дорогостоящую лесную технику арендаторов, ни лесных животных; случается, что и люди гибнут в таком пожаре. Поэтому мы решили, что леса страховать надо, но не в такой форме. Наши лесопромышленники решили создать собственный фонд по предупреждению пожаров. После обсуждения на местах, на съезде в марте 2004 года решение было принято. Вышло соответствующее постановление Губернатора о создании фонда. Учредителями его стали Правительство области и Союз лесопромышленников, сам фонд был зарегистрирован 14 ноября 2004 года. Это некоммерческая организация, накапливающая средства на банковском счете, на который лесопромышленники будут перечислять 5% от платы за древесину. Деятельность фонда контролируется попечительским советом, в котором представлены правительство области, МЧС, Федеральное Лесное Агентство и Союз лесопромышленников.

Если возникнет чрезвычайная ситуация, не надо будет ждать страховую компанию. Буквально в течение 2 - 3 дней на место выедут специалисты фонда и определят величину ущерба, нанесенного пожаром, размер финансовой помощи на закупку ГСМ, выплату зарплаты рабочим, задействованным на пожаре, и т. д. Максимум через два дня деньги придут по назначению. Все мероприятия по подготовке к пожароопасному периоду будут осуществляться в прежнем порядке. Это значит, что у каждого арендатора должны быть согласованные с органами лесного хозяйства планы предупредительных профилактических мероприятий, необходимая техника и оборудование. В случае экстремальной ситуации, когда предприятие в виду отсутствия необходимого капитала не сможет выполнить эти работы, фонд также окажет необходимую помощь. Перед нами − один из примеров того, как общими усилиями решить сложную проблему и проявить свою гражданскую позицию.

− В связи с этим, наверное, немаловажное значение для такого объединения, как Союз лесопромышленников, имеет работа с государственными органами?

− Этим наше партнерство занимается очень «плотно». Вот, например, у многих лесопромышленников есть проблемы с таможенной службой. В частности, это пресловутая проблема правильного обмера: как замерять объем транспортируемого леса, с учетом коры или нет. Мы считаем, что поскольку кора − это не товар, а скорее отходы, то при обмере ее не надо учитывать. По крайней мере, в соответствии с ГОСТами, нормативами кора также не учитывается как товар. Если продается деловой пиловочник, и объем древесины оценивается с корой, то зачем платить за отходы? Фактически получается, что покупатель получает меньший объем древесины, чем замерено и указано таможенными органами, поскольку принимающая сторона учитывает древесину без коры. Чтобы как-то урегулировать эту проблему, Союз лесопромышленников предложил компромисс: учитывать кору и древесину отдельно, и в итоге установить цену на кору. Лесной бизнес готов заплатить, лишь бы снять это противоречие. Но в нашей стране никто не может определить цену за кору.

У нас было несколько встреч с таможенными органами, даже выработали совместную рабочую группу. Но на этом все и приостановилось, потому что часто бывает так: государственные органы, в том числе и таможенные, считают, что они защищают государственные интересы, а лесопромышленники их нарушают. Но это неверная позиция, мы создавали наше Партнерство, наш Союз, чтобы там участвовали законопослушные лесопромышленники. Поэтому и пытаемся найти с таможенной службой общий язык, общие точки соприкосновения, объяснить им свою позицию. Конечно, специалисты они замечательные, но специфических знаний по проблемам лесопромышленного комплекса у них явно недостаточно. Есть разночтения, разное понимание процессов.

Когда появляется несоответствие между отправленным объемом и заготовленным из-за различных мнений по поводу оценки коры, возникают вопросы уже и у лесной службы к лесозаготовителю. Неспециалистам трудно разобраться в этом деле. В одиночку лесопромышленнику не объяснить государственным органам все подобные нюансы, но к мнению Союза лесопромышленников придется прислушиваться, нравится это кому-либо или нет.

− По всей видимости, возникновение в свое время Союза лесопромышленников Ленинградской области значительно облегчило взаимоотношения лесного бизнеса с властью. Но вот как обстоит дело с техническим перевооружением предприятий лесной отрасли Ленинградской области, без которого невозможно претворить в жизнь планы по повышению интенсивности в этом сегменте экономики?

− Действительно, нашим предприятиям требуется техническое перевооружение, и мы считаем, что будущее здесь за агрегатными лесными машинами: форвардерами, харвестерами. Это современная высокопроизводительная техника, и при минимальных человеческих затратах труда качество заготовки вне конкуренции. У ряда предприятий, входящих в наше партнерство, в частности, у фирмы «Фиро-О», имеется отработанная на практике технология работ с применением такой техники. Здесь имеется огромная база данных, знания о том, как и при каких конкретных условиях работает эта техника − информации столько, что хоть «докторскую» пиши. Мы планируем провести здесь небольшой семинар для лесопромышленников.

Однако для отдельного предприятия закупка подобной техники и оборудования − большая проблема. Чтобы решить её сейчас, организуется при непосредственном участии нашего Союза лесопромышленников специализированная лизинговая компания. Почему же специализированная, когда вокруг есть обычные лизинговые компании? К сожалению, они в большинстве своём занимаются разными направлениями и отраслями. Обычные лизинговые компании не берут в учет, что в лесной отрасли условия особые, есть сезонность лесозаготовок и сезонность поступления финансов. Компания, которую мы хотим создать, помимо обычных для лизинговых компаний преимуществ (гибкость работы с клиентами, минимальные ставки), будет учитывать всю специфику сезонности нашей работы. К тому же к участию в этом проекте приглашаются не только наши банки, но и иностранные, где процентные ставки значительно ниже, − финские, шведские. Лизинговая компания поможет нашим лесопромышленникам в приобретении современной высокопроизводительной техники. При большом количестве заказов это будет выгодно каждому лесопромышленнику. Сегодня мы имеем заказов на 20 млн евро. Уверен, что дело будет продвигаться.

На мой взгляд, время, когда лесопромышленники были каждый сам за себя, прошло. Будущее за такими объединениями, как наше Некоммерческое Партнерство «Союз лесопромышленников Ленинградской области». Его создание − веление времени.

Юрий БОРИСОВ