Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Образование

Россия готовится к перестройке высшего образования

Обладая четвертью мировых запасов древесины и являясь великой лесной державой, Россия имеет самый низкий уровень использования лесосырьевых ресурсов в сравнении со странами с развитой лесоперерабатывающей промышленностью. Это происходит несмотря на то, что специалистов лесного профиля готовят 37 государственных высших учебных заведений, в том числе более 10 вузов и техникумов на Северо-Западе.

Проблему снижения качественного потенциала отечественной высшей школы называют одной из ключевых в лесном комплексе. Именно кадровое и научное обеспечение являются определяющими факторами устойчивого развития российского лесного комплекса. Этой теме была посвящена научно-практическая конференция в Санкт-Петербургском государственном технологическом университете растительных полимеров. В ее работе участвовали руководители профильных вузов и ученые Санкт-Петербурга, Москвы, Архангельска, Перми, Хельсинки, специалисты предприятий и компаний лесопромышленного комплекса.

Анализируя ситуацию, ректор университета растительных полимеров Вячеслав Суслов отметил, что сейчас приходится жить в период существования нескольких параллельных процессов: разрушения фундаментального образования и его коммерциализации, интенсивного внедрения западных прикладных моделей образования.

В концепции модернизации системы образования одно и важных мест занимает эксперимент по введению единого государственного экзамена и системы государственных именных финансовых обязательств, что может уничтожить существующую довузовскую подготовку в лесные вузы. Молодежь, живущая рядом с целлюлозно-бумажным комбинатом, если и сможет поступить в вуз, то будет учиться на кого угодно, но не на технолога или механика ЦБП. Свой сертификат абитуриент принесет в тот вуз, после окончания которого можно работать в мегаполисе, но не в поселке Советский или Сясь-Строе. К тому же отменен план приема в вузы. Набор ведется на основе государственного задания. Это напоминание о том, что госзаказ вузам предназначен для госпредприятий, а основой лесоинженерной молодежи в будущем станут, в лучшем случае, посредственные школьники.

Из науки ушло более двух миллионов сотрудников обслуживающего персонала, более 50 тысяч молодых ученых уехали за рубеж. Аналогичные потери понесла и высшая школа. Чтобы заработать средства на существование, сегодня профессор вынужден работать в пяти, а то и в десяти местах, что безусловно сказывается на квалификации преподавателя и на уровне подготовки специалистов. Все это предполагает большую ответственность предприятий, бизнеса и государства в поддержке образования. Правительство решило проблему по-своему: вышло с программой значительного сокращения вузов. Возможно, это и правильно, но в первую очередь пострадают технические университеты как наиболее ресурсопотребляющие.

По оценкам демографов в течение 20 лет недостаток трудоспособного населения в Европе превысит 160 млн человек. Учитывая это, страны Европы уже организовали укороченное образование за счет фундаментальности, которая базируется на неразрывности образовательного и научного процессов. Студент вместе с преподавателем ведет исследовательскую работу и получает навыки «добывания» новых знаний. Постоянные встречи с зарубежными коллегами помогли определить аксиомы фундаментальности образования. Это главенство и важность научных исследований для всех дисциплин как необходимый элемент, определяющий качество образования; университеты как центральное и доминирующее место для проведения фундаментальных исследований; лучшие университеты − это те, у которых лучшая культура научных исследований; наличие взаимосвязи между хорошим фундаментальным исследованием и благосостоянием общества как в социальном, так и в экономическом планах.

В качестве примера ректор В. Суслов назвал университеты США, которые тесно сотрудничают со своими предприятиями. Только от внедрения патентов они ежегодно получают до миллиарда долларов доходов. Поэтому нашим университетам и бизнесу необходимо научиться содружеству, установить прочные партнерские и взаимовыгодные отношения как в образовательной деятельности, так и в научной. В университете растительных полимеров такая работа по заданию предприятий уже ведется. Так, студенты-экологи и технологи под руководством преподавателей выявляют, анализируют и учитывают последствия воздействия на окружающую среду целлюлозно-бумажных комбинатов. Студенты участвуют в создании принципиально новых видов упаковки влагостойких целлюлозных композиционных материалов многофункционального назначения, современных экспресс‑методов и приборов для контроля технологических параметров процессов варок целлюлозы, автоматизации и управления технологическим процессом. Тематика таких работ разрабатывается по заданию предприятий, ими же и оплачивается. Выгода такого сотрудничества очевидна: студенты, которые участвуют в их выполнении, придут работать на эти предприятия и будут подготовлены значительно лучше других выпускников, а персонал предприятий во время этих работ повышает квалификацию. В практику своей работы университет внедрил индивидуальный метод обучения работников ЦБП, имеющих среднетехническое образование. В его основе − углубленное изучение определенных дисциплин в зависимости от специфики работы предприятия. Преподаватели приезжают на предприятия и проводят занятия согласно учебным планам. Три года отводится на освоение теоретического курса и полгода для госэкзамена, подготовки и защиты дипломного проекта. Производственники ЦБП, успешно прошедшие эти испытания, становятся выпускниками университета, дипломированными специалистами.

Авторитетные педагогические кадры технологического университета растительных полимеров способны вести обучение на любом целлюлозно-бумажном предприятии по всем аспектам его деятельности − от технологии и энергетики до экономики и экологии. Рекламации пока нет, а университет намерен продвигаться дальше, осваивать новые вершины фундаментального образования. Принято решение об организации на базе университета «Отраслевого института комплексной и специализированной подготовки кадров лесопромышленного комплекса по индивидуальным программам».

О подготовке кадров для предприятий лесной промышленности Финляндии рассказали Сирпа Минккинен из Лаппеенрантского университета технологии и Катя Хакала из Хельсинского технологического университета. В целях развития деятельности в международном масштабе наши соседи стремятся к сотрудничеству с зарубежными университетами. Выпускники не обязательно должны оставаться в Финляндии, им советуют искать работу за границей. Если образование в Финляндии уже достигло международного уровня (здесь готовят бакалавров и магистров), то Россия только приступает в реформе образования. Лесхозы-техникумы, например, делят пополам, обосабливают, и техникумы остаются без своей производственной базы − лесных угодий, где учащиеся проходили практику, учились выращивать лес и ухаживать за ним. Не будет и ведомственности в образовании. Техникумы переходят в подчинение региональных властей, а все высшие учебные заведения собирает под свое крыло Министерство образования. К 2010 году страны-участницы Болонского процесса обязаны создать единые требования к стандартам высшего образования. Россия также недавно подписала это соглашение, и теперь ей предстоит овладеть двухуровневой системой образования, учить студентов по евростандарту: 4 года на бакалавра, а потом, при желании последнего, еще 2 года на магистра. Соответствующий проект уже разработан и внесен в Госдуму.

Официальные сообщения о перестройке образовательной системы в России появились после научно-практической конференции, поэтому дискуссий на эту тему в стенах университета растительных полимеров не было. Сейчас она идет во всех средствах массовой информации. Одни эксперты считают, что такая система образования откроет границы для наших студентов и привлечет зарубежных. Другие опасаются ухудшения качества отечественного образования, а такие образовательные центры как Санкт-Петербург, Москва, Новосибирск, Томск при общей унификации могут потерять свои позиции. Реформа будет длиться 5 лет, после чего Россия, как считают некоторые аналитики, перейдет преимущественно к 4‑х летнему высшему образованию. Готовить страна будет в основном бакалавров, что удешевит образование. Впрочем, поживем-увидим. Не наломать бы только дров, как это произошло с введением монетизации льгот.

Тему перехода на двухуровневую систему высшего образования ЛПИ продолжит в следующем номере.

Владимир ВЕРШИНИН