Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Образование

Кто он – современный экономист?

Лесная отрасль сегодня как никогда нуждается в хороших экономистах. Экономика − основа грамотного лесоуправления и ведения лесного хозяйства. От того, каких экономистов выпустят лесные вузы, зависит, ни много ни мало, будущее российских лесов. На эту тему мы беседуем с академиком РАСХН Николаем Александровичем Моисеевым, заведующим кафедрой экономики и организации лесного хозяйства и лесной промышленности Московского государственного университета леса.

− Николай Александрович, давайте начнем с простого вопроса: как преподается экономика в МГУ леса и каких экономистов этот вуз сегодня готовит?

− Тема подготовки кадров во все времена была непростой, потому что мы всегда живем в таких социально-экономических условиях, к которым каждый раз приходится приспосабливаться. Но каким бы ни было время, я всегда напоминаю студентам слова известного хирурга Н. И. Пирогова: «Истинный предмет учения состоит в приготовлении человека быть человеком». Обучение и воспитание неразрывно связаны: нельзя стать хорошим специалистом будучи плохим человеком.

Что же касается непосредственно экономики, основная специальность у нас на факультете − экономист‑менеджер. С одной стороны, экономика − это одна из составляющих общей системы управления. С другой − любой управляющий еще и экономист. Вот, например, лесничий − управляющий на местном уровне, значит, он должен быть и лесоводом, и экономистом.

Вообще же я нередко провожу параллель между экономикой и медициной. Экономист, как и врач, дает рецепт: как поправить больную экономику. А она у нас сегодня определенно больная. Вот представьте себе − хирург отлично владеет хирургическими инструментами, но не достает ему «самой малости»: он не знает анатомию и физиологию вашего тела. Вы доверитесь такому хирургу? Надо знать «анатомию и физиологию» той отрасли, экономику которой вы изучаете. Она непростая, но ее специфику не учитывают иногда и на высоких уровнях, особенно сейчас, когда формируют новый Лесной кодекс РФ: там о лесном хозяйстве вообще забыли.

А вторая особенность в том, что в условиях рыночной экономики нельзя планировать лесную отрасль автономно, вне связи с другими отраслями. Японцы, например, подсчитали, во что обходятся все услуги и все ресурсы леса в масштабе всей Японии. Удивительная вещь: оказалось, что там в составе всех ресурсов и услуг леса стоимость древесного ресурса составляет всего каких-то 8%! Но ведь есть еще лекарственные, технические, пищевые, водные и другие ресурсы, не говоря уже о социальных защитных и культурных услугах леса, которые он предоставляет. Поэтому экономику мы должны изучать и преподавать не просто по одним древесным ресурсам, а в составе многоресурсного лесоуправления − наступает новая эпоха в развитии лесного хозяйства. Ведь все в природе взаимосвязано: пострадала где-то пятнистая сова (пример из США), а в результате может пострадать лесная промышленность. Незнающему человеку это покажется абсурдом, но на деле выходит, что именно лесная промышленность вела себя по отношению к природе не так, как следовало.

Но мы должны не просто отдельно преподавать и изучать экономики отраслевые − лесного хозяйства, деревообработки, целлюлозно-бумажной промышленности и т. д., а должны представлять и экономику лесного сектора, все отрасли в котором должны быть в органическом единстве.

Поэтому наряду с отраслевыми экономиками возникла необходимость в создании новой учебной и научной дисциплины − экономики лесного сектора. Эту дисциплину мы читаем на кафедре, привлекая специалистов крупных лесных корпораций, таких как «Илим Палп», «Титан» и т. д. Но наряду с постижением отраслевых экономик, студентам нужно учиться и мышлению менеджеров. Таким образом, кроме экономики, добавляются еще и вопросы социологии, психологии, культуры. Поэтому пришло время переходить от «конвейерного» способа обучения студентов к «поштучному».

− Как же это сделать в рамках университета, при таком количестве студентов?

− Очень непросто. Для такого перехода надо привлекать специалистов и из Министерства образования и науки РФ, но для этого нужно, чтобы эти люди входили в сущность обсуждаемой проблемы и представляли себе специфику отдельных отраслей знаний.

Так вот, продолжая тему управления, отмечу, что кризис в нашей стране и мире − это не кризис экономики, вопреки мнению дилетантов. Это кризис управления, и, прежде всего, государственного. Даже Всемирный банк, оценивая наши реформы, говорит, что причина неудач с реформами в России − недостаточно эффективное государственное управление, особенно исполнительной власти. Не случайно наш президент взялся за укрепление государственной власти по всей вертикали. Но это надо было делать не сейчас, а с первых лет перестройки… Тогда Гайдар пустил всю систему управления под откос. А теперь, спустя 10 − 15 лет, мы начинаем говорить о необходимости повышения качества системы управления.

− Николай Александрович, сейчас появилось много современных учебников по экономике. С другой стороны, есть старые учебники, написанные выдающимися экономистами. По каким учебным пособиям Вы занимаетесь со своими студентами?

− Сейчас действительно развелось много учебников, особенно переводных, из зарубежья, они толстые такие, под названием «Экономикс». Лауреат Нобелевской премии по экономике, бывший первый вице-президент Всемирного банка Джозеф Стиглиц по поводу этих «Экономикс» заметил, что они практически не имеют связей с реальной экономикой. Эти книги не учитывают происходящих перемен. О том же говорит и Джордж Сорос. Экономисты должны заниматься реальной жизнью, а не оторванными от жизни схемами.

Так вот, есть учебники «циркулярные», которые отвечают на вопросы, рекомендованные образовательным стандартом. А есть учебные пособия хрестоматийного типа, которые рекомендуются студентам для самостоятельного прочтения. И лучшие учебные пособия отнюдь не всегда «циркулярные». Хороший учебник должен быть выстрадан. Например, «учение о лесе» было написано по лекциям всемирно известного ученого, профессора Г. Ф. Морозова. Учебное пособие в виде трехтомника по лесоустройству М. М. Орлова, учебник по лесоводству профессора М. Е. Ткаченко − прекрасные образцы такого рода пособий. Профессор Орлов − считаю его лесным экономистом номер один в России − говорил о том, что задача преподавателя не напичкать студента знаниями, а научить его самостоятельно размышлять и самостоятельно принимать решения. Поэтому характер лекций не должен быть начетническим. Я никогда не пересказываю на лекциях главы учебника. Студенты сами их прочитают. Я же рассказываю им о том, что происходит в жизни, как перейти от того, что есть, к тому, что должно быть.

− Николай Александрович, думаю, что Ваша кафедра обменивается опытом обучения и воспитания экономистов лесной отрасли с другими вузами и научными центрами страны. Так ли это?

− Я недавно принимал участие в выездном расширенном заседании учебно‑методического объединения всех российских лесных вузов. Мы обсудили много вопросов по учебным программам, введению новых дисциплин. Конечно, никто сейчас не варится в собственном соку.

Недавно отмечали 35-летие НИИ экономики лесопромышленного комплекса, куда съехались из разных краев и областей экономисты, преподаватели, сотрудники разных производственных организаций. В неформальной обстановке мы и развернули дискуссию о том, куда и как идти дальше в наших общих делах. Наши встречи не так уж часты, их нужно использовать для того, чтобы обмениваться опытом по самым злободневным вопросам, искать взаимопонимания, новых подходов.

Наука немыслима без обмена. Известный физик И. В. Курчатов, которого В. И. Вернадский предложил И. В. Сталину в качестве руководителя всей атомной программы, ездил к Эрнесту Резерфорду в Кембридж не с официальным визитом, а для того, чтобы обменяться опытом по тем вопросам, на которые тогда было трудно найти ответы.

Помню, как мы встретились с Т. С. Хачатуровым − выдающимся экономистом СССР. Он был директором Института экономики АН СССР, академиком АН Советского Союза. А кроме того, работал в Комиссии по изучению естественных производительных сил при АН (КЕПС), занимался изучением и использованием природных ресурсов. Тогда мы и познакомились, где-то в начале 70‑х гг. Наши контакты укреплялись, он написал предисловие к моей книге «Воспроизводство лесных ресурсов». Потом пригласил меня в свой совет по защите докторских диссертаций на экономическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова по экономике природопользования. Я, будучи директором ВНИИЛМа, приглашал его вместе со всей кафедрой в наш институт, где он выступал перед учеными. Хачатуров приглашал меня в зарубежные командировки, вместе мы ездили в Венгрию на встречу с учеными Венгерской академии наук. Вы знаете, о чем мы иногда говорили на берегу озера Балатон? Как оценивать красоту, тишину, чистоту воды… Наше с ним общение было взаимно полезно.

Наш университет продолжает тесно сотрудничать с МГУ им. М. В. Ломоносова, кафедрой экономики природопользования. В МГУ работают много интересных личностей: Д. С. Львов, Ю. М. Осипов. Так, Юрий Михайлович возглавляет общественно-экономический центр всего МГУ. Когда я уезжал в длительные командировки, я в дороге с большим удовольствием читал трехтомник Ю. М. Осипова «Теория хозяйства».

Вы знаете, что говорил Фарадей? «Мы велики, потому что стоим на плечах гигантов». Те люди, которых я назвал, гиганты, а мы стоим на их плечах. Они тоже стоят на плечах их предшественников. Я радуюсь, когда читаю труды интересных, умных людей.

− Николай Александрович, а Вы могли бы как экономист спрогнозировать экономическое будущее нашей страны?

− Очевидно, что нам будет очень тяжело выбираться из сегодняшнего системного кризиса… Кстати, Джордж Сорос в своей книге «Кризис мирового капитализма» пишет о том, что больше всего капитализму грозит не коммунистическая идеология, а рыночный фундаментализм, который разрушает устои и является главной опасностью во многих странах, в том числе и в России. Россия − страна крайностей, мы все время бросаемся из одной в другую. Вначале была централизация, теперь − крайне беспредельный либерализм, идеологией которого является невмешательство государства как в экономику, так и в другие сферы жизни. Рынок, мол, сам все расставит на свои места. Я уже говорил, нам очень не повезло, что во главе реформ на начальном этапе стояли такие люди, как Гайдар и Чубайс. Поэтому сегодня я очень рассчитываю на нашего президента В. В. Путина, разумного, как мне кажется, человека. Вы знаете о том, что В. В. Путин еще до того, как стал президентом, защитил кандидатскую диссертацию на тему «Экономика природопользования»? Я думаю, что укрепление государственного управления по всей вертикали должно исправить те крайности, из-за которых сегодня страдает наша Россия.

Иветта КРАСНОГОРСКАЯ