«Я счастлив, что остался „заложником“ леса»
Рубрика Лесное хозяйство
Академик Российской академии сельскохозяйственных наук, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный лесовод РСФСР, иностранный член Шведской королевской академии сельского и лесного хозяйства, Финской академии наук и письменности, Итальянской лесной академии, член Российской академии естественных наук, почетный член Международной академии наук высшей школы, почетный доктор Дрезденского Технического Университета и Санкт-Петербургской Государственной лесотехнической академии… - и все это один человек, Николай Александрович Моисеев.
13 декабря 2004 г. ему исполняется 75 лет. Для ученого это не возраст. Как говорит сам Николай Александрович, ученому некогда думать о том, сколько ему лет, потому что он постоянно работает. Ощущение, что впереди еще столько важных дел, которые обязательно надо сделать, не покидает его никогда, в каком бы возрасте он ни находился. «Я еще молодой человек! Для меня самое главное - философски смотреть на жизнь и сохранять мужество и порядочность», - говорит Н. А. Моисеев. Те, кто хорошо его знают, подтвердят, что это истинная правда: Николай Александрович - человек, который с утра до вечера работает не покладая рук, но при этом всегда остается бодрым и энергичным. «На пенсию, - говорит Николай Александрович, - не уйду до тех пор, пока не выучу внука одного из своих бывших студентов». Внук, между тем, еще не родился…
«Я очень многим в своей жизни обязан родителям, особенно матери, − рассказывает Н. А. Моисеев. − Хотя мои родители и не кончали никаких академий, однако, как говорил Чапаев, „я академиев не кончал, но побеждал“. Все образование моей матери - начальная школа, но она была исключительно умной, начитанной женщиной. Жизнь ее складывалась трудно: она работала и лесорубом, и поваром, и санитаркой, но крепость духа никогда ее не покидала. Я на всю жизнь запомнил слова мамы: „Сынок, что бы ни случилось, надо всегда идти вперед. Если тебе Господь дает испытание, то только для того, чтобы ты глубже понял жизнь и сделал выводы“. Она дожила почти до 90 лет, а ее старшая сестра, которая работала учительницей, - до 101 года.
Отец умер в возрасте Христа, погиб в Великой Отечественной войне, на Карело-Финском фронте. Я, кстати, сумел найти братскую могилу, в которой он похоронен, на границе с Норвегией. В мирное время отец работал трактористом на вывозке леса. В военное - сапером. Был гармонистом, гитаристом, балалаечником, при том, что ни у кого никогда музыке не учился. Он обладал абсолютным музыкальным слухом, активно участвовал в художественной самодеятельности. Младший брат его, тоже погибший во время войны, играл на мандолине. Я, к сожалению, не пошел в отца по части владения музыкальными инструментами. Хотя мне и подарили гитару − после того, как я защитил докторскую диссертацию - я не играю. Но музыку люблю».
С благодарностью вспоминает Николай Александрович тех людей, с которыми он работал. Это такие известные в лесной отрасли личности, как заведующий кафедрой лесоустройства Ленинградской (ныне - Санкт-Петербургской) лесотехнической академии А. А. Байтин, академик И. С. Мелехов, который пригласил Н. А. Моисеева на работу в только созданный им Архангельский институт леса и лесохимии АН СССР. В этом институте Н. А. Моисеев прошел путь от младшего научного сотрудника до директора института - после отъезда Мелехова на госслужбу в Москву. Большое влияние на Николая Александровича уже во ВНИИЛМе оказал видный ученый, академик Н. П. Анучин. Двадцать лет Н. А. Моисеев был директором головного института отрасли, ВНИИЛМа, и считает себя во многом обязанным своему коллективу, который тоже «воспитывает директора». Большим другом Николая Александровича был замечательный журналист и писатель Владимир Чивилихин - человек, который «ничего не писал второпях, все осмысливал»… Кстати говоря, Николай Александрович признался, что в юности хотел быть журналистом, но не стал. И счастлив, по его словам, что «остался „заложником“ леса».
Н. А. Моисеев работал с шестью министрами лесного хозяйства СССР. Г. И. Воробьев, А. И. Зверев, А. С. Исаев, В. И. Рубцов - сильные руководители, от которых он многому научился. И хотя Николай Александрович считает себя больше ученым, чем педагогом, он и сам воспитал и вырастил многих кандидатов и докторов наук. А еще - четверых детей, которые родили ему пятерых внуков…
И все бы хорошо, если б не одна проблема: время! Время, которого всегда не хватает. Но это ведь не повод для того, чтобы перестать, например, читать хорошие книги. Чем больше общаешься с Николаем Александровичем, тем больше удивляешься, насколько он многогранен как личность. Источник всех его знаний - не только большой жизненный опыт, щедро приправленный житейской мудростью, но и книги, без которых он себя не представляет. Когда люди говорят, что у них нет времени читать, ученый им не верит. У него тоже нет времени, но почитать хотя бы перед сном - святое дело.
«А еще я созерцатель природы», − говорит Николай Александрович. Самое красивое, что создано на Земле, - это Природа. И везде она такая разная! Северные леса Мезени и Пинеги, дикая и гордая природа Абхазии, Грузии… Да, есть шедевры архитектуры, но городские громады не вызывают в душе такого трепета, не умиротворяют, не наводят на философские размышления…
Вместе со своей семьей Николай Александрович объездил на машине Калининградскую и Архангельскую области, Кавказ и Крым. Не говоря уже о том, сколько повидал этот человек в своих рабочих командировках - в СССР, в США, в Мексике; был даже в Индонезии. И каждый раз, возвращаясь на Родину, невольно приходил к одной и той же мысли: наша страна - лучшая, потому что в ней есть все. И у этой страны должно быть будущее.
…Сколько ни говори о Николае Александровиче, все равно останется много недосказанного. Человек высочайшей культуры и духовности… Большое счастье - поучиться у таких людей.
Иветта КРАСНОГОРСКАЯ