Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Лесное хозяйство

«Я счастлив, что остался „заложником“ леса»

Рубрика Лесное хозяйство

Академик Российской академии сельскохозяйственных наук, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный лесовод РСФСР, иностранный член Шведской королевской академии сельского и лесного хозяйства, Финской академии наук и письменности, Итальянской лесной академии, член Российской академии естественных наук, почетный член Международной академии наук высшей школы, почетный доктор Дрезденского Технического Университета и Санкт-Петербургской Государственной лесотехнической академии… -  и все это один человек, Николай Александрович Моисеев.

13 декабря 2004 г. ему исполняется 75 лет. Для ученого это не возраст. Как говорит сам Николай Александрович, ученому некогда думать о том, сколько ему лет, потому что он постоянно работает. Ощущение, что впереди еще столько важных дел, которые обязательно надо сделать, не покидает его никогда, в каком бы возрасте он ни находился. «Я еще молодой человек! Для меня самое главное - философски смотреть на жизнь и сохранять мужество и порядочность», - говорит Н. А. Моисеев. Те, кто хорошо его знают, подтвердят, что это истинная правда: Николай Александрович - человек, который с утра до вечера работает не покладая рук, но при этом всегда остается бодрым и энергичным. «На пенсию, - говорит Николай Александрович, - не уйду до тех пор, пока не выучу внука одного из своих бывших студентов». Внук, между тем, еще не родился…

«Я очень многим в своей жизни обязан родителям, особенно матери, − рассказывает Н. А. Моисеев. − Хотя мои родители и не кончали никаких академий, однако, как говорил Чапаев, „я академиев не кончал, но побеждал“. Все образование моей матери - начальная школа, но она была исключительно умной, начитанной женщиной. Жизнь ее складывалась трудно: она работала и лесорубом, и поваром, и санитаркой, но крепость духа никогда ее не покидала. Я на всю жизнь запомнил слова мамы: „Сынок, что бы ни случилось, надо всегда идти вперед. Если тебе Господь дает испытание, то только для того, чтобы ты глубже понял жизнь и сделал выводы“. Она дожила почти до 90 лет, а ее старшая сестра, которая работала учительницей, - до 101 года.

Отец умер в возрасте Христа, погиб в Великой Отечественной войне, на Карело-Финском фронте. Я, кстати, сумел найти братскую могилу, в которой он похоронен, на границе с Норвегией. В мирное время отец работал трактористом на вывозке леса. В военное - сапером. Был гармонистом, гитаристом, балалаечником, при том, что ни у кого никогда музыке не учился. Он обладал абсолютным музыкальным слухом, активно участвовал в художественной самодеятельности. Младший брат его, тоже погибший во время войны, играл на мандолине. Я, к сожалению, не пошел в отца по части владения музыкальными инструментами. Хотя мне и подарили гитару − после того, как я защитил докторскую диссертацию - я не играю. Но музыку люблю».

С благодарностью вспоминает Николай Александрович тех людей, с которыми он работал. Это такие известные в лесной отрасли личности, как заведующий кафедрой лесоустройства Ленинградской (ныне - Санкт-Петербургской) лесотехнической академии А. А. Байтин, академик И. С. Мелехов, который пригласил Н. А. Моисеева на работу в только созданный им Архангельский институт леса и лесохимии АН СССР. В этом институте Н. А. Моисеев прошел путь от младшего научного сотрудника до директора института - после отъезда Мелехова на госслужбу в Москву. Большое влияние на Николая Александровича уже во ВНИИЛМе оказал видный ученый, академик Н. П. Анучин. Двадцать лет Н. А. Моисеев был директором головного института отрасли, ВНИИЛМа, и считает себя во многом обязанным своему коллективу, который тоже «воспитывает директора». Большим другом Николая Александровича был замечательный журналист и писатель Владимир Чивилихин - человек, который «ничего не писал второпях, все осмысливал»… Кстати говоря, Николай Александрович признался, что в юности хотел быть журналистом, но не стал. И счастлив, по его словам, что «остался „заложником“ леса».

Н. А. Моисеев работал с шестью министрами лесного хозяйства СССР. Г. И. Воробьев, А. И. Зверев, А. С. Исаев, В. И. Рубцов - сильные руководители, от которых он многому научился. И хотя Николай Александрович считает себя больше ученым, чем педагогом, он и сам воспитал и вырастил многих кандидатов и докторов наук. А еще - четверых детей, которые родили ему пятерых внуков…

И все бы хорошо, если б не одна проблема: время! Время, которого всегда не хватает. Но это ведь не повод для того, чтобы перестать, например, читать хорошие книги. Чем больше общаешься с Николаем Александровичем, тем больше удивляешься, насколько он многогранен как личность. Источник всех его знаний - не только большой жизненный опыт, щедро приправленный житейской мудростью, но и книги, без которых он себя не представляет. Когда люди говорят, что у них нет времени читать, ученый им не верит. У него тоже нет времени, но почитать хотя бы перед сном - святое дело.

«А еще я созерцатель природы», − говорит Николай Александрович. Самое красивое, что создано на Земле, - это Природа. И везде она такая разная! Северные леса Мезени и Пинеги, дикая и гордая природа Абхазии, Грузии… Да, есть шедевры архитектуры, но городские громады не вызывают в душе такого трепета, не умиротворяют, не наводят на философские размышления…

Вместе со своей семьей Николай Александрович объездил на машине Калининградскую и Архангельскую области, Кавказ и Крым. Не говоря уже о том, сколько повидал этот человек в своих рабочих командировках - в СССР, в США, в Мексике; был даже в Индонезии. И каждый раз, возвращаясь на Родину, невольно приходил к одной и той же мысли: наша страна - лучшая, потому что в ней есть все. И у этой страны должно быть будущее.

…Сколько ни говори о Николае Александровиче, все равно останется много недосказанного. Человек высочайшей культуры и духовности… Большое счастье - поучиться у таких людей.

Иветта КРАСНОГОРСКАЯ

Редакция журнала поздравляет Николая Александровича Моисеева с Днем рождения, желает ему доброго здоровья, долгих лет жизни и нескончаемой творческой энергии.