Партнеры журнала:

Эксклюзив

Пауль - плагиатор природы

Жизнь человека невозможно вложить в одну статью. Но возможно ли открыть тайну одного из первоэлементов Вселенной - дерева - за одну жизнь? И что в этом случае могло бы служить подтверждением такого открытия? Авторские модели Пауля Кренца, выполненные по уникальной технологии, - явные и удивительные свидетельства открытия вселенской тайны. Произведения этого необычного автора, выставленные в музее Ватикана, подарили человечеству не только арт-объекты, высоко оцененные знатоками на аукционах. Работы этого художника стали новым методом проникновения в единую для всех людей духовную реальность с помощью дерева, каждый фрагмент которого несет в себе часть важнейшей космической информации.

 




Не секрет, что каждый талантливый Мастер влюблен в материал, с которым работает. Благодатный и теплый материал - дерево - с детства согревал Пауля Кренца, родившегося в 1948 году в Южной Украине потомственного мастера из древнего швабского рода инкрустаторов по дереву, работавших в технике интарсии (маркетри). Дерево согревало маленького Пауля и в буквальном смысле, так как деревянные куски служили и отопительным средством, и едва ли не единственным источником детских радужных забав. Уже тогда живое воображение мальчика позволяло в каждом фрагменте древесины целый необыкновенный природный мир, который навсегда духовно наполнил его, определил его будущую судьбу и великий творческий путь. До 1917 года немецкая семья столяров-мебельщиков существовала относительно благополучно, однако после революции лишь отец Пауля Кренца смог уцелеть, а его семью ожидала отнюдь не легкая жизнь. После школы Пауль учился в художественном столярном училище и благодаря хорошим отметкам получил стипендию, которая сделала возможным обучение в высшей школе.

Старинная техника древесной мозаики из кусочков деревянной фурнитуры используется для создания живописных деревянных полотен, которые не отличишь от пейзажей, написанных кистью художника, а также для реставрации и декорирования мебели и других предметов интерьера. Знание сложной технологии обработки мельчайших фрагментов древесины самых разных пород со временем - и не без кропотливого труда и бесчисленных экспериментов - позволили чудесному Мастеру не только увидеть сокрытые в дереве одушевленные и неодушевленные объекты, сюжеты и персонажей, но и проникнуть в его внутреннюю молекулярную структуру. Опытному Мастеру удалось разработать технологию, с помощью которой возможно на короткое мгновение ослаблять молекулярные связи внутри определенного фрагмента древесной структуры и таким образом видоизменять форму дерева или соединять его с другими материалами (металл, камень, стекло, золото, медь) без склеивания. Однако главная задача Пауля Кренца не видоизменить природный материал, воплотив идею, родившуюся в собственном воображении, а выявить и подчеркнуть идейное существо и внутреннее совершенство природного материала, всегда наполненного тайным смыслом. Мастер с помощью инструментов и красящих веществ древесины воссоздает сюжет Вселенной, оставившей в том или ином древесном фрагменте свой волшебный отпечаток. Он дешифрует незримые обывателю природные знаки, реализует образы, посланные человечеству божественным и единым Творцом Вселенной.

В августе 2005 года на Всемирной встрече молодежи в Кельне 1,5 млн человек увидели великолепный цикл из 14 деревянных полотен Пауля Кренца «Перекрещивающиеся пути». Каждое полотно (высота - 96 см, ширина - 64 см), содержит в себе природный рисунок дерева, выточенный автором. Все, что доступно человеческому взору на этих полотнах - от природных ландшафтов, лика Иисуса Христа и эмоциональных человеческих лиц, изможденных страданием и покрытых печатью мудрости, до целых городов и бомбардировщиков, пикирующих на невинных людей, - все это хранилось внутри древесной цельности. Мастер лишь обозначил контуры, использовав технику изготовления натурального красящего вещества дерева из обработанных отходов. Так родился новый стиль - живопись в дереве, где и фактура полотна, и цвет, и объем -разные ипостаси одного цельного существа материала: «Я восполняю недостающие линии с помощью специально обработанных отходов древесины одинаковых пород. Отходы помещаются в стеклянную банку с растворителем для выделения красящего вещества дерева в жидкость. Затем я это вещество выпариваю и им дорисовываю недостающие элементы». Работа выполнена в технике маркетри и в целом содержит в себе 18 тыс. отдельных деталей дерева, каждая картина представляет собой массивный дубовый диск, насчитывающий до 1300 деревянных пластин. В этом цикле картины выполнены в виде слитков золота, которые сильно повреждены. А ведь стоимость слитка золота не меняется, даже если он поврежден.

Так же и вера наша, по мнению Пауля Кренца, хоть и претерпевает множество невзгод, должна выстоять и стать еще крепче. Вера в творчестве Пауля Кренца - это не только философская и религиозная категория, заслуживающая творческой интерпретации и физического воплощения в материале. Вера в сердце художника содержит в себе зерно, способное прорасти в сердце каждого зрителя. Мастер вырос в семье, где две религии сосуществовали в неразрывном и плодотворном симбиозе, а потому, по его мнению, принадлежность тому или иному богу - это априори ошибка человеческого сознания: «Все что угодно можно привязать к чему угодно.

 Я не могу сказать, что внутренняя духовная одержимость какой-либо верой в какой-то момент жизни непосредственно повлияла на разработку какой-то моей работы. Но, безусловно, общение с католическим священником, с которым я оказался в советской тюрьме в 1980 году, повлияла на мое личностное восприятие, и это, так или иначе, в цикле работ "Перекрещивающиеся Пути" отражено».

По мнению автора, изобретение колеса и эволюционное развитие, вектор которого - техническое усовершенствование внешнего мира - это не самый гармоничный путь человеческого развития: «Я сторонник идеи, что, когда человек изобрел колесо, он вступил на неправильный путь. Вместо того чтобы развивать свою душу, руки, способности сознания, телепатию, а может быть даже учиться перемещаться в пространстве, человек начал развивать средства самоубийства.

Недавно я продал одну работу, представляющую собой выхлопную трубу завода в виде дула пистолета...»

Андрея Тарковского как-то спросили о том, зачем в пространстве одной из своих кинокартин он поместил женщину, «парящую» в пространстве, а не идущую по земле? На что он ответил, что увидел это именно так, последовав интуиции. Таково было послание Творца художнику о символическом выражении любви.

Идеи работ Пауля Кренца так же приходят к нему интуитивно, изнутри, без предварительных размышлений и специальных разработок. Появление того или иного объекта часто носит магический характер. Точно также произошло и с еще одной уникальной инсталляцией из дерева, созданной Паулем Кренцем, - «Сердцем мира», которую автор воспринимает как нечто, сделанное его руками, но не им самим.

В 2001 году Пауль Кренц ехал в Кельн. Свернув не по той дороге возле деревни Укен, художник заметил лесорубов, валивших старинные деревья, и остановился. Подойдя ближе, он попросил их отрезать ему одну «шайбу» старинного двухсотлетнего платана. Немецкие дровосеки, получив десяток марок «на кофе», конечно же, согласились, а Пауль Кренц привез древесный фрагмент во двор своей мастерской, в котором он пролежал довольно долго до своего нового рождения. Однажды художник подошел к «шайбе» и начал ее протирать. Каково же было его удивление, когда во время «первичной» обработки он обнаружил, что в древесине, на глубине 60 годовых колец, были два осколка бомбы - следы Второй мировой войны. А еще глубже, на уровне 100 годовых колец, Пауль обнаружил старинную ружейную пулю. Множество слоев древесины оказались обгоревшими, то есть это дерево было расстреляно и неоднократно горело, но неустанно продолжало расти. Позже художник начал целенаправленно работать над объектом, разделив  его на пять частей -по числу пяти континентов. Так во всем мире родилось и предстало всеобщему обозрению деревянное сердце, позже подаренное Папе Римскому, ныне украшает стены музея в Ватикане: «Множество религий - признак нашего несовершенства. Пора искать пути к объединению религий. Тогда все войны прекратятся, и люди станут толерантнее, добрее и умнее». «Сердце мира», пронзенное людьми всей планеты, - способ сказать о том, что Творец только один. «Сердце мира» Пауль Кренц подарил папе Бенедикту XVI, а другая его работа из Ватиканского музея, икона Божьей Матери, была подарена Иоанну Павлу II в 2000 году.

Свет делает с деревом чудеса, вытаскивает на поверхность невиданные линии его структуры. Любой фрагмент шпона, освещенный солнцем, удивит наблюдателя сумасшедшим разнообразием оттенков и цветов. При свете в текстуре дерева обнаруживается то самое природное послание, которое нельзя увидеть в повседневной жизни. Пауль Кренц часто подсвечивает свои объекты, в особенности соединенные по уникальной технологии объемные шары из дерева. Причем у каждой древесной породы свои потайные узоры и индивидуальная история. Великолепное многообразие природных рисунков предоставляют художнику кавказский орех, дуб, карельская береза, ясень и бук. А также секвойя из Северной Америки, лимон, сатин, вишня, африканское дерево падук (Padouk) или мирт (Myrtus). Одна из любимых пород автора - палисандр Рио (Dalbergia nigra) - бразильское розовое дерево, или бразильский палисандр. Ареал его произрастания ограничен Бразилией, а в настоящее время экспорт этой редчайшей породы из Бразилии запрещен. Инструменты, как и многие мастера, работающие с деревом, Пауль Кренц изготавливает сам.

Ведь над созданием одного объекта он трудится до тысячи часов, а потому хороший инструмент должен быть естественным продолжением руки Мастера. Отдельные ножи для интарсии мастер изготавливает для каждого вида линий и для каждой отдельной древесной породы. Кроме того, есть и суеверие: каждый новый проект должен выполняться новыми резцами по аналогии со скальпелем хирурга во время каждой новой операции.

 

Технические навыки Пауля Кренца совершенны, так как он одновременно является и реставратором, и инкрустатором, и декоратором, и резчиком, и скульптором и художником. Мастер инкрустирует и реставрирует старинную мебель: столы, шкафы, кровати и другие предметы интерьера. Одна из его важнейших творческих задач - продолжение и развитие фамильного искусства интарсии, история которого берет начало в XVII веке. Сейчас художник работает над третьим рекордом для Книги Гиннесса (первый рекорд - 14 деревянных инкрустаций с изображением Христа для церкви в Тюрингене - был зарегистрирован в 1998 году; второй - за деревянное полотно по мотивам средневековой голландской живописи «Терновый венец с букетом цветов» из 6500 фрагментов деревянной фурнитуры - в 2001-м): стремится усовершенствовать технику интарсии, инкрустируя шкаф «Вранглер» в Художественном музее г. Мюнстера, в Германии. Половина инкрустаций уже готова. Пауль Кренц полагает, что в скором времени его технические инновации в области искусства маркетри будут признаны первыми в мире. Работы реставратора Пауля Кренца украшают дворцы, банки и музеи.

 

С помощью технологии естественного окрашивания древесным веществом он способен придавать древесным фрагментам на полотнах необычные по цвету оттенки, заставляя фрукты на древесных пейзажах наливаться соком, а капли росы - блестеть и серебриться в воздухе.

Арт-объекты Пауля Кренца традиционны и современны одновременно. Формой для выражения идеи несовершенства и разрозненности человеческого пути может служить как классическая картина, выполненная в технике интарсии по европейским традиционным канонам, так и объект необычайной формы, созданный из разнообразных материалов, синтезированных в одно целое по уникальной технологии.

Так Пауль Кренц создает свои шляпы, шкафы и чемоданы из дерева, камня и меди, скульптуры, маркированные символическими брендами, с целью указать на бесцельные модные тенденции, отвлекающие ум от гармоничного духовного развития (фоторабота «Капитализм, или Шляпа со знаком мерседеса»); деревянные портреты знаменитых людей: кардинала Йоахима Майснера или бывшего бундесканцлера Гельмута Коля. Люди, изображенные на портретах, глубоко симпатичны и близки по духу самому художнику.

                         

Работы Пауля Кренца являются не только трансляцией некой идеи, воплощенной автором в одной из возможных древесных форм. Картины и скульптуры мастера - это своего рода разновидность интерактивной двухуровневой коммуникации: автора со зрителем и автора с материалом. В начале художник находит природную форму и вступает в «творческую коммуникацию» с последней. Обработав фрагмент древесины, мастер вычленяет базовые сюжетные линии, заключенные в самом материале.  Затем эти сюжетные линии он дорабатывает, тем самым создавая уникальные художественные интерпретации. Эти интерпретации предстают взору зрителя. Тогда и совершается второй коммуникативный акт. Чаще всего Пауль Кренц обращает внимание зрителя на духовные и культурные различия мировых сообществ, приводящие к войнам, а также на чрезмерную концентрацию на материальной составляющей человеческого бытия: деньгах, промышленном прогрессе в ущерб развитию человеческой духовности, то есть критикует современное общество.

 

Причем уникальная технология обработки древесины используется мастером не только при работе с плоскостными изображениями, но и при изготовлении трехмерных объемных скульптур.  Лейтмотив творчества Пауля Кренца - печальная судьба человеческого общества, нацеленного на достижение финансового материального благополучия, обреченного на отсутствие обретения постижения истинных духовных ценностей.

Одна из недавних работ автора - «Ноев ковчег», отделанный сусальным золотом изнутри. Сам ковчег покоится на основании, сплетенном из лозы  по форме напоминающем Вавилонскую башню.

Однако наибольший интерес представляют объемные многомерные модели шаров мастера, выполненные по уникальной технологии ослабления молекулярных связей в структуре древесины. В природе все стремится к равновесию, и потому Пауль Кренц только на мгновение меняет естественную древесную форму, которая сама затем обретает гармоничное равновесие.

«Тело Иисуса положили в гроб»
«Тело Иисуса положили в гроб»
«Иисус осуждается к смерти»
«Иисус осуждается к смерти»
«Симон из Цирени помогает Иисусу нести крест»
«Симон из Цирени помогает Иисусу нести крест»
«Иисус встречает свою мать»
«Иисус встречает свою мать»
«Иисус падает второй раз под крестом»
«Иисус падает второй раз под крестом»
«Вероника вытирает своим платком пот и кровь с лица Иисуса»
«Вероника вытирает своим платком пот и кровь с лица Иисуса»
«Иисус третий раз падает под крестом»
«Иисус третий раз падает под крестом»
«Иисус встречает плачущих женщин»
«Иисус встречает плачущих женщин»
«Иисуса прибивают на крест»
«Иисуса прибивают на крест»
«Иисуса раздевают»
«Иисуса раздевают»
«Иисуса снимают с креста»
«Иисуса снимают с креста»
«Иисус умирает на кресте»
«Иисус умирает на кресте»
«Иисус берет крест на свои плечи»
«Иисус берет крест на свои плечи»

«Терновый венец и букет цветов»
«Терновый венец и букет цветов»

Свет солнца или искусственный свет позволяют обнаружить глубокое информативное содержание древесных структур, демонстрируя его человечеству. В подарок папе Бенедикту XVI Пауль Кренц создал деревянный трехмерный шар, символически изображающий три мира и три духовные сферы: небесную, земную и сферу ада. Шар также освещен изнутри и поражает своей древесной «эфирностью» и смысловой массивностью одновременно.

Один из древесных шаров, недавно изготовленных Паулем Кренцем, раскололся на части, словно каштан. Тогда Мастер увидел в раскрывшемся естественным путем древесном корне - новый шар, из которого, в свою очередь, высвобождается новая природная древесная сфера.

Работа над объектом еще не завершена, однако идея, вновь продиктованная природным совершенством, подарит зрителю чудесное материальное воплощение многомерности пространства с возможностью осуществить воображаемое путешествие по новым природным мирам и сферам.

Осенний финансовый кризис этого года также моментально нашел своеобразное выражение в творчестве мастера. Пауль Кренц изготовил деревянный чемодан, из которого словно выпрыгивает скрюченный доллар. А вместо номера купюры на долларе значится послание из Евангелия от Матфея (стих 25:29): «Тому, у кого есть, дастся еще, и будет у него избыток, а у кого нет, у того и то, что есть, отнимется».

К столетию черного квадрата  К. Малевича в 2014 году Пауль Кренц предполагает завершить работу над гладко отполированным шаром, изготовленным по уникальной технологии из черного дерева (диаметр - 102-103 см, толщина стенок - 22 мм). Над этим шаром Мастер работает уже 6 лет. Реализация данного проекта вызывает у специалистов некоторое недоумение. Как возможно изготовление такого шара и с помощью каких технических средств? Пауль Кренц отвечает: «Я способен на то, что смог сотворить своими руками, ощутив и увидев в одном из первоэлементов Вселенной - дереве - истинное послание Творца».

К сожалению, сын художника Себастьян выбрал для себя творческий путь актера, и тайны искусства интарсии и слияния древесных форм пока некому передать.

В настоящее время Пауль Кренц размышляет над организацией выставок на родной земле, в России.

Возможно, на родине найдется мастеру достойный ученик, который смог бы прочувствовать всю глубину единения самых различных культур в творчестве великого инкрустатора.

Ольга ТРОСКОТ