В центре внимания

Наполеоны всея ЛПК

В первый день лета в России должна появиться новая Стратегия развития лесного комплекса до 2020 года. Точнее, не сама Cтратегия, а ее проект, утвердить который планируется до конца нынешнего года.

Новейшая история

В любом цивилизованном обществе формирование законодательной базы и принятие стратегических документов развития лесной отрасли связаны неразрывно. При этом споров о том, что должно приниматься раньше − стратегия или законодательство, не возникает в принципе. Даже школьник скажет, что сначала нужно задать направление движения, поставить цели, а уж затем решать, какими методами добиваться поставленных задач. В российском леспроме все наоборот. Сначала формируется законодательная база, и уже затем под нее пишется стратегия развития. Путь, на мой взгляд, тупиковый. Тем не менее мы вынуждены подстраиваться под правила, которые диктует нам государство.

Стратегию развития российского лесного комплекса «лесники» ждали давно: всем не терпелось узнать, в каком все-таки направлении государство планирует развивать леспром. Все разумные речи о том, что сначала государевым мужам стоит взяться за разработку стратегического документа, а уж затем создавать под него нормативную базу, были попросту «не замечены» чиновниками. В спешке были приняты Лесной кодекс и нормативные документы для его обеспечения. И уже под этот кодекс государство начинает создавать стратегию развития отрасли.

Впервые о лесной стратегии России как о вполне конкретном документе заговорили в декабре прошлого года в Вологде. Тогда только созданный при главе российского правительства Совет по развитию лесопромышленного комплекса поручил Минпромэнерго разработать этот документ. И сроки были обозначены вполне конкретные: к 1 марта 2008 года министерство должно представить концепцию стратегии, а к 1 июня − уже готовый проект Стратегии развития лесопромышленного комплекса.

Впрочем, уверенности в том, что документ будет готов в срок, если честно, нет. Дело в том, что даже концепция документа была опубликована чуть позже установленного срока. До 1 июня осталось не так много времени, а информации о том, что работа над стратегией вошла в завершающую стадию, пока нет.

Что обещает Минпром

Как и подобает при создании любого серьезного документа, при разработке концепции чиновники Минпромэнерго уделили наисерьезнейшее внимание анализу ситуации в лесном комплексе России, обозначили место российской лесной отрасли в мире, оценили конкурентные преимущества. Причем очередной анализ состояния отечественного леспрома занимает добрую половину концепции. Многовато, если честно.

В концепции приятно удивило то, что, пожалуй, впервые государственные мужи ушли от наполеоновского подхода к планированию развития, который привел к тому, что сегодня уже десятки регионов заявили о строительстве на своих территориях новых ЦБК с совершенно непонятными перспективами сбыта продукции. Разработчики пошли не по пути «А давайте построим 10-20 ЦБК», а по пути удовлетворения спроса. И уже затем определяются ресурсы, с помощью которых можно удовлетворить спрос.

Чувствуете разницу: раньше формировалось предложение, теперь же развитие отрасли будет направлено на удовлетворение спроса как внутреннего, так и международного рынка. Это, пожалуй, главная победа крупных российских лесопромышленников, твердивших об этом последние несколько лет. И в рамках удовлетворения спроса государство планирует, что к 2020 году ему удастся, хотя бы частично, заместить на внутреннем рынке импортную продукцию, которая сегодня в России не производится.

При этом, что приятно, по крайней мере на словах, в концепции стратегии обозначены не только производственные задачи, но и экологические. В частности, создание условий для обеспечения лесной отрасли сырьем при сохранении биологического разнообразия.

Приоритетными же направлениями развития лесной отрасли на ближайшие 12 лет названы развитие мощностей по глубокой переработке древесины и организация рационального многоцелевого, непрерывного и неистощительного лесопользования. То есть лесным бизнесменам дадут понять, что лес − это не только кубометры древесины, но и богатейшие возможности для создания охотничьих хозяйств, отдыха людей и многого другого. Впрочем, основной доход государство будет получать все-таки от лесозаготовителей.

Кто что спросит?

Таблица 1. Ожидаемый дефицит на лесобумажную продукцию по
регионам

Таблица 1. 
Ожидаемый дефицит на лесобумажную продукцию по регионам

Таблица 2. Потребность российского рынка в лесобумажной
продукции к 2020 году

Таблица 2. 
Потребность российского рынка в лесобумажной продукции к 2020 году

В Концепции Стратегии развития лесопромышленного комплекса изучению и прогнозированию спроса будет посвящен свой раздел. Прогноз спроса на лесопродукцию на мировых рынках будет произведен по основным видам лесобумажной продукции. Причем разработчики концепции стратегии разделяют несколько рынков: стран СНГ, Западной и Восточной Европы, Средиземноморского бассейна и Азиатско-Тихоокеанского региона, которые являются в настоящее время и будут являться в перспективе потенциальными импортерами российской лесопродукции.

Вообще, на мировых рынках спрос на лесобумажную продукцию растет достаточно быстрыми темпами. За 2000-2006 годы лесной товарооборот в целом по миру увеличился с $298,1 до 410,4 млрд, то есть возрос в 1,4 раза. При этом наибольший рост отмечается в сегментах фанеры (+36,3 %), ДВП (+41,0 %) и ДСП (+45,8 %). И именно обозначенные выше рынки будут обеспечивать все возрастающий спрос на российскую лесопродукцию.

При оценке дефицита будут учитываться объемы и тенденции торговли лесоматериалами за последние годы, прогнозы FAO по развитию лесного сектора мира, Перспективное исследование Комитета по лесоматериалам ЕЭК ООН по лесному сектору Европы на период до 2020 года, а также прогнозные разработки отдельных стран. Ожидаемый дефицит на лесобумажную продукцию по этим регионам приводится в табл. 1. Как видно из таблицы, Россия будет претендовать на удовлетворение спроса по всем видам лесобумажной продукции.

Отдельное внимание в разделе изучения спроса уделяется и российскому рынку лесопродукции. По мнению чиновников из Минпромэнерго, на продолжении роста российского рынка лесопродукции скажутся увеличение душевого потребления бумаги, картона и мебели, реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье − гражданам России», увеличение объемов производства в полиграфической промышленности и др.

Таким образом, к 2020 году потребность российского рынка лесобумажной продукции в денежном эквиваленте составит 1992 млрд рублей (табл. 2).

Леса много?!

Один раздел концепции посвящен лесным ресурсам, которых уже сейчас в некоторых регионах не хватает даже для загрузки действующих мощностей. По данным Минпромэнерго, общий запас древесины в РФ составляет 82,1 млрд м3, в том числе спелых и перестойных насаждений − 44,3 млрд м. На долю хвойных пород приходится более 70 % от общего запаса. Научно обоснованная расчетная лесосека составляет 571 млн м, а годичный прирост древесины в лесах России − 993 млн м.

Проанализировав приведенные данные, разработчики пришли к выводу, что имеющегося потенциала лесных ресурсов достаточно для перспективного наращивания объемов лесопользования, развития деревообрабатывающих и целлюлозно-бумажных производств. Впрочем, оптимизма министерских чиновников не разделяют экологические организации. Так, по мнению Гринпис России, «концепция основывается на подходе к лесу как к месторождению древесины (и в качестве основного показателя лесного богатства используется накопленный запас древесины) и на ошибочном представлении о том, что расчетная лесосека представляет собой научно обоснованный объем неистощительного ежегодного использования доступных лесных ресурсов».

«В действительности расчетная лесосека представляет собой всего лишь официально разрешенный объем ежегодной заготовки древесины, − сообщает Гринпис России. − Этот объем мог бы примерно соответствовать уровню ежегодного неистощительного использования доступных лесных ресурсов при двух условиях: если бы леса России не были истощены многими десятилетиями неправильного хозяйства и если бы в этих лесах существовала нормальная лесная инфраструктура. Поскольку ни одно из этих условий не выполняется, то расчетная лесосека представляет собой некую отвлеченную величину, никак не отражающую фактическое наличие лесных ресурсов, их доступность и возможность неистощительного использования. Соответственно концепция уже не может рассматриваться как серьезный документ».

Сценарии

И уже традиционно, как и в любой другой стратегии, в стратегическом документе лесопромышленного комплекса будут представлены два сценария развития отрасли − инерционный и инновационный. При этом, видимо, основное внимание здесь будет уделено инновационному сценарию.

В случае реализации инерционного сценария развития разработчики полагают, что в России не будут реализованы масштабные инвестиционные проекты, а основное развитие отрасли будет осуществляться за счет модернизации и реконструкции действующих производств. Инерционный сценарий развития лесного комплекса не предусматривает существенного повышения конкурентоспособности отечественной лесобумажной продукции.
Преимущественно в этом варианте будут реализовываться новые проекты в лесопильно-деревообрабатывающей и плитной промышленности. Развитие целлюлозно-бумажной промышленности будет происходить путем модернизации, технического перевооружения и создания новых производств на действующих предприятиях.

Но все-таки министерские чиновники надеются, что в России будет реализовываться именно инновационный сценарий развития лесного комплекса, связанный с масштабной технологической модернизацией действующих производств; внедрением ресурсо- и энергосберегающих технологий; ускорением инвестиционного процесса, включая строительство новых целлюлозно-бумажных предприятий; возрастанием инновационной активности; освоением производства новой высокотехнологичной лесобумажной продукции, востребованной на внутреннем и внешнем рынках.

о второму сценарию предусматриваются существенные изменения в структуре лесопромышленного производства за счет приоритетного развития целлюлозно-бумажной промышленности путем создания крупных интегрированных структур, включающих лесопильно-деревообрабатывающие, фанерные, плитные производства, а также предприятия, которые будут заниматься лесозаготовкой и лесным хозяйством.

Продукции будет больше

Таблица 3. Предварительная оценка объемов производства
основных видов лесобумаж-ной продукции на период до 2020 года
(инновационный сценарий)

Таблица 3. 
Предварительная оценка объемов производства основных видов лесобумаж-ной продукции на период до 2020 года (инновационный сценарий)

Вообще, главной целью реализации Стратегии развития лесного комплекса России станет удовлетворение все возрастающего спроса на внутреннем и мировых рынках лесобумажной продукции за счет российских поставок. Понятно, что для этого российским предприятиям придется наращивать объемы производства. И в стратегии будут представлены планируемые объемы производства при реализации инновационного сценария развития отрасли. Они приведены в табл. 3.

акже в стратегии разработчики планируют предложить возможное территориальное расположение лесопромышленных производств. Будет предложено опережающее развитие производств по глубокой переработке древесины в лесоизбыточных регионах Северо-Запада, Сибири и Дальнего Востока путем модернизации действующих и строительства новых лесоперерабатывающих предприятий. Совершенствование сложившейся структуры размещения лесопромышленного производства по территории страны позволит освоить новые лесные массивы, обеспечить рациональное и комплексное использование заготовленной древесины, улучшить структуру лесопромышленного производства и повысить его эффективность, сократить межрегиональные перевозки лесобумажной продукции и вовлечь в хозяйственный оборот низкокачественную и мягколиственную древесину.

И понятно, что реализация стратегии не обойдется без финансового сопровождения, прежде всего со стороны крупных инвестиционных фондов и транснациональных корпораций. По оценкам, потребность в инвестициях на период 2008-2020 годов по варианту инновационного развития лесного комплекса составит 1194,8 млрд рублей (в ценах 2007 года), в том числе в целлю-лозно-бумажную промышленность − 634,6 млрд рублей, в производство листовых древесных материалов − 271,9 млрд рублей, в производство пиломатериалов − 63,8 млрд рублей и в лесозаготовки − 169,5 млрд рублей.

Основными источниками инвестиций предусматриваются собственные и привлеченные средства отечественных коммерческих структур и зарубежных инвесторов, а также собственные средства лесопромышленных предприятий: прибыль и амортизационные отчисления, средства от эмиссии акций. При этом планируется широко использовать систему присвоения важным проектам статуса приоритетных инвестиционных проектов со всеми вытекающими отсюда последствиями: предоставление лесных участков без аукциона и за половину минимальной стоимости на корню, а также привлечение средств Инвестиционного фонда для создания лесоперерабатывающей инфраструктуры (в частности, лесных дорог, проведение коммуникаций и т.  п.).

Чего ожидать?

Как планируют разработчики, реализация Стратегии развития лесного комплекса России должна позволить нашей стране выйти на передовые позиции в лесопромышленном мире. Так, по их мнению, объем отгруженной лесобумажной продукции к 2020 году возрастет в 3,5 раза, налоговые поступления в бюджет увеличатся в 5,5 раза, производительность труда возрастет в 3 раза, душевое потребление бумаги и картона увеличится в 2,4 раза, листовых древесных материалов − в 3,4 раза, мебели − в 4,7 раза.

В результате реализации стратегии вырастут поставки лесобумажной продукции на экспорт: пиломатериалов и фанеры − в 1,5 раза, древесно-стружечных плит − в 3, древесно-волокнистых плит − в 2, целлюлозы товарной − в 2,5, бумаги и картона − в 1,6 раза. При этом снизится доля импорта целлюлозно-бумажной продукции с 32 % в 2007 м до 24 % в 2020 году.

Впрочем, еще раз повторимся, что представленный сегодня документ − Концепция Стратегии развития лесного комплекса России. Это значит, что пока чиновники Минпромэнерго лишь обозначили основные направления развития отрасли на ближайшую перспективу. Конкретные же шаги будут озвучены в ближайшее время, когда на суд лесной общественности будет представлена не концепция, а уже готовый документ − Стратегия развития лесного комплекса. Уже тогда можно будет давать предварительные оценки, насколько она выполнима и стратегически оправдана для нашей страны.

Александр ГРЕВЦОВ