Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Тема номера: импортно-экспортное регулирование

Хотели как лучше, а получилось как?

Что делать с круглым лесом

Дискуссия на страницах журнала − это всегда показатель того, что журнал читают внимательно, относятся к публикациям с интересом. А уж если дискуссия предлагается журналу его постоянным читателем − это особый знак доверия к изданию, уверенность в его компетентности и умении доносить информацию до огромного количества специалистов, людей, занимающихся проблемами лесной отрасли профессионально. Эту статью написал руководитель Иркутского регионального инновационно-сервисного центра лесопромышленного комплекса ИрГТУ, член правления Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров Иркутской области кандидат технических наук Павел Владимирович Королев. Статья проблемная и очень искренняя. Впрочем, читайте сами.

В статье Анастасии Савиных «Премьер Виктор Зубков сказал о вывозе кругляка: „Что же мы, как негры, будем на них работать?“» (газета «Известия» от 17.04.08) говорится о том, что «с января 2009 года вывозить круглый лес из России станет невыгодно» из-за введения в действие запретительных пошлин. Хочу высказать собственное мнение по этой проблеме. Продекларированные Правительством РФ запретительные экспортные пошлины на круглый лес, поставляемый в Китай, вызвали немедленную реакцию у китайских должностных лиц и бизнесменов. Стала более заметной активная деятельность китайских должностных лиц на встречах с российскими должностными лицами по поддержке и защите интересов китайских бизнесменов на территории России, которая заключается в следующем:

  • в продвижении на российский рынок китайского деревообрабатывающего оборудования;
  • в поддержке китайских бизнесменов, работающих на территории России (или желающих начать здесь свой бизнес);
  • в приглашении для деловых и ознакомительных поездок в Китай должностных лиц или лиц, имеющих влияние на них, с полным финансовым обеспечением таких поездок со стороны государственных структур Китая;
  • в сборе экономической информации на территории России, позволяющей снизить или даже полностью исключить влияние запретительных экспортных пошлин на круглый лес.

На примере Иркутской области рассмотрим, какую экономическую информацию собирают китайские партнеры и как они собираются действовать в самое ближайшее время.

Сбор экономической информации можно охарактеризовать в виде перечня основных вопросов, интересующих китайских бизнесменов:

  • Сколько стоит земельный участок и производственные корпуса в Иркутской области для строительства лесопильного завода?
  • Можно ли найти место для строительства лесопильного завода недалеко от высокопроизводительных и качественных лесных ресурсов и рядом с железной дорогой?
  • Какие запасы древесины имеются на данный момент в Иркутской области и каков ее породный состав?
  • Какую сумму составляют так называемые лесные платежи?
  • Какие документы необходимы для строительства лесопильного завода?
  • Сколько стоит 1 м3 круглого леса у легальных продавцов?
  • Сколько будет стоить 1 м3 круглого леса, если его заготавливать самостоятельно?
  • Какова себестоимость лесопиления на российских заводах с использованием российских рабочих?
  • Какова экспортная пошлина на круглый лес и пиломатериалы?
  • Каковы расходы по доставке лесоматериалов из Иркутска до пограничной станции Забай-кальск?
  • Каковы контрактные цены на лесоматериалы, экспортируемые из Иркутской области в Китай?
  • Какую прибыль получают иркутские компании при торговле лесом с Китаем?

Рассмотрим четыре основных варианта работы иркутских предприятий, занимающихся лесозаготовкой, лесопилением и экспортом лесного сырья.

Вариант 1. Российская компания имеет свою лесосырьевую базу, свой лесопильный завод, экспортирует в Китай пиломатериалы. Сумма затрат на лесопиление и лесозаготовки (2790 руб.), а также на железнодорожную перевозку до Забайкальска (650 руб.) составит 3440 руб.

Контрактная цена пиломатериала − 4000 руб.

Прибыль равна 560 руб. за 1 м3, или 44 800 руб. за один вагон пиломатериалов.

Вариант 2. Российская компания имеет свою лесосырьевую базу и экспортирует в Китай круглый лес. Затраты на лесозаготовки (1015 руб.), железнодорожную перевозку до Забайкальска (650 руб.) и оплату экспортной пошлины (605 руб.) вместе равны 2270 руб.

Контрактная цена круглого леса − 3025 руб.

Прибыль составляет 755 руб. за 1 м3, или 60 400 руб. за один вагон круглого леса.

Вариант 3. Российская компания не имеет своей лесосырьевой базы, официально покупает круглый лес и экспортирует его в Китай. С учетом стоимости покупки круглого леса (1525 руб., 50 % до 30 см диаметром и 50 % свыше 32 см диаметром), железнодорожного тарифа до Забайкальска (650 руб.) и экспортной пошлины (605 руб.) общая сумма затрат составит 2780 руб.

Контрактная цена круглого леса − 3025 руб.

Прибыль составит 245 руб. за 1 м3, или 19 600 руб. за один вагон круглого леса.

Вариант 4. Китайская фирма (или китайский гражданин) не имеет своей лесосырьевой базы, покупает круглый лес (чаще всего нелегально заготовленный) за наличный расчет и экспортирует его в Китай (например, от имени российской компании).

В затраты необходимо включить стоимость покупки нелегально заготовленного круглого леса (850 руб., 50 % диаметром до 30 см и 50 % диаметром свыше 32 см), железнодорожный тариф до Забайкальска (650 руб.), экспортную пошлину (605 руб.). Общая сумма затрат − 2105 руб.

Контрактная цена круглого леса − 3025 руб.

Прибыль равна 920 руб. за 1 м3, или 73 600 руб. за один вагон круглого леса.

Вопрос китайскому бизнесмену: «Каковы ваши дальнейшие действия в связи с вводом российским правительством экспортных пошлин на круглый лес?»

Китайские бизнесмены считают, что до 1 января 2009 года круглый лес (нелегальный или легальный) можно беспрепятственно вывозить в Китай, получая значительную прибыль. А после 1 января 2009 года на территории Иркутской области круглый лес будет перерабатываться в брус и экспортироваться в Китай, а в России будут оставаться кора и опилки. Кроме того, у наших китайских друзей уже существуют планы по перемещению на российскую территорию китайских лесопильных заводов, расположенных по ту сторону границы.

Из вышеприведенной информации можно сделать следующие выводы:

1. Экономическая политика российского правительства в лесной отрасли привела к тому, что отечественные предприниматели, занимающиеся собственной лесозаготовкой и лесопилением, вкладывающие значительные средства в глубокую переработку древесины, получают прибыль на 40 % меньше тех, кто просто экспортирует круглый лес в Китай.

2. После 1 января 2009 года только одни запретительные экспортные пошлины не приведут к развитию глубокой переработки древесины в Иркутской области. Производство бруса и его экспорт в Китай назвать глубокой переработкой может только дилетант.

Также хочу прокомментировать тот раздел статьи, в котором говорится, что в настоящее время мало желающих инвестировать в лесопереработку. На примере Иркутской области можно смело заявить, что производство по переработке кругляка в области было хорошо развито, но серьезно разрушено за годы «реформ». Тем не менее мощности по переработке пиловочного сырья восстанавливаются как крупными (на основе Постановления Правительства РФ № 419 от 30 июня 2007 года «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов»), так и средними и мелкими предприятиями.

Однако проблема в другом: владельцами больших запасов древесины на условиях аренды являются предприятия, не всегда обладающие соответствующими мощностями по лесопереработке. Такие компании не только экспортируют круглый лес в Китай, но и перепродают его тем российским предприятиям, которые занимаются лесопилением, но не имеют своей лесосырьевой базы в достаточном количестве. А вновь создаваемым лесоперерабатывающим предприятиям приходится довольствоваться небольшими участками леса, еще не находящимися в аренде. Таким образом, встает вопрос о перераспределении лесных ресурсов в сторону тех предприятий, которые занимаются глубокой переработкой древесины. При продуманной организации по перераспределению лесных ресурсов региональные власти могут добиться нужной им глубины лесопереработки.

Кроме того, российское правительство, запретив экспорт круглого леса, не разработало мероприятий по закупке пиломатериала для внутренних нужд, тем самым обрушив ценовой рынок пиломатериалов в России. Я даже не говорю о том, что наше правительство не планирует закупать для государственных нужд только сертифицированную древесину.

Считаю, что названные мной в этой статье проблемы вызваны тем, что у российского правительства отсутствует национальная лесная политика (стратегия развития лесной отрасли). Правительство может ссылаться на большой перечень разработанных им документов, но факты − вещь упрямая. Кроме того, поддержка только крупных вертикально интегрированных структур и несогласованность программ по развитию ЛПК между соседними регионами также свидетельствуют об отсутствии стратегии в действиях правительства.

Таким образом, можно сделать общий вывод: как правительство управляет лесным комплексом, так лесной комплекс и работает!