Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Слово редакции

Морковка и перспектива

Олег ПРУДНИКОВ

Вам знаком метод «осел и морковка»? Он довольно широко применяется в нашей повседневности как способ мотивации в полном соответствии с аналогом, когда упрямого осла заставляют идти в нужном направлении: морковка, которую подвешивают перед носом животного, кажется ему желанной и вполне достижимой целью, но по мере приближения к ней вновь и вновь удаляется от носа... Правда, для того чтобы метод оставался действенным, осел должен иногда получать свою морковку.
Этот метод – элемент социальной жизни, он нередко используется даже в семье, очень распространен в работе с персоналом, в маркетинге, политике – везде, где манипуляция поведением людей способна принести кому-то выгоду. При этом цели у манипулирующего и того, кем он управляет, принципиально разные: у одного – образно говоря, доехать до пункта назначения, а у другого – наесться. Морковка из примера с ослом – лишь что-то похожее на цель, ведь нет гарантии, что в конце пути у осла начнется сытая жизнь. По опыту – скорее наоборот. Так и в жизни: люди поддаются манипуляции, забывая о том, чего они изначально хотели добиться.
Последнее время я все чаще ловлю себя на ощущении, что под предлогом сделать из российского лесопромышленного комплекса эффективную отрасль нас, тех, кому его судьба небезразлична, кто-то уводит в сторону от главного пути с помощью разных там «морковок». А у тех, кто нам изредка их показывает, какие-то совсем другие, свои цели и задачи, отличные от тех, которые провозглашаются. И дело свое они делают не то чтобы незаметно, а, наоборот, вызывая недоумение и раздражение. То руководителем ключевого лесного ведомства назначат человека, ранее не имевшего к лесу никакого отношения, то обяжут лесопромышленников проходить никому не нужный фитосанитарный контроль, то пригрозят вводом запретительных пошлин, но не введут их, а отложат на неопределенный срок, то просто закроют ключевые таможенные посты, через которые оформлялся основной поток импорта или экспорта, ничего не введя взамен…

Взять хотя бы тот самый, планировавшийся было ввод запретительных пошлин на круглый лес. Многие считали это решение если не панацеей, то, по крайней мере, необходимостью в комплексе мер, направленных на повышение конкурентоспособности российской лесопереработки. Почти все и побежали за этой «морковкой», хотя комплекса мер никакого не было. То есть сказали, что он есть, но дело в том, что ЛПК сегодня – по-прежнему одна из самых инвестиционно непривлекательных, непрозрачных, нестабильных и рискованных отраслей в стране. Надо ли объяснять, кто выиграл от этого решения и за чей счет? Еще одна «морковка» – проведение различных саммитов и форумов с участием первых или вторых лиц государства. Правда, на эту фишку уже мало кто ведется. Как показывает опыт, присутствие супервипов на отраслевом мероприятии отнюдь не означает, что мнение участников будет услышано на самом верху.

В отличие от животного человек способен оценить, насколько потраченные усилия приблизили его к намеченной цели. Тем, кто участвовал в дискуссиях, предшествовавших реформам в ЛПК, которые продолжаются уже больше пяти лет, пора подвести итоги собственной деятельности. И, боюсь, для многих оценка эта будет крайне негативной: потрачена уйма времени, сил и нервов, а в знаменателе – величина, стремящаяся к нулю. Вот так борцы-идеалисты превращаются в усталых скептиков и уходят со сцены с ощущением недоделанной работы. Уже не рвутся на трибуны, страницы СМИ, не горят желанием объяснять, учить, обличать или доказывать что-либо. «Лесная отрасль, без сомнения, очень перспективна, у нее огромный потенциал, но я сыт по горло ожиданием лучшего и, пожалуй, займусь чем-то другим», – так думают уже многие.
Но ведь лес – живой организм. Он был и остается, ему нужны защитники и хозяева. И гигантские лесные пожары, охватившие Россию этим летом, – его реакция на безразличное, чисто потребительское отношение к нему человека. Извозчиков с морковками эти пожары не на шутку перепугали и, похоже, заставили задуматься о том, как уберечь это природное богатство. Может, еще рано опускать руки?!

Олег ПРУДНИКОВ