К ликвидации последствий ветровала не готовы
как показал ураган, пронесшийся над Северо-Западом в июле-августе
На фоне сильных лесных пожаров лета-2010, полыхавших во многих регионах Центральной России, июльско−августовский ураган в Ленинградской области остался почти незамеченным явлением для большинства жителей региона.
А между тем это явление, без сомнения, можно классифицировать как локальную экологическую областную катастрофу, ведь ее печальные последствия уже проявились (ближний отрицательный эффект) и еще дадут о себе знать (дальний отрицательный эффект).
Немного теории
Ветровалами называют шквалистые или ураганные ветры, вываливающие деревья с отрывом от почвы части или всей корневой системы. Скорость ветровала − от 20−25 м/с; ее определяют по внешним признакам, например по воздействию ветра на различные предметы. Способствуют ветровалу монокультурный состав насаждений, их «преклонный» возраст, поверхностная корневая система деревьев или ее нахождение на небольшой глубине в маломощных или каменистых почвах, а также сильное поражение деревьев гнилью.
Отрицательный эффект ветровала усиливается в местах произрастания возрастных насаждений: чем старше насаждения, тем разрушительнее последствия ветровала. Особенно страдают спелые и перестойные насаждения, пораженные корневой гнилью, а также выросшие в густом лесу, но после вырубки соседних деревьев оказавшиеся на открытом пространстве.
Ветровалы возникают гораздо реже лесных пожаров, что является одной из причин меньшего к ним внимания со стороны органов законодательной власти в нашей стране. Однако в зарубежных странах − лесных державах с различной формой собственности на леса имеются административно-экономические механизмы регулирования последствий ветровалов.
Ветровал-2010 в Ленобласти
Ближний отрицательный эффект нынешнего урагана в Ленинградской области − веерные отключения электроснабжения в семи районах области: Тихвинском, Бокситогорском, Волховском, Кировском, Всеволожском, Приозерском и Киришском. По сообщениям прессы, на железной дороге произошло отключение девяти тяговых подстанций, обеспечивающих движение электропоездов, что привело к остановке в пути 15 пассажирских составов. По последним данным, в результате разгула стихии в Ленинградской области погибли 9 человек и 16 пострадали. По предварительной оценке экспертов, на земле осталось лежать более 2,7 млн м поваленной ураганным ветром древесины (для сравнения: в 2009 году было заготовлено 3,9 млн м древесины).
Это первый случай такого природного явления, с которым столкнулись и арендаторы, и органы государственной власти области, в новейшей истории лесопромышленного комплекса России, которая началась с принятия Лесного кодекса РФ (ЛК РФ) в 2006 году.
Дальний отрицательный эффект − уничтожение леса как экосистемы, места обитания животных, птиц, микроорганизмов, взаимодействующих и оказывающих друг на друга влияние. Древостой, который остался на корню и был незначительно поврежден ураганом, перешел в разряд ослабленных насаждений. С большой степенью вероятности можно предположить, что в следующем году он станет объектом нападения вредителей и болезней. В этом случае большая ответственность ложится на Центр защиты леса Ленинградской области (филиал ФГУ «Российский центр защиты леса», подведомственного Рослесхозу), специалисты которого должны уже сейчас подсчитать последствия и дать необходимые рекомендации для работы на перспективу.
Ясно, что лесопромышленный комплекс области не был готов к таким внеплановым объемам расчистки ветровальных площадей и заготовки ветровальной древесины, часть которой останется в нетронутом виде до начала следующего пожароопасного сезона. Возможные последствия − лесные пожары, распространение вредителей и болезней леса.
Пострадали и арендаторы лесных участков. Поскольку прошедший ураган не был признан органами законодательной власти ни регионального, ни федерального уровня чрезвычайной ситуацией, все убытки и невыгодные имущественные последствия будут связаны с риском предпринимательской деятельности арендаторов лесных участков.
«Наследие» ветровала
Каковы же экономические последствия этой природной катастрофы для арендаторов лесных участков, пострадавших от урагана?
Прежде всего − это незапланированные затраты на увеличившиеся объемы лесозаготовок. Как правило, арендные лесозаготовительные предприятия не располагают производственными мощностями и рабочей силой, способной ликвидировать последствия ветровала. Следовательно, им пришлось воспользоваться платными услугами сторонних специализированных организаций, располагающих современными лесозаготовительными комплексами: харвестерами, форвардерами, лесовозами. Не заставил себя ждать закон «спроса и предложения». В результате ветровала на рынке круг-лых лесоматериалов резко выросло число предложений, и, как следствие, цены на кругляк упали, а ценовую политику на рынке стали диктовать потребители, что усугубило тяжелое положение компаний-арендаторов, пострадавших от урагана.
Самый больной вопрос: «Что ожидает арендаторов сильно пострадавших от ветровала лесных участков в следующем году?» В ближайшие годы они должны будут заниматься преимущественно лесовосстановлением, охраной и защитой лесов за свой счет. А такие работы и мероприятия не приносят прибыли. Прибыль от разработки ветровальной древесины, которая потеряет свое качество в следующем году, явно не покроет затрат на лесохозяйственные работы.
Стоимость ветровальной древесины будет определяться по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2007 года № 310. Для подрядных организаций, разрабатывающих ветровалы, стоимость услуг определяется по договоренности сторон.
О судьбе частного бизнеса в связи с этим говорить пока рано − все зависит от запаса финансовой прочности арендаторов пострадавших от урагана лесных участков и их желания продолжать вести бизнес в лесопромышленном секторе.
Уже сейчас можно предположить, что последствия этой природной катастрофы изменят характер лесного хозяйства региона в последующие годы, перенеся акцент на восстановительные и защитные работы, требующие дополнительных затрат из федерального бюджета.
Действия областной власти
Реакция губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова на последствия ветровала была незамедлительной: был образован штаб по ликвидации последствий урагана (в задачу штаба входила координация работ, сбор информации, организация аварийно-спасательных работ, обследование пострадавших лесных участков и т. д.), который рекомендовал ответственным лицам и работникам лесопромышленного комплекса без излишнего бюрократизма подойти к их ликвидации.
Губернатор издал распоряжение, в котором арендаторам лесных участков рекомендовано незамедлительно приступить к расчистке лесных участков, прилегающих к населенным пунктам, дорогам, трассам линий электропередачи, нефте- и газопроводам, другим социально значимым объектам. Администрациям Волховского, Всеволожского, Выборгского, Кировского, Киришского, Приозерского и Тихвинского муниципальных районов рекомендовано совместно с лесничествами обеспечить оформление договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд местного населения.
Союз лесопромышленников Ленинградской области провел внеочередное заседание правления, на котором в присутствии представителей Комитета по природным ресурсам областного правительства были рассмотрены последствия ветровала и намечены пути их ликвидации.
Арендаторам лесных участков, пострадавшим от урагана, были направлены уведомления о необходимости внесения изменений в проекты освоения лесов и лесные декларации на основании материалов натурных обследований.
О происшедшем глава областного правительства доложил Президенту РФ Дмитрию Медведеву. Губернатор Сердюков проинформировал Президента РФ о мерах по ликвидации последствий урагана и оказанию помощи пострадавшим и семьям погибших. Федеральному агентству лесного хозяйства РФ было незамедлительно доложено о масштабах и возможных последствиях урагана на землях лесного фонда области и направлено обращение об оказании содействия в проведении лесопатологического обследования поврежденных лесных насаждений с привлечением специалистов ФГУ «Рослесинфорг» и ФГУ «Рослесозащита» и использованием методов дистанционной оценки.
Заграница нам поможет?
По просьбе арендаторов пострадавших от ветровала лесных участков Союз лесопромышленников Ленинградской области обратился к Союзу лесных предпринимателей Германии с просьбой оказать возмездную техническую помощь. В Германии провели экстренное совещание с участием приглашенных представителей организаций, занимающихся лесопилением, на котором было принято предварительное решение об оказании помощи.
Однако оказать реальную помощь германские коллеги и не смогли бы, ведь стандартная процедура оформления разрешений на въезд на территорию РФ немецкой лесозаготовительной техники и рабочей силы занимает не один месяц. В итоге ничего не вышло.
Думается, нелишне оценить опыт европейских лесопромышленников в ликвидации ветровалов. В Германии, например, предусмотрен запрет на рубку насаждений на площадях, которых не коснулся ураган, до тех пор, пока не будут ликвидированы его последствия в пострадавших регионах. Запрет распространяется на леса всех форм собственности, в том числе и на частные.
Каждый ураган получает уникальное имя. Последние ураганы в странах Западной Европы были: в 1990 году «Вибке» (55,8 м/с), в 1999 году «Лотар» (71,9 м/с), в 2002 году «Джанетте» (50,8 м/с). Последний, случившийся в 2007 году ураган «Кирилл» (56,3 м/с) унес 40 жизней, повредил множество коммуникаций, линейных сооружений, повалил насаждения в Германии на площади более 500 тыс. га, впервые в истории страны было полностью остановлено железнодорожное сообщение. Общий ущерб от урагана «Кирилл» оценивается в $10 млрд.
По каждому урагану органом власти федеральной земли ФРГ (соответствующей статусу субъекта Российской Федерации) и подведомственным региональным органом управления лесным хозяйством (аналогичным Комитету по природным ресурсам в РФ) составляется подробный отчет, принимается специальная программа по ликвидации последствий урагана. Основные затраты несут федеральные земли. Так, например, для ликвидации последствий урагана «Кирилл» только на предупредительные противопожарные мероприятия было выделено в 2008 году более 6 млн евро, а всего − около 100 млн евро.
Что говорит Лесной кодекс
Внятного − почти ничего. В отличие от стран Западной Европы, где ураганы случаются в среднем каждые пять лет, в России такие явления нечасты. Поэтому и лесное законодательство не уделяет должного внимания подобным стихийным бедствиям.
В соответствии со ст. 55 ЛК РФ санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами за свой счет на основании проекта освоения лесов.
Правилами санитарной безопасности в лесах установлено, что при выявлении лесов, требующих проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, которые не предусмотрены проектом освоения лесов, указанные мероприятия планируются на основании материалов лесопатологического обследования, по результатам которого осуществляется корректировка проекта освоения лесов.
Что делать?
Для предупреждения последствий ветровала необходимо проводить лесоводственные мероприятия − систематические рубки, создавать сложные древостои и закладывать ветроупорные опушки − лесные полосы шириной 20−30 м. Закладывают такие опушки в основном из лиственных древесных пород с глубокой и разветвленной корневой системой и располагают перпендикулярно господствующим ветрам. Подобные мероприятия смогут защитить деревья или уменьшить последствия ветровала, но до определенной силы ветра.
Экономический механизм в условиях государственной собственности на леса в виде страхования лесных насаждений от последствий урагана вряд ли будет эффективным.
С целью смягчения социальных, экологических и экономических последствий урагана для лесного хозяйства необходимо проводить детальный анализ каждого подобного природного явления с последующей выработкой рекомендаций и законодательных норм, в случае их повторения устанавливающих права и обязанности всех участников лесных отношений: федеральных и региональных органов государственной власти, муниципальных образований и лесопользователей.
Необходимо на всех уровнях власти решить ключевой вопрос: «Какую обстановку, неожиданно сложившуюся в регионе в результате природного явления, следует считать чрезвычайной ситуацией природного характера?» Должны быть законодательно определены административно-экономические методы действия органов власти по устранению последствий стихийных бедствий, которые эти властные структуры обязаны предпринимать в случае объявления чрезвычайной ситуации природного характера. К административным методам относится объявление запрета на осуществление заготовки леса, выдача указаний по расчистке площадей от ветровала, переброска техники в пострадавшие районы и т. д.
К экономическим методам регулирования отношений между субъектами, ведущими деятельность в сфере лесного хозяйства, которые возникают в результате чрезвычайных ситуаций, относится прежде всего реализация особого экономического механизма, предусматривающего пониженные ставки арендной платы и налогообложения, финансовую помощь государства частному бизнесу, особые системы оплаты труда, регулирование ценообразования на круглые лесоматериалы и др.
Природная катастрофа лета 2010 года в Ленинградской области должна послужить уроком для органов законодательной власти федерального и регионального уровня, из которого будут сделаны своевременные и верные выводы.
Владимир ПЕТРОВ,
д-р экон. наук, профессор
От редакции
Ветровал. Некоторые итоги
1. По официальным данным, в Ленинградской области ураган повалил 2,7 млн м леса. По неофициальным же сведениям (основывающимся на подсчетах самих арендаторов), урон в три с лишним раза больше − почти 10 млн м. Оглашенная властями статистика вряд ли будет корректироваться. Но даже эти данные сопоставимы с общим объемом лесозаготовок в Ленинградской области в 2009 году (3,9 млн м).
2. В ближайшем будущем стоит ожидать расторжения целого ряда договоров о долгосрочной аренде участков в одностороннем порядке. Предпринимателю, взявшему участок в аренду на 49 лет, нет никакого интереса продолжать работать на нем, если половина (а то и больше) леса, растущего там, повалено.
3. В убытке не только лесопользователи, но и государство. Во-первых, для участков, пострадавших от ветровала, пришлось снизить арендные ставки. Во-вторых, предстоят существенные затраты на лесовосстановление. Стоимость таких работ (расчистка, подготовка почвы, посадка) на территории, с которой уже убран поваленный лес, составляет примерно 10 тыс. руб. на гектар.
4. Очевидно, что необходимо законодательно упростить процедуру расчистки лесных угодий, попавших в зону ветровала. Этот вопрос на сентябрьском совещании у президента Дмитрия Медведева поднял губернатор Новгородской области Сергей Митин (этот регион также пострадал от урагана − там повалено ветром 5 млн м леса). «Сегодня выполнение таких работ затруднено. Сначала надо провести оценку (деньги на оценку дает федеральный центр), затем выделить участки, потом провести аукцион. Месяцы пройдут, прежде чем человек сможет приступить к выработке лесов, подверженных ветровалу», − сказал г-н Митин.
5. У ветровала есть даже свои плюсы. В частности, он стал дополнительным стимулом для расширения практики использования в котельных альтернативного топлива вместо угля и мазута. Глава администрации Приозерского района Ленобласти Сергей Дорощук уже заявил о переводе части угольных котельных на щепу и древесные отходы. По его оценке, 1,5 млн м леса, поваленного в Приозерье, достаточно для того, чтобы создать запас дров с дальнейшей переработкой их в щепу на пять − семь лет.