В центре внимания

ЛПК в России и в мире

Итоги 2009 года

PwC (PricewaterhouseCoopers) традиционно составляет ежегодные обзоры положения дел в мировой лесной, целлюлозно-бумажной и упаковочной промышленности (Global Forest, Paper & Packaging Industry Survey), а также рейтинг 100 крупнейших компаний отрасли. Отчет PwC за 2009 год мы предлагаем вниманию читателей журнала.

Целлюлозное предприятие Metsa Botnia
Целлюлозное предприятие Metsa Botnia

Общемировые экономические условия в 2009 году продолжали оказывать влияние на деятельность крупнейших компаний отрасли. Первая половина года характеризовалась непростой рыночной ситуацией, поскольку глобальный экономический кризис продолжал оказывать свое негативное влияние на мировую экономику. Экономическая и экспортная активность компаний продолжала падать; а жесткие условия на рынках кредитования, ограниченный доступ к капиталу, уменьшение объемов нового жилищного строительства, снижение деловой активности в строительном секторе и уменьшение потребительских расходов порождали дополнительные сложности.

По данным МВФ, рост общемирового ВВП замедлился: в 2008 году он составлял 3%, а в 2009­-м − всего 0,6%. Правительства различных стран отреагировали на эти события введением государственных программ финансовой поддержки экономики, что вызвало резкий рост бюджетных расходов на эти цели. К началу второго полугодия экономические условия стали понемногу улучшаться по мере появления признаков восстановления деловой активности на развивающихся рынках Азии, в частности, Китая и Индии. Изменения в динамике роста ВВП разнятся по регионам. Например, в Китае снижение показателей экономического роста оказалось меньше ожидаемого, что в основном было обусловлено реализацией государственной программы стимулирования национальной экономики.

Руководители многих международных компаний лесной, целлюлозно­бумажной и упаковочной промышленности охарактеризовали рабочие условия в 2009 году как тяжелые. В первой половине года отмечалось резкое падение спроса и цен на продукцию лесной, целлюлозно­бумажной и упаковочной промышленности, что вызвало закрытие производственных мощностей на долгосрочный и неопределенный период. Как следствие, финансовые результаты компаний продолжали ухудшаться в связи со значительным снижением стоимости активов и начислением убытков от их обесценения. Компании приняли меры по снижению затрат, однако их усилия в ряде случаев осложнялись тем, что производственные предприятия работали на пониженной мощности и с меньшим коэффициентом полезного действия. Причина заключалась в том, что участники отрасли пытались восстановить баланс поставок на перенасыщенный рынок и сохранить показатели ликвидности. В целом для производителей развитых стран, испытывающих серьезные трудности в связи с наличием избыточных производственных мощностей и сокращением доли рынка, экономический кризис еще больше усложнил ситуацию в цепочке поставок, поскольку малые участники рынка, предприятия по переработке и сбыту, дистрибьюторы и квалифицированные работники продолжали уходить из отрасли. Разрушительное воздействие мирового экономического спада на компании лесной, целлюлозно­бумажной и упаковочной промышленности сказывалось повсеместно, при этом степень ущерба варьировалась по отдельным секторам отрасли и регионам. Компании по производству строительных материалов, включая пиломатериалы и обивочный картон, столкнулись с продолжающимся снижением цен, что создало сложную ситуацию в этом секторе, предприятия которого в Северной Америке с 2006 года прилагали немалые усилия к преодолению последствий снижения деловой активности в жилищном строительстве.

В заключительном квартале 2009-­го и в начале 2010 года был отмечен резкий рост цен на лесопродукцию, вызванный недостаточным объемом поставок древесины и ограничениями, связанными с погодными условиями. Однако основополагающие факторы развития рынка оставались слабыми, а конъюнктура рынка жилой недвижимости (жилая недвижимость в мире − основной потребитель лесопродукции) − неблагоприятной. Под воздействием экономического роста в Китае сектор по производству целлюлозы начал возвращаться к нормальной деятельности во втором полугодии 2009 года, поскольку китайские покупатели восстанавливали свои товарно­материальные запасы по ценам, которые были ниже себестоимости производства этих товарных запасов в самом Китае. Спрос со стороны китайских компаний помог стабилизировать затоваренный рынок целлюлозы и стимулировал возобновление работы ранее выведенных из эксплуатации производственных мощностей в Северной Америке и Европе. Цены на целлюлозную продукцию во второй половине 2009 года вернулись к докризисному уровню и продолжили рост в новом году. Предприятия по производству целлюлозы в США, положение дел на которых соответствовало условиям получения «кредита на альтернативные виды топливовоздушной смеси» («черный щелок»), смогли продолжать производство в периоды слабого спроса и низких цен, поскольку полученные ими денежные средства сократили производственные затраты до уровня, сопоставимого с показателями мировых производителей с низкими издержками производства.

Производители типографской и писчей бумаги уже столкнулись со структурным падением спроса в связи с сокращением рекламных расходов и продолжающимся движением потребителей в сторону цифровых медиасредств, из­за чего сокращаются тиражи печатных СМИ. Спрос в секторе типографской и писчей бумаги еще больше снизился под воздействием мирового кризиса. Например, в Северной Америке цены на типографскую бумагу упали до исторического минимума, а спрос на нее в Европе и Северной Америке сократился на 15% и 25% соответственно по сравнению с докризисным периодом. Объемы потребления бумаги на рынках развивающихся стран продолжают расширяться (особенно это касается бумаги промышленных сортов), однако все еще остаются на гораздо более низком уровне, чем на рынках экономически развитых стран.

Экономическая нестабильность оказала негативное воздействие и на прочие секторы мирового ЛПК. Сокращение экспорта, потребительских расходов и снижение деловой активности в промышленности повлекло за собой общее падение спроса на продукцию упаковочного сектора. Даже сектор по производству бумаги санитарно­гигиенического назначения испытал на себе последствия кризиса в связи с изменившимися предпочтениями массового потребителя, который стал приобретать более дешевую и менее качественную продукцию. Следует отметить, что этот сектор исторически относился к категории основных потребительских товаров, которые наименее подвержены колебаниям спроса в периоды экономического спада. Сектор по производству бумаги санитарно­гигиенического назначения сохраняет позиции растущей отрасли промышленности. Предприятия сектора осуществляют проекты по перепрофилированию мощностей по производству бумажной массы на выпуск распушенной целлюлозы.

Ко второму полугодию 2009 года излишки товарно­материальных запасов сократились, и рынки начали оживляться, однако спрос на продукцию компаний лесной, целлюлозно­бумажной и упаковочной промышленности оставался на значительно более низком уровне, чем до кризиса. Некоторые компании вышли из кризиса с менее затратными и более гибкими производственными структурами, которые способны более оперативно приспосабливаться к изменениям рыночной конъюнктуры. Другие компании продолжают напряженную борьбу за выживание.

По результатам II квартала 2010 года девять крупнейших европейских компаний лесной и целлюлозно­бумажной промышленности отразили в отчетности общую прибыль на сумму $550 млн, что означает увеличение их финансового результата на $1,1 млрд по сравнению с аналогичным периодом 2009 года, когда были признаны убытки в размере $598 млн. Шесть из девяти компаний улучшили свои финансовые показатели по сравнению со II кварталом 2009 года и отмечают рост объемов продаж и положительную динамику цен на продаваемую продукцию. Исключением на фоне этих положительных тенденций стал рынок газетной бумаги, где цены были существенно ниже, чем в 2009 году.

Зона евро пострадала от мирового экономического спада сильнее, чем США, и прошла через более резкое, чем Соединенные Штаты падение ВВП − от роста этого показателя на уровне 0,5% в 2008­-м к его отрицательной величине (­4%) в 2009 году. В III квартале 2009 года зона евро вернулась к положительному показателю роста на уровне 0,4%, однако темпы восстановления деловой активности отставали от прочих экономически развитых стран. На финансовых рынках сохраняется состояние неопределенности, при этом обеспокоенность участников рынка относительно нарастания объемов государственного долга ставит под сомнение долгосрочные прогнозы относительно перспектив роста. В течение первой половины 2009 года на фоне ослабления спроса под воздействием мирового кризиса ситуация в лесопромышленном комплексе Европы характеризовалась сохранением вялого и затоваренного рынка. Деловая активность в строительной отрасли была невысокой, что привело к снижению цен на лесоматериалы. Конъюнктура рынка услуг по отделке и ремонту помещений оставалась на относительно умеренном уровне. Рынки целлюлозной продукции оставались затоваренными в связи со снижением потребления бумаги. Спрос на типографскую, писчую и газетную бумагу в Европе сократился по сравнению с предыдущим годом на 15% по каждой из этих позиций. Замещение менее качественными сортами бумаги в секторе мелованной журнальной бумаги привело к падению спроса на 18%. Спрос на гофрированный картон также упал на фоне снижения деловой активности в промышленности и сокращения экспорта. К началу второго полугодия 2009 года ситуация заметно изменилась: цены стали расти и спрос стабилизировался, хотя и на значительно более низком уровне, чем в докризисный период. Экспортные поставки на азиатские рынки возросли, и в мировой экономике начался процесс восстановления деловой активности. В 2009 году европейские компании с устойчивым финансовым положением продолжали инвестировать в развивающиеся рынки, где более низкая затратная база и хорошие перспективы роста создают благоприятные условия для инвесторов. В соответствии с общим сдвигом производственных мощностей с запада на восток Mondi Group продала свои доли участия в упаковочных предприятиях во Франции и осуществила установку новых бумагоделательных машин на производственных объектах в Польше и Чешской Республике. Эта компания также осуществила модернизацию Сыктывкарского целлюлозно­бумажного комбината в России. С другой стороны, европейские компании также производили передислокацию активов в целях выхода с развивающихся рынков по стратегическим соображениям и для укрепления своего бухгалтерского баланса. Компания Metsaliitto продала компании UPM­Kymmene за $1,2 млрд свою долю участия в целлюлозном предприятии Metsa Botnia и ценные бумаги плантационных компаний в Уругвае. В мае прошлого года компании Arauco и Stora Enso создали совместное предприятие в Чили и объявили о приобретении за $344 млн промышленных лесохозяйственных активов в Уругвае, принадлежавших Grupo ENCE. Компания Sonae Industria ушла из Латинской Америки, а Norske Skog продала четыре завода в Азии для улучшения своего финансового положения.

Финансовые результаты

Выручка от реализации, полученная 31 европейской компанией из подготовленного PwC перечня 100 крупнейших компаний в 2009 году составила $103 млрд, что на 20% меньше аналогичного показателя за 2008 год, составившего $129 млрд. Это третья часть выручки всех компаний, входящих в перечень, причем на страны Европы уже третий год подряд приходится большая доля общей выручки. Падение показателя выручки в евро является менее четко выраженным благодаря 5%-­ному повышению курса доллара США по отношению к евро в 2009 году. Сумма выручки, номинированная в евро (74 млрд), сократилась на 16% по сравнению с аналогичным показателем за 2008 год (88 млрд евро).

За исключением компании Arctic Paper, впервые вошедшей в подготовленный PwC перечень 100 крупнейших компаний отрасли, каждая европейская компания отразила в отчетности снижение выручки от продаж. Компания DLH­Group (Дания), поставщик бруса и деловых лесоматериалов, так же как Arctic Paper, была впервые включена в указанный перечень в прошлом году, а Setra Group (Швеция) из него выбыла. В 2009 году чистые убытки европейских компаний составили $0,6 млрд, и эта сумма меньше убытков за 2008 год, составлявших $1,4 млрд. Несмотря на слабый спрос и низкие цены, три компании этого региона вернулись на уровень рентабельности, достигнутый ими в 2009 году, и 17 компаний отразили в отчетности положительные показатели прибыли. Компания Sequana Capital, у которой было отмечено наиболее резкое снижение чистой прибыли в 2008 году, в 2009­-м продемонстрировала самый впечатляющий переход к прибыльности: в прошлом году ее чистая прибыль составила $28 млн в отличии от чистого убытка в размере $630 млн в 2008 году. Улучшение показателя чистой прибыли Sequana Capital было обусловлено главным образом сокращением некоторых статей бухгалтерского баланса (прекращенная деятельность, убытки от обесценения и затраты на финансовую реструктуризацию), которые привели к убыткам в позапрошлом году. Показатель ROCE (прибыль на вложенный капитал) в Европе равнялся 1,6% в 2009 году, что несколько ниже, чем в 2008­-м (2,7%). Компания Arctic Paper достигла самого высокого в регионе показателя ROCE (11,3%) и получила внушительную чистую прибыль. Это было обусловлено главным образом включением в консолидированные финансовые результаты показателей новой бумажной фабрики в Германии. Выручка, полученная от этого актива, приобретенного в декабре 2008 года, не была включена в финансовую отчетность за первые три квартала 2008 года. Кроме того, успеху Arctic Paper способствовали хорошие показатели суммарной выручки компании и благоприятные валютные курсы.

По данным PwC