Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Эколайф

Бесценный дар видения

Валерий Островский − мастер по изготовлению деревянных коллажей. Жанр коллажа универсален с точки зрения материала, но до Валерия никто в России не брался делать коллажи из древесины, капов и наростов. В его «лесных» картинах удивительным образом сочетаются острая сатира и проникновенная грусть, образы современной России и древнегреческие мифы. Способ создания своих произведений автор называет «мясорубкой творчества». Пороки дерева в его работах на самом деле обращают внимание на пороки общества.

Берегиня лесная
Берегиня лесная

В выставочном зале Санкт­Петербургского дома народного творчества прошла очередная персональная выставка Валерия Островского. Получившая название «Возрожденная красота», она стала одной из наиболее полных среди состоявшихся в последние годы. Здесь были представлены работы из серий «Портреты», «Зоопарк», «Образы народных сказок», коллажи­иллюстрации к литературным произведениям... Девиз выставки, заимствованный в восточной философии, − «Одни приходят и смотрят, другие приходят и видят» − как нельзя лучше отражал суть экспозиции, в которой были представлены работы, интересные и с философской, и с эстетической точки зрения.

Несмотря на более чем 35-­летний опыт творчества, мастер «лесной» скульптуры создает коллажи лишь последние семь лет. Долго искал подходящую для своих работ форму.

«Природная скульптура не удовлетворяла меня, ограничивала мои возможности, и в 2005 году я, наконец, нашел новую для себя универсальную форму коллажа, − говорит Валерий Островский. − Эту идею мне подсказала юбилейная выставка “Коллаж в России”, организованная Русским музеем к его 100­летию. Именно там, на выставке, я понял, что могу расширить рамки своего творчества. Мне удалось соединить выразительные пластические формы с многообразной техникой классического коллажа. Условно я назвал “лесным коллажем” эту новую для меня технику».

Природные классические формы в работах Островского − это прежде всего так называемые пороки древесины: капы, сувели, древесные наросты, образования – отходы промышленной деревообработки. Правда, порой, в его работах присутствуют не только природные материалы. Так, отходы алюминиевого литья стали основой композиции «Петербургский ангел-­хранитель» (2007 год).

Автор очень осторожно вмешивается в созданную волей случая природную форму, вводит в композицию дополнительные коллажные элементы, которые позволяют выявить и усилить создаваемый образ. И хотя плоскость композиции ограничена рамой, она очень часто является неотъемлемой частью работы.

Ожидание чуда – Гадкий утенок
Ожидание чуда – Гадкий утенок

«Как правило, образ уже заложен в найденной природной форме, − поясняет художник. − Однако его окончательное художественное решение − результат долгих лет поиска и сомнений».

На буреломах или вырубленных лесных делянках, на свалках и в кострах умирают фантастические формы и сказочные образы природы. И почти 40 лет художник возрождает эту красоту в своих работах, дарит дереву вторую жизнь.

«Мы − цивилизация мусора, − с горечью говорит Валерий Островский. − Если задуматься, то КПД человечества сегодня ниже, чем паровоза. В мусор превращается почти 95% добываемых природных ресурсов. А я преобразую эти отходы в художественные произведения. Это мой вклад в защиту окружающей среды, моя солидарность с движением “Гринпис”. Но, конечно, это не единственный смысл моих работ».

В каждом коллаже Островского есть второй смысл. Порой, он лежит на поверхности, а порой предполагает наличие у зрителя солидного багажа знаний и эрудиции. Так, в работе «Плейбой № 1» не каждый увидит ассоциацию с предвыборным плакатом «Единой России», а в натюрморте «Год свиньи» − намек на российско-­китайскую дружбу. Впрочем, автора интересует не только политика. Человеческие отношения, духовный мир, пропаганда образования − вот его большие идеи в «лесных» работах.

«Мы сегодня живем в жестоком обществе прагматиков, где деньги являются мерилом человеческих взаимоотношений. Ценность человека определяется его финансовым положением, а этика и духовные нормы постепенно обесцениваются. Своими работами я пытаюсь противостоять этому, − говорит мастер. − Мой зритель должен увидеть в дереве что­-то более важное, чем количество кубометров деловой древесины. Он должен посмотреть на природу другими глазами».

Девочка на шаре
Девочка на шаре

Наиболее широко в экспозиции представлены коллажи − иллюстрации к разнообразным по жанру произведениям мировой культуры, отражающие вкусы художника.

Некоторые работы, например «Повозка», «Жизнь и смерть Константина Великоросса», «Петербургский ангел­хранитель», пронизаны грустью. Другие, напротив, − острая сатира, высмеивающая сегодняшнюю политическую власть и идеалы общества потребления. Классики: Гомер, Шекспир, Андерсен, Кэрролл, Купер, Пиросмани и Пикассо, − и их произведения − вот тематика коллажей автора. И какими бы они ни были по форме и задумке, они заставляют зрителя задуматься, вспомнить великие произведения искусства и литературы. И это еще одна идея автора, адресованная, скорее, молодежи.

«Во время моих мастер­классов для студентов­дизайнеров и культурологов я с горечью убеждаюсь в том, что у молодых очень поверхностные знания в области мировой и отечественной культуры, − говорит Валерий Островский. − В целом у подрастающего поколения очень большой провал в образовании».

Свои коллажи автор создает, читая книги, слушая новости, делая пометки в записной книге. Коллаж для него − всегда иллюстрация к событиям в жизни или прочитанным произведениям. В работах Островского вообще много личного − только он знает, что в одном из его коллажей использованы старые шахматы отца, «Циклоп» появился после «Илиады», которую он читал внуку, а работа «Повозка» была подарком жене к их золотой свадьбе. В коллажах отражены судьбы любимых музыкантов и художников, фрагменты литературных произведений. Порой путь от образа до окончательного его художественного оформления занимал долгие годы. Но мастер не жалеет об этом времени, ведь если у посетителей его выставок после знакомства с коллажами возникает желание видеть в простых вещах красоту большого мира, значит, его цель достигнута.

Валерий Самойлович Островский родился в военном 1941 году, 8 марта, в столице юмора Одессе. С отличием окончил общеобразовательную и художественную школу. Окончил Ленинградский горный институт. В годы застоя увлекся природной скульптурой из пороков дерева − капов, наростов. Участвовал в модных в 1970­е годы выставках «Природа и фантазия» в Волхове и Ленинграде. Судьба заставила переезжать из города в город; работал и на угольной шахте, и на алюминиевом заводе. В 1989 году, после ухода с завода, создал учебно­производственный центр «Мебиус» для трудновоспитуемых подростков и детей из неблагополучных семей. В этом центре из некондиционных отходов мебельной фабрики разрабатывалась и выпускалась мебель для образовательных учреждений, создавались образцы русской пропильной резьбы и поточные технологии производства таких изделий.

Cвадебная повозка – Се ля ви
Cвадебная повозка – Се ля ви
Стражи зазеркалья
Стражи зазеркалья
2007 год – год Свиньи
2007 год – год Свиньи
Медведи – Семейный портрет – Зоопарк
Медведи – Семейный портрет – Зоопарк

Увлечение резьбой и дизайном воплотилось в оригинальной архитектуре и необычном интерьере собственного загородного дома, строительству которого в 1990-­х он отдал много времени и который даже в страховом полисе официально называется «Избушка Бабки Ежки». Обилие в этом доме резных деталей, мебели и предметов интерьера из дерева лишний раз подчеркивает любовь автора к природе.

Выставки Валерия Островского проходят с 2006 года. Он проводит мастер­классы и творческие встречи, поддерживает движение «Гринпис», пропагандируя разумное и бережное отношение к среде обитания.

Оксана КУРОЧКИНА