Партнеры журнала:

Деревообработка

Золотая середина: как правильно обновлять станочный парк. Часть 3

Приемка и хранение станков

Редакция «ЛесПромИнформа» продолжает цикл публикаций под общим названием «Золотая середина, или Как правильно обновлять станочный парк». Мы попросили генерального директора Ассоциации независимых наладчиков деревообрабатывающего оборудования Владимира Хлебникова рассказать читателям, на какие нюансы при подписании акта о приемке купленного оборудования необходимо обратить внимание, а также поделиться рекомендациями по поводу того, как правильно организовать хранение станков на складе.

Часть 1. Золотая середина: как правильно обновлять станочный парк
Часть 2. Поставка оборудования: как грамотно заключить контракт
Часть 4. Без наладчика не включать
Часть 5. Все по плану
Часть 6. Оптимизируй это!
Часть 7. Утилизация по-русски

− Итак, договор о поставке подписан, заказчик перечислил деньги − и вот он, момент передачи станка от одной стороны другой…

− Вообще-то существует инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (с изменениями, внесенными Постановлением Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 № 18). Пересказывать этот документ мы не будем, отметим лишь наиболее важные его моменты, касающиеся нюансов, которые зачастую возникают в момент передачи оборудования из рук в руки.

Приобретенное оборудование принимается либо на складе у поставщика, либо на складе у заказчика (покупателя). Поставщик стремится, чтобы передача произошла именно на его складе, поскольку не заинтересован нести риски, связанные с возможными повреждениями товара при транспортировке до склада заказчика.

Обычно забирать купленные станки приезжает доверенное лицо заказчика, представитель компании. Хорошо, если он разбирается в оборудовании и четко знает, зачем пожаловал, поскольку иногда сотрудники поставщика, которые занимаются только отгрузкой продукции, не понимают, что именно они отгружают, а сотрудники заказчика, которые приехали просто забрать станок, не понимают, что именно они забирают. В итоге функции представителей обеих сторон сводятся к передаче документов. Если у доверенного лица покупателя имеется накладная, он проверяет по списку укомплектованность станка, что не всегда просто: например, большой станок состоит из почти 2000 деталей. Случается, что некоторых из них не хватает. От ошибок никто не застрахован, поэтому проверять нужно очень тщательно. В любом случае вся ответственность за оборудование с момента подписания акта о приемке переходит к покупателю.

− Как быть, если все бумаги подписаны, станок доставлен к месту его постоянной «прописки» − и тут обнаруживается, что он неисправен или не полностью укомплектован?

− В таких случаях начинается долгая неприятная переписка между заказчиком и поставщиком. Чтобы избежать этой длительной процедуры, которая не всегда приводит к успеху, персонал, который забирает оборудование, должен быть соответствующим образом подготовлен и проинструктирован.

− На что нужно обратить внимание в первую очередь при приемке оборудования со склада поставщика?

− На целостность кожухов, транспортеров, выступающих частей машин. При такелажных работах высок риск того, что эти части (гидропневмоцилиндры и исполнительные механизмы) будут задеты. Если такие повреждения не будут вовремя обнаружены и акт приемки будет подписан, то заказчику вряд ли удастся доказать свою правоту после того, как у доставленного оборудования будут обнаружены дефекты. Руководство поставщика склонно доверять своим сотрудникам, и если в документах нет информации о повреждениях и претензиях со стороны заказчика, то эти проблемы останутся проблемами заказчика.

Поэтому нужно обязательно попросить распаковать оборудование. Вообще, поставщик должен сам распаковывать и проверять оборудование, когда оно приходит к нему с таможни, но зачастую этого не происходит. Бывает, что станок упакован очень плотно, а под толстым слоем поли-этилена может быть все что угодно, в том числе набор металлолома, в который превратился станок при неудачной транспортировке, или совершенно другой станок.

− Насчет выступающих частей понятно, но вот как определить повреждения внутреннего характера?

− Чтобы понять, имеются ли они, осмотр станка, конечно, должен проводить специалист. Если такой возможности нет, то на приемку отправляется сотрудник с видеоаппаратурой, который делает все необходимые для диагностики полной комплектации снимки, отправляет их в режиме онлайн специалисту, который дает разрешение на приемку или сообщает, что комплектация неполная или неправильная.

− А если договором предусмотрена поставка на склад заказчика?

− Тогда там же должно быть указано, предусмотрена ли при доставке разгрузка или заказ доставляется только до склада заказчика. Как правило, поставщик довозит оборудование только до склада, а разгрузку проводит заказчик. Однако в таком случае поставщик обязан предупредить заказчика об ограничениях и условиях проведения такелажных работ, а также предоставить схему строповки и инструкции по разгрузке станка. Бывает, например, что оборудование нельзя грузить с помощью погрузчика, поскольку при этом можно повредить балки станка. Увы, как показывает практика, в России не всегда следуют инструкциям, поэтому периодически возникают проблемные ситуации. Бывает так: фактически оборудование дошло до заказчика в целости и сохранности и в момент доставки было исправно, но при распаковке на складе клиента обнаруживаются повреждения, возникшие в результате неправильной разгрузки. Кто несет за это ответственность? Если отрезок времени от прибытия транспорта с грузом на предприятие до постановки станка на рабочее место отражен в договоре, то заказчик вправе предъявить претензии поставщику и провести за его счет ремонт механизмов.

А иногда в договоре бывает отмечено, что акт приемки подписывается заказчиком только после проведения пусконаладочных работ (в основном, когда речь идет о сложном оборудовании: станках с ЧПУ, производственных линиях и т. д.). В таких случаях заказчик не вправе запускать оборудование самостоятельно. Нередки случаи, когда закупленное сложное и дорогостоящее оборудование не оправдывает ожиданий заказчика, например не может выйти на мощности и производительность, указанные в договоре, по вполне объективным причинам. Если в договоре не указано, что требуемые характеристики подключения должны соответствовать определенным параметрам, то заказчик вправе обратиться к поставщику для возмещения стоимости линии или станка либо принятия дополнительных мер для того, чтобы обеспечить работу оборудования. Обычно такие вопросы решаются через арбитражный суд.

− Что необходимо учитывать при хранении поступившего на склад оборудования?

− Приведу пример. Одна петербургская компания-поставщик хранила оборудование на открытой площадке, под навесом. В незащищенные места станка попала вода. Шпиндели, станина, двигатель быстро и основательно проржавели. Стоимость работ по ремонту этого станка составила около 300 тыс. руб., в итоге поставщик был вынужден продать оборудование, не только не получив предполагаемой прибыли, но и, напротив, понеся значительные убытки.

Вот почему большое внимание нужно уделять месту, где хранится станок. Если это отапливаемое помещение, то там, разумеется, можно проводить постановочные работы и предпродажную подготовку. Если помещение холодное, то предпродажная подготовка станка, не предназначенного для выполнения работ на открытом воздухе, как правило, приводит оборудование в нерабочее состояние, поскольку его кабели, двигатели и системы управления не рассчитаны на такие условия работы. Разумеется, если речь идет о станках для первичной переработки древесины, оборудовании для лесопилок и другом, то они подготовлены для работы в условиях открытой площадки: оборудованы специально защищенными кабелями, трубопроводами, подшипниковыми узлами специального заполнения и т. д.

Станок, запущенный в холодном цехе без разогрева, конечно, будет работать при запуске. Что и требуется для успешной проверки и подписания акта о приемке. Однако, когда новая техника будет установлена на рабочем месте, велика вероятность того, что загубленные такой проверкой в некондиционных условиях подшипники надо будет тут же менять.

Еще один важный момент, на который заказчику нужно обратить внимание, − обеспечение удобного доступа к станку на складе. Обычно станки в складских помещениях стоят плотно один к другому. И если нужен доступ к станку, который стоит в дальнем углу, то все станки, которые преграждают путь к нему, должны быть сдвинуты, а эта операция порой может занять несколько часов. Кроме того, оборудование «не любит» слишком частых переносов и перевозок, каждое перемещение может стать причиной повреждения станка.

Если станки ходовые, то во время длительного хранения их надо периодически включать, чтобы не застаивалась смазка на деталях и узлах и не деформировались приводные ремни. Часто можно видеть такую картину: ленточнопильный станок стоит на складе с натянутыми пилами, в состоянии готовности к работе. Однако если пила находится долгое время в таком натянутом состоянии, то при включении станка высок риск того, что она разлетится на куски. Хорошо, если у станка надежный защитный кожух, в противном случае неминуемы серьезные травмы персонала.

Все сказанное выше касается и условий хранения оборудования на складе у заказчика. Склад должен соответствовать требованиям к хранению такого оборудования, главное из которых − сухое помещение. Если это требование трудно выполнить, значит, все неокрашенные части станка, металлические детали, которые могут заржаветь, должны быть покрыты консервационной смазкой. Ремни должны быть расслаблены, пилы сняты и приведены в транспортное положение. Особенно важно выполнять требования хранения станков, оборудованных электроникой. Если такая техника хранится в неотапливаемом помещении и подвергается воздействию перепадов температуры, то при установке в цехе ее необходимо выдержать в выключенном состоянии не менее суток, чтобы температура станка сравнялась с температурой в помещении. Можно сказать, что обеспечение длительного срока работы оборудования начинается с соблюдения правил его хранения.

Беседовала Регина БУДАРИНА