Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

ЦБП

Россия на подъеме

Российский рынок целлюлозы и бумаги совершает впечатляющее возвращение из глубин мирового кризиса. Оживляется деятельность предприятий по реализации новых проектов, и в связи с этим вновь актуальным становится вопрос тщательного проведения процедуры подготовки и реализации проектов. Детальное планирование на ранних стадиях инвестиций может подготовить почву для того, чтобы проекты вводились в эксплуатацию вовремя и в рамках отведенных бюджетных средств.

Период, начавшийся в октябре 2008 года, попал в историю как Великий экономический спад. Безусловно, глобальный кризис оказал негативное влияние и на целлюлозно-бумажный рынок России. Общая потребность в бумаге и картоне в стране сократилась с 6,2 млн т в 2008-м до 5,5 млн тв 2009 году, то есть падение за год составило 12%.

До этого драматического перехода к падению российский рынок активно развивался благодаря высоким ценам на нефть − основной продукт экспорта страны, − а также в связи с растущим благосостоянием среднего класса. Россияне активно строили жилье, покупали мебель и совершали покупки в современных супермаркетах и магазинах, что диктовало высокий спрос на изделия из древесины, бумаги и картона, в том числе упаковочные материалы.

Приближаясь к докризисному уровню

«Хотя объемы российского рынка довольно невелики с глобальной точки зрения, вплоть до конца 2008 года он демонстрировал достойные внимания темпы развития, которые в три-четыре раза превышали среднемировые», − говорит исполнительный вице-президент Pöyry Management Consulting Петтери Пихлайамяки, который является одним из лучших экспертов Pöyry по российской лесной промышленности и регулярно оказывает консультационные услуги по управлению для компаний, которые хотят инвестировать в проекты в России.

Г-н Пихлайамяки обращает внимание специалистов на то, что, несмотря на вынужденную распродажу активов, российские рынки сегодня приближаются к докризисному уровню: «Стоит отметить динамику развития российского экспортного рынка, особенно впечатляют объемы экспорта обработанных лесоматериалов в Китай − страну, которую мало затронул экономический кризис». Общий объем вырубки в России за 2009 год составил 95 млн м3.

Некоторые отрасли, такие как производство строительных пиломатериалов, получают правительственную поддержку, которая состоит в проведении определенной политики и увеличении субсидий.

Г-н Пихлайамяки называет принятие Россией федеральной программы, направленной на подъем строительства деревянных домов, в качестве одного из положительных примеров оздоровления лесопромышленного комплекса. «Среди мер, осуществляемых в рамках этой политики, предоставление поддержки и финансирование региональных властей в области развития жилищной инфраструктуры, а именно: коммуникаций водо- и электроснабжения, строительства и ремонта дорог. Объединение работ по реализации этих насущных потребностей со строительством способствует привлечению покупателей жилья», − говорит г-н Пихлайамяки.

Необходимо повышение производительности

Оживление рыночной ситуации означает потребность в инвестициях, которые могли бы увеличить производственные мощности предприятий ЛПК РФ. Некоторые проекты модернизации и реконструкции в целлюлозно-бумажной отрасли реализовывались даже во время кризиса. Также продолжается строительство новых лесопильных заводов, особенно тех, которые ориентируются на китайский рынок. Несмотря на то что с 1980-х годов в эксплуатацию введено не так много новых производств, появление новых инвестиционных проектов − лишь вопрос времени. Надо ли говорить, что в такой непростой период, какой переживает сейчас мировая экономика, от тщательной проработки проектов с первых же шагов в огромной степени зависит их успех или неуспех.

«До того как стороны − участники проекта будут вовлечены в инвестиционный процесс, необходимо провести детальное обсуждение всех его этапов и деталей и серьезную подготовительную работу», − говорит Николас Оксанен, президент целлюлозно-бумажного подразделения Pöyry. Г-н Оксанен возглавляет команду из 300 экспертов в области целлюлозно-бумажной промышленности и производства санитарно-гигиенической бумаги из Финляндии, Швеции, России и Китая. Он имеет 20-летний опыт реализации проектов по всему миру. Г-н Оксанен впечатлен стойкостью российского рынка, серьезностью делового подхода компаний-участников к решению проблем и открывающимися возможностями. Но реализация инвестпроекта − это большой и сложный путь, на котором может встретиться немало подводных камней. «Убедитесь, что оценка инвестиций учитывает все возможные риски и непредвиденные обстоятельства, − предупреждает он. − Часто стоимость работ строительных подрядных организаций превышает оценочную и должна быть тщательно просчитана при составлении бюджета». Г-н Оксанен подчеркивает, что пошаговый подход к реализации проекта имеет большое значение для завершения работ в срок и соблюдения изначального бюджета инвестиций. Помимо подготовки маркетинговых исследований и механизма получения финансирования, стороны должны составить план и график реализации проекта, заранее проанализировав возможные критические моменты, которые могут возникнуть в ходе работы над проектом. Такой анализ поможет строгому соблюдению условий и сроков выполнения проекта.

«Надо не только знать, когда поставщик должен доставить оборудование на строительную площадку, но и убедиться в том, что его субподрядчики могут вовремя поставить все необходимые части техники. Нужно проработать всю цепочку действий в самом начале процесса», − отмечает г-н Оксанен.

Кооперация − залог успеха

Финский эксперт отмечает некоторые особенности реализации инвестпроектов в России: «Например, для того чтобы понять суть процесса согласований, необходимы особые знания. Весьма важно, чтобы в графике работы над проектом на получение необходимых разрешений и лицензий было предусмотрено достаточно времени. Конечно, хорошо, что процесс получения согласований очень детально проработан. Но он занимает много времени и должен быть адекватно оценен».

Г-н Оксанен подчеркивает, что наилучший результат приносит сотрудничество местных инженеров и приглашенных экспертов: «Необходимо отдать дань уважения тем людям, которые знают и понимают стандарты и нормы, существующие в стране. Они должны работать в тесном сотрудничестве с экспертами, которым известны все детали, необходимые для осуществления успешного строительства современных целлюлозно-бумажных предприятий. Также важно, чтобы представители компании-проектировщика находились на стройплощадке с самого начала реализации проекта и до конца. Благодаря этому команда, которая работает над проектом, будет знать его историю, сможет наилучшим образом контролировать график и последовательно выполнять основные задачи. Компания-заказчик должна понимать, как осуществлять совместную работу разных групп, координировать их действия».

Важные улучшения

Участники промышленного сообщества в России все больше интересуются, каким образом повысить эффективность предприятий, которая может в долгосрочной перспективе продлить жизнеспособность производств. «Внедряя технологии повышения эффективности, Pöyry стремится к окупаемости инвестиций в течение одного года». Аудиты, которые могут проводиться техническими экспертами на бумажных фабриках, подскажут хозяевам компаний, каким образом они могут сэкономить на стоимости электричества или пара. Усовершенствование техники и оптимизация технологий на целлюлозно-бумажных комбинатах приведут к экономии электроэнергии или помогут компаниям вырабатывать больше электричества. Сейчас в России активно обсуждается проблема использования свежей воды в технологических цепях предприятий целлюлозно-бумажной промышленности. Есть даже примеры закрытия ЦБК. «Закрытие фабрики − это, конечно, не выход из положения, но и стоимость очистных сооружений иногда слишком высока, − говорит г-н Оксанен. − Обновления производств на старых предприятиях, сделанные в соответствии с рекомендациями экспертов, могут привести к существенному снижению объемов потребления воды на этих заводах».

Эксперт Pöyry с удовлетворением отмечает, что в России сейчас происходит множество позитивных изменений в сфере нормативов и процессов получения и выдачи согласований и других разрешительных документов, что, несомненно, будет способствовать успешной реализации множества инвестпроектов в ближайшие годы: «Мы с нетерпением ожидаем возможности поработать с участниками российского ЛПК над воплощением в жизнь перспективных и важных проектов, которые будут соответствовать уникальному положению России, обладающей богатейшими лесными ресурсами, а также высоким промышленным стандартам».

Сату ЮССИЛА

Тенденции роста

Для того чтобы понять процессы, происходящие на рынке целлюлозно-бумажной продукции России, необходимы глубокие знания последних тенденций спроса по секторам рынка. Статистика, собранная экспертами Pöyry, показывает, что в период с 2000 по 2008 год спрос на бумагу и картон в РФ в среднем возрастал на 8,4% ежегодно.

Последствия влияния мирового кризиса на экономику России: объемы общего спроса на продукцию предприятий ЦБП в РФ упали с 6,2 млн т в 2008-м до 5,5 млн т в 2009 году (-12% в год).

Наиболее быстро растущими сегментами российского рынка ЦБП в 2000−2008 годы были:

  • мелованная печатная бумага (+20% в год);
  • немелованная чистоцеллюлозная бумага (+11% в год);
  • тарный картон (+11% в год);
  • санитарно-гигиеническая бумага (+7% в год).

Впечатляющий рост спроса на мелованную печатную бумагу связан с тем, что сейчас бурно развивается сфера рекламных услуг и растут тиражи журналов, а совсем недавно исходная потребность в такой бумаге была невысокой. Спрос на немелованную чистоцеллюлозную бумагу повышается в основном за счет растущей потребности в бумажной продукции офисов и вновь появляющихся коммерческих предприятий. Увеличение объемов рынка тарного картона объясняется растущей потребностью в упаковке в сфере торговли. В стране произошел переход от традиционных продуктовых рынков к сети супермаркетов, что повлекло за собой необходимость увеличения производства упаковки в сфере потребительских товаров общего пользования. Рост потребности в санитарно-гигиенической бумаге частично вызван постепенным приближением российского общества к западным стандартам, а также развитием сетей общественного питания и ресторанного бизнеса.

Эксперты Pöyry также отмечают сорта бумаги, производство которых в РФ особенно пострадало за время мирового финансового кризиса:

  • мелованная печатная бумага (-30%);
  • газетная бумага (-15%);
  • немелованная чистоцеллюлозная бумага (-9%).

Спрос на тарный картон в 2009 году также снизился, но гораздо меньше, чем в среднем на бумагу и картон (на картон − на 8%, на тарный картон − на 6%).

В то время как прогнозы на 2011 год все еще неясны, общая перспектива выглядит все более положительной. «Хотя в прогнозах по итогам 2010 года все еще чувствуется осторожность, похоже, что российский рынок приближается к докризисной динамике роста», − отмечает Петтери Пихлайамяки.