Развитие

«МАДОК»: австрийское производство в Новгородской глубинке

Деревообрабатывающий комбинат «МАДОК» начинался с перевалочной базы лесоматериалов. Сегодня это одно из предприятий, занимающих заметное положение в лесопромышленном комплексе Новгородской области.

Герхард Кирхмайер, генеральный директор компании «МАДОК» (слева), и Манфред Хеллер, начальник производства (справа)
Герхард Кирхмайер, генеральный директор компании
«МАДОК» (слева), и Манфред Хеллер, начальник
производства (справа)


Приемка леса
Приемка леса

В 1991 году австрийский концерн Holz Industries Leitinger, специализировавшийся на переработке пиломатериалов, и российская компания «Новгородлеспром» создали совместное предприятие в городе Малая Вишера Новгородской области. В 1994 году на базе предприятия было создано ЗАО «МАДОК», полностью принадлежащее австрийской стороне.

Маловишерский деревообрабатывающий комбинат (так расшифровывается название «МАДОК») развивался поэтапно. Сначала это была лишь перевалочная база, нижний склад, откуда лесоматериалы отправлялись на экспорт. Но по мере повышения тарифов на транспорт все более выгодной становилась переработка сырья в России. Поэтому в марте 1995 года на предприятии была установлена линия сортировки круглых лесоматериалов, а в октябре − фрезерно-брусующая линия Linсk. В результате российское подразделение концерна Leitinger, имеющего деревообрабатывающие заводы в Европе, снизило затраты на перевозку древесины. А в 1996 году на предприятии была смонтирована линия распиловки бруса WD, а также линия ручной сортировки пиломатериалов.

В 2007 году австрийская компания Holz Industries Leitinger инвестировала значительные средства в развитие предприятия. На заводе была установлена автоматическая линия сортировки пиломатериалов, блок сушильных камер и котельная на древесном топливе (влажной коре). Однако кризис 2008 года ослабил бизнес концерна Leitinger. Европейские предприятия концерна несли огромные убытки, пострадал и «МАДОК», лишившийся поддержки концерна. К тому же на маловишерском предприятии произошел пожар, в результате которого сгорел брусующий станок, входящий в состав лесопильной линии, и предприятие фактически остановилось. В 2009 году концерн Leitinger обанкротился и началась продажа его заводов. Часть активов, в том числе и маловишерский завод, были выкуплены австрийским лесопильным концерном Hasslacher Norica Timber Group. Российское предприятие стало интересно концерну благодаря наличию сырьевой базы и перспектив роста спроса на продукцию деревопереработки. Вскоре после принятия решения о покупке «МАДОКа» и еще до закрытия сделки, которая состоялась 1 сентября 2009 года, руководство Hasslacher предприняло ряд шагов, препятствующих простою и возможному банкротству завода в Малой Вишере. Заготовленное сырье направлялось на обработку на другие предприятия, обеспечивая выполнение договоров поставки. А в лесопильном цехе взамен сгоревшего станка был установлен лесопильный комплекс HewSaw R250SE, который начали эксплуатировать уже в ноябре 2009 года, что позволило предприятию вернуться к нормальному режиму работы.

Сегодня на предприятии работают 157 человек, причем большую часть персонала компании удалось сохранить в тяжелые времена после пожара. По средней зарплате завод в 2010 году вышел на второе место в Новгородской области. Возраст сотрудников сбалансированный − есть и молодежь, и опытные работники. В составе инженерно-технического и управляющего персонала около 40 человек, из которых только трое австрийцы.

Сырье и продукция

Лесопильный комплекс HewSaw R250SE
Лесопильный комплекс HewSaw R250SE

Линия сортировки бревен
Линия сортировки бревен



Подача бревен в лесопильный цех
Подача бревен в лесопильный цех

Рабочее место оператора лесопильного цеха
Рабочее место оператора лесопильного цеха

Разобщитель досок перед кромкообрезным станком
Разобщитель досок перед кромкообрезным станком

Линия WD – подача к кромкообрезному станку
Линия WD – подача к кромкообрезному станку

Горизонтальные сортировочные карманы
Горизонтальные сортировочные карманы

Сортировка пиломатериалов по сортам
Сортировка пиломатериалов по сортам



Шлифовальный станок-ветеран Vollmer в заточном цехе работает с момента запуска производства
Шлифовальный станок-ветеран Vollmer в заточном
цехе работает с момента запуска производства


Станок для заточки круглых пил
Станок для заточки круглых пил

Манфред Хеллер с гордостью показывает котельную Urbas
Манфред Хеллер с гордостью показывает котельную
Urbas


Сушильные камеры Mühlböck-Vanicek и котельная (на заднем плане)
Сушильные камеры Mühlböck-Vanicek и котельная
(на заднем плане)


Котельная Urbas, котел 8 МВт
Котельная Urbas, котел 8 МВт

Сегодня предприятие успешно преодолело последствия экономического кризиса и вышло на ежегодный объем производства 80 тыс. м3 сухих обрезных пиломатериалов экспортного качества. Продукция «МАДОКа» поставляется в страны Европы (Словения, Эстония, Финляндия и др.), Азии (в частности, Индию, Китай, Японию), на Ближний Восток (Объединенные Арабские Эмираты) и т.д. Основной отдел продаж компании расположен в головном подразделении концерна, в Австрии, а местные рынки − прибалтийский и российский − фирма «МАДОК» обслуживает самостоятельно. К сожалению, объем потребления пиломатериалов на российском рынке пока невелик, причем, как правило, представлены низкие сорта, поэтому предприятие продолжает ориентироваться на экспорт продукции.

Кроме пиломатериалов, «МАДОК» экспортирует технологическую щепу, которую производит не только из отходов лесопиления, но и как самостоятельный продукт, получаемый из балансовой древесины на специально оборудованной линии измельчения. Основным потребителем щепы является финский концерн UPM, который покупает ее для производства целлюлозы. Часть щепы продается также и на местном рынке, одним из крупных покупателей является новгородский завод компании «Флайдерер», приобретающий щепу для производства ДСП.

Годовой объем переработки сырья маловишерским комбинатом составляет 300 тыс. м3, из которых 180 тыс. м3 − составляет пиловочник, а 120 тыс. м3 − балансовая древесина, перерабатываемая в щепу. В этом году уже почти половину требуемого объема пиловочника предприятие закупает на корню, а заготовку древесины осуществляют компании-партнеры, которым «МАДОК» предоставляет в аренду свою лесозаготовительную технику. Заготовка ведется сортиментным способом, с использованием харвестеров и форвардеров − в основном это машины Timberjack. Причем заготавливается не только пиловочник, но и балансовая древесина. Остальная часть сырья закупается у сторонних заготовителей, ведущих лесозаготовку в радиусе 200 км от предприятия. Почти весь объем лесоматериалов доставляется на площадку автотранспортом. Ранее часть материалов привозилась и по железной дороге, но после роста тарифов на ее услуги доставка автотранспортом стала более выгодна. Имеющийся на предприятии железнодорожный тупик предприятие использует главным образом для отгрузки щепы. Такая же ситуация сложилась и с готовой продукцией. Все пиломатериалы отгружаются автотранспортом, который доставляет груз до порта в Санкт-Петербурге или напрямую заказчику.

Пиловочник и балансы

Предприятие ориентировано на обработку древесины хвойных пород, в основном сосны и ели в соотношении 50/50, хотя последнее время приходит больше сосны. Приемка лесоматериалов, поступивших на предприятие, осуществляется дважды. Перед разгрузкой объем материалов измеряется на лесовозе объемным методом с применением соответствующих коэффициентов. После чего транспорт разгружается, а водитель получает накладные на принятый груз. Оплата же товара происходит за реальный объем лесоматериалов, который подсчитывается для каждого сортимента на линии сортировки точнее, чем при объемном методе. Разница в результатах этих двух способов измерения может доходить до 10% от объема груза; связано это с неравномерностью укладки материалов на транспорте, сильной кривизной или закомелистостью сортиментов. Все поступающее на предприятие сырье проходит через линию сортировки лесоматериалов Springer (Австрия), которую эксплуатируют уже 15 лет, из которых 10, по сути, круглосуточно. На линии работает один оператор, который назначает каждому сортименту сорт − «А», «Б», «С» или «баланс», а при необходимости отсортировывает неподходящую породу. Сортировка лесоматериалов по размеру осуществляется автоматически. Особенностью этой линии является установка встроенного в линию окорочного станка после восьми сортировочных карманов. В эти карманы сбрасываются лесоматериалы, которые не пойдут в распиловку и не требуют окорки, − балансовая древесина, крупные материалы и неподходящая порода.

Диаметр пиловочника, поступающего в распиловку, − от 11 до 35 см. Пиловочник окаривается двухроторным окорочным станком Valon Kone и рассортировывается по диаметрам с шагом 1 см. На окорочном станке установлены два ротора − 450R и 650R с мощностью привода 160 и 320 кВт соответственно. Наличие двух роторов обеспечивает качественную окорку, а это важно при производстве щепы. Ведь у компании UPM − основного потребителя щепы − требования к содержанию коры в щепе довольно жесткие: всего 1%.

На линии сортировки лесоматериалов установлены два сканера производства австрийской компании Spreсher, один − до окорочного станка, другой − после. Такая расстановка сканеров объясняется тем, что оплата сырья осуществляется «в коре», а сортировка для распиловки по диаметрам выполняется без учета коры. Отсортированная балансовая древесина поступает на линию производства щепы, а пиловочник подается на приемный стол лесопильного цеха либо на промежуточный склад. Для защиты древесины при длительном хранении пиловочника на складе применяют дождевание, однако сосновые материалы, как наиболее подверженные грибным поражениям, стараются распилить в первую очередь.

Все работы по перемещению лесоматериалов на площадке выполняются колесными автопогрузчиками. На разгрузке автотранспорта постоянно работает машина Liebherr 924.

Две машины Volvo 150E с челюстным захватом подают лесоматериал на линию сортировки, лесопильную линию и линию производства щепы, и еще один погрузчик Volvo 150 °F работает на погрузке щепы в железнодорожные вагоны. Компания «МАДОК» работает с фронтальными погрузчиками Volvo более 15 лет. Через этот завод прошли все серии колесных погрузчиков Volvo, начиная с самых ранних машин, поставляемых в РФ. Два года назад предприятие в очередной раз приобрело современный погрузчик с лесным захватом Volvo L150F. Благодаря высокому качеству обслуживания машин, находящихся на предприятии под надзором австрийского и российского механиков, первые поставленные на «МАДОК» погрузчики Volvo L150C отработали около 55 тыс. моточасов, что является своего рода рекордом в отрасли.

Лесопильный цех «МАДОКа»

Линия подачи пиловочника в лесопильный цех, так же как и линия сортировки пиловочника, произведена австрийской фирмой Springer. Здесь установлен сканер, благодаря которому автоматика определяет положение сортимента и разворачивает его вершиной вперед, что необходимо для лучшей ориентации по поставу (центрирования) при распиловке. Лесопильная линия состоит из компактного фрезерно-брусующего станка HewSaw R250SE, многопильной и кромкообрезной линии WD. HewSaw был установлен здесь взамен пострадавшего при пожаре брусующего станка. Небольшая длина станка позволила вписать его в габариты существующей линии и обеспечить при этом возможность модернизации. В перспективе «МАДОК» планирует обновить работающую с 1996 года многопильную и кромкообрезную линию.

HewSaw используется в лесопильной линии в качестве брусующего станка, одновременно производится распиловка вразвал с получением готовых пиломатериалов с двойной боковой доской. Распиловка происходит автоматически, оператор только контролирует процесс. Пиловочник разворачивается, центрируется и подается в станок, где последовательно проходят операции фрезерования боковых пластей с получением четырехкантного бруса, после чего фрезеруется профиль боковых досок и происходит их отделение на трехэтажном разделительном конвейере. Максимальная производительность станка HewSaw (по опыту завода) может достигать 600 м3 в смену, обычно же на нем в смену достигается производительность 350−400 м3. Этот станок оснащен мощными силовыми агрегатами (суммарная установленная мощность − 400 кВт), которые позволяют обрабатывать пиловочник на скорости до 180 м/мин, но обработка, как правило, происходит на скорости 70−80 м/мин.

После HewSaw установлен многопильный станок WD (Wurster + Dietz GmbH & Co, EWD − после объединения с Esterer WD GmbH & Co), где брус, полученный на брусующем HewSaw, раскраивается на пиломатериалы. Необрезная доска, полученная на HewSaw, торцуется и обрезается на кромкообрезной линии. Рейка, которая получается при обрезании доски, а также крупные отходы от сортировки щепы поступают на вибротранспортер линии измельчения, по которому отправляются в барабанную рубительную машину, установленную под лесопильной линией. Оборудование «первого этажа» лесопильного цеха (сбор и измельчение отходов) произведено компанией Bruks. Отходы от распиловки (опилки и щепа совместно) собираются ленточным транспортером и направляются на вибросито, где разделяются на три фракции. Чистая щепа направляется на склад щепы, опилки − на склад опилок, а крупные щепки возвращаются на доизмельчение. Средний объемный выход пиломатериалов при существующей технологии распиловки составляет 52% (по сухому пиломатериалу), в опилки уходит 17% древесины, а оставшийся 31% приходится на щепу.

Сортировка пиломатериалов

Непосредственно к лесопильной линии примыкает комбинированная линия сортировки пиломатериалов Springer, которая работает на предприятии с 2006 года. Одной из особенностей этой линии являются несущие конструкции оборудования, которые одновременно служат каркасом здания. Это позволяет отказаться от возведения отдельного здания и закрепить ограждающие конструкции (обшивку) на металлоконструкциях линии, что значительно снижает затраты на строительные работы.

На линии сортировки обрабатывается сырая доска. Разделения по сортам в этом случае не происходит, выявляются только бракованные пиломатериалы и при необходимости торцуются обзольные части. После чего линия в автоматическом режиме распределяет по сортировочным карманам пиломатериалы в соответствии с их геометрическими размерами. Всего в линии 15 карманов емкостью по 5 м3. По мере заполнения они разгружаются на наклонный сборочный транспортер, один из концов которого при помощи гидравлического подъемника совмещается с заполненным карманом. Со сборочного транспортера доски направляются на штабелеформирующую машину, где складываются в сушильные штабели. Готовые штабели погрузчиками перевозятся в сушильные камеры.

Сортировка сухих пиломатериалов происходит на этой же линии в третью смену, когда лесопильный цех не работает. Штабели высушенных пиломатериалов погрузчиком подаются на расформировывающую машину, откуда доски поштучно выдаются на линию сортировки. Сортировка по качеству выполняется по европейским нормам и в соответствии с заданием заказчика. Два сортировщика последовательно определяют качество каждой доски, отмечая сортность сдвиганием доски до определенного упора. После чего система автоматически определяет геометрические размеры досок и направляет их в назначенный оператором карман. Для определения влажности пиломатериалов (каждой доски и всей партии в целом) в линии сортировки установлен влагомер Spreсher. Со сборочного транспортера отсортированные пиломатериалы поступают на проходную пилу, где торцуются на необходимую длину. Отторцованные доски складываются в плотные пакеты на штабелирующей машине. Для каждого сформированного сушильного штабеля или транспортного пакета система управления формирует отчет и распечатывает ярлык, который закрепляется на пакете. Автоматизированный учет пиломатериалов облегчает управление производственным процессом и позволяет построить эффективную систему контроля качества продукции.

В качестве прокладок для плотных пакетов при пакетировании продукции на предприятии используют полосы плотного картона толщиной 4 мм, применение которых позволяет повысить качество сборки пакета и уменьшить его габариты.

Транспортирование пакетов между линией сортировки пиломатериалов, сушильными камерами и складом готовой продукции выполняется тремя погрузчиками Kalmar грузоподъемностью 9, 12 и 16 т. Два погрузчика, как правило, заняты на загрузке сушильных камер и линии сортировки, один погрузчик (16-тонный) постоянно работает на погрузке автотранспорта. Погрузчики с достаточно высокой грузоподъемностью необходимы, так как на предприятии используются специально изготовленные бетонные плиты весом до 3 т, которыми сушильные пакеты прижимаются при подаче в сушку. Использование таких прижимов позволяет уменьшить скручивание и коробление тонких пиломатериалов при сушке.

Готовые пакеты пиломатериалов обвязываются полипропиленовой лентой, а затем упаковываются в полиэтиленовую пленку с логотипом концерна. Сверху пакеты покрываются бумагой (в этом случае пленка реже рвется при перевозке). Готовые пакеты транспортируются на склад готовой продукции, где размещаются согласно отгрузочным партиям, сгруппированным по сортам и размерам.

Сушильно-котельный комплекс

Сушильный участок на предприятии состоит из 10 сушильных камер периодического действия производства Mühlböck-Vanicek, рассчитан на 1960 м3 разовой загрузки (шесть камер имеют объем загрузки по 220 м3 и четыре камеры по 160 м3). Камеры установлены единым блоком с общей операторской, где размещены запорная арматура системы теплоснабжения, насосы систем увлажнения и системы управления.

Тепло для сушильных камер вырабатывается в котельной, здание которой расположено рядом с сушилками. Только одна стена котельной выполнена из кирпича, она отделяет оборудование котельной от склада топлива и является противопожарной. Остальные стены изготовлены из сэндвич-панелей. Такая конструкция позволила снизить себестоимость здания и обеспечивает противопожарную защиту в соответствии с российскими нормами. Топливом для котельной является влажная кора, которой достаточно для обеспечения предприятия теплом даже в зимний период. Перед подачей в котельную кора некоторое время хранится в куче, при этом немного нагревается за счет происходящих в ней процессов и подсыхает. Система подачи топлива, оборудованная гидравлическими толкателями, позволяет подавать кору в предтопок без измельчения, то есть отказаться от этой энергоемкой операции (корорубки). Оборудование котельной производства австрийской фирмы Urbas было закуплено предприятием после капитального ремонта на одном из лесопильных предприятий в Австрии. Номинальная мощность котельной 8 МВт (один котел), для работы сушильных камер используются 4−5 МВт тепловой энергии, другими потребителями тепла являются системы отопления и вентиляции производственных помещений, а также система горячего водоснабжения. Котельная полностью автоматизирована и в Австрии работала в автоматическом режиме, но в соответствии с российским законодательством для наблюдения за работой автоматики требуется постоянное присутствие оператора.

На случай аварийного отключения электроэнергии для обеспечения работы насосов в котельной и вентиляторов в сушильных камерах рядом с котельной установлен аварийный дизель-генератор. Причем мощности этого агрегата (1000 кВт) достаточно для обеспечения работы не только насосного оборудования, но и линии сортировки круглого леса и даже линии лесопиления.

Производство щепы на «МАДОКе»

Участок производства технологической щепы
Участок производства технологической щепы.
На переднем плане слева – вибросито производства
фирмы Bruks

Производство технологической щепы на предприятии организовано на отдельном участке. Здесь измельчаются балансовая древесина, отбракованный пиловочник, а также отторцовки лесоматериалов. Причем древесина лиственных и хвойных пород измельчается отдельно. Основным оборудованием линии измельчения является дисковая рубительная машина Bruks с мощностью привода 340 кВт. Эта машина с легкостью перерабатывает лесоматериалы диаметром до 50 см. Работает участок измельчения, так же как и линия сортировки лесоматериалов, в три смены, каждые сутки на нем производится до 1500 насыпных м3 технологической щепы. Один из подающих столов на линии измельчения оборудован слэшерной установкой. Здесь при необходимости шестиметровые лесоматериалы торцуются на пятиметровые сортименты, которые поступают в распиловку, и откомлевки, которые идут в измельчение. Дело в том, что предприятие ориентировано на европейский рынок и обрабатывает пиловочник в основном пятиметровой длины, вот почему для поступающих шестиметровых сортиментов требуется торцовка. Для производства щепы используется рубительная машина дискового типа, которая позволяет производить технологическую щепу высокого качества размером 22−25 мм и толщиной до 5 мм, предназначенную для производства целлюлозы. Щепа, которая остается после обработки кругляка на брусующей линии HewSaw, имеет меньшие размеры, но также высоко ценится благодаря тому, что вырабатывается из наружных слоев древесины.

После рубительной машины щепа поступает на сито, где очищается от крупных кусков и пыли. Кондиционная щепа после очистки направляется на склад, расположенный вблизи железнодорожной ветки, а отсев поступает в котельную на сжигание. Вся линия работает в автоматическом режиме, а управляет ее работой один человек, рабочее место которого находится в операторской, размещенной над подающим транспортером. Готовая щепа отгружается ковшовым погрузчиком в железнодорожные вагоны − щеповозы. В собственности «МАДОКа» 150 вагонов, которые постоянно курсируют между предприятием и производственными мощностями основного заказчика щепы − компании UPM − в Финляндии.

Перспективы развития «МАДОКа»

С 2009 года концерн Hasslacher Norica Timber Group расширил масштабы своей деятельности, и его руководство заинтересовано в развитии «МАДОКа». Но Герхард Кирхмайер, который недавно вступил в должность генерального директора компании «МАДОК», сказал: «Помощи от Австрии мы не ждем. Финансово мы независимы и планируем развиваться, основываясь на собственных ресурсах».

Особенность «МАДОКа» состоит в том, что, в отличие от других иностранных концернов, которые пришли в Россию с крупными инвестициями и построили здесь новые заводы, это предприятие развивалось постепенно и в некоторой степени самостоятельно. У компании уже есть 16-летний опыт работы, налажены партнерские связи, развита инфраструктура, работает опытный персонал. «При этом мы не гонимся за миллионом кубов, − рассказывает Герхард Кирхмайер. − Да и пока непонятно, как здесь обеспечить себя сырьем в больших объемах. Инфраструктура очень слабая, нет развитой сети лесных дорог, которые для большого предприятия нужно будет сразу строить, а это затратно. Поэтому мы планируем развивать нашу лесозаготовительную базу скорее в качественном отношении. Мы стремимся перерабатывать все заготовленные лесоматериалы, в том числе и баланс. Хорошие партнерские отношения позволяют нам продавать большие объемы щепы, произведенные из малоликвидной древесины, чем поддерживать наших партнеров лесозаготовителей. Кроме того, ориентируясь на конкретных покупателей с объемом партии от 100−300 кубов, предприятие обеспечивает себе некоторую гибкость на рынке. Конечно, хотелось бы организовать сбыт продукции в России, и такие запросы есть, но пока продаем пиломатериалы только в малых объемах местному населению, а больших объемов рынка пока не видно».

В 2009−2010 годах «МАДОКу» удалось стабилизировать свое финансовое положение. И сегодня руководство предприятия планирует сделать определенные шаги. «Мы планируем заменить линию распиловки бруса, которая уже устарела, а потом будем развиваться дальше, − говорит г-н Кирхмайер. − Большая часть нашей продукции, экспортируемой в Европу, перерабатывается в деревообрабатывающих цехах, и нам тоже интересно организовать глубокую переработку древесины. Для этого есть и желание, и возможности. Из 20 га, на которых расположено предприятие, на 10 га уже имеется твердое покрытие, есть и достаточные площади для строительства. В перспективе мы рассматриваем возможность строительства деревообрабатывающего цеха, где может быть организовано производство строганых и сращенных материалов, клееного бруса».

Летом концерну Hasslacher исполняется 110 лет. Пожелаем предприятиям концерна, в том числе и российскому «МАДОКу», успешного развития и будем надеяться, что хорошая австрийская фирма пришла в Россию надолго.

Виталий ТИКАЧЕВ

Hasslacher Norica Timber Group − австрийский лесопильный концерн с головным офисом в федеральной земле Каринтия. Находится в семейной собственности с 1901 года. Сегодня в концерне работают более 800 сотрудников, а его годовой оборот составляет 200 млн евро. Предприятия концерна ежегодно производят 700 тыс. м3 пиломатериалов, 300 тыс. м3 строганых материалов, клееную древесину, сращенные пиломатериалы, опалубочные плиты и другую продукцию. Доля российского предприятия в продукции первичной переработки концерна составляет 15%.

Малая Вишера − город, расположенный на реке Малая Вишерка, административный центр Маловишерского муниципального района Новгородской области, железнодорожная станция Октябрьской железной дороги. Население города − 12 352 жителей (на 1 января 2010 года). Расстояние до Москвы − 618 км, до Санкт-Петербурга − 198 км.

Информация о приоритетном инвестиционном проекте ООО «Хасслахерлес»