Тема номера: кризис и ЛПК

Ход конем

Выход из игры владельцев СЗЛК может придать делу о банкротстве компании неожиданный поворот

Кредиторы корпорации приняли решение о введении конкурсного производства в отношении одной из структур СЗЛК - управляющей компании. Ранее решением суда в СЗЛК было назначено внешнее управление, и 17 ноября 2008 года временный управляющий лесопромышленным холдингом Дмитрий Кривоногов подал соответствующее ходатайство в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В ответ на такой поворот событий владельцы лесопромышленной группы - Игорь и Ирина Битковы предложили... отдать кредиторам все.

Битковы предлагают объединить в одну компанию все предприятия СЗЛК: управляющую компанию СЗЛК, Каменногорскую фабрику офсетных бумаг (Ленинградская область), Неманский ЦБК и Неманскую бумажную фабрику (Калининградская область), «Балтийскую ЭкоБумагу» и «СЗЛК-финанс». На условиях передачи 100 % акций вновь образованной компании кредиторам банкам предлагается заключить мировое соглашение, прекратить процедуру банкротства и завершить начатые корпорацией проекты.

«Мы отвергаем любые попытки ущемления прав одних кредиторов в пользу других. Это предложение было сделано, чтобы каждый смог сконвертировать свою часть долга в акции современной компании, балансовая стоимость активов которой будет составлять 8,9 млрд рублей (что существенно превышает общий объем задолженности). Использование современных экологически чистых технологий глубокой переработки древесины и выпуск высококачественной продукции, востребованной на российском и мировых рынках, гарантирует получение прибыли акционерами компании. Надеемся, что, приняв это предложение, крупнейшие банки России, являющиеся нашими основными кредиторами, решат продолжить реализацию проекта реконструкции предприятий, превратив их в лучший актив отечественной целлюлозно-бумажной промышленности» - так объясняют свой «жест доброй воли» Игорь и Ирина Битковы.

Предложение это было сделано только банкам - Сбербанку, ВТБ Северо-Запад, Газпромбанку и Связь-банку. Остальные кредиторы, среди которых «Альянс-лизинг» и немецкая Vilda Consult ltd, в случае принятия банками предложения Битковых должны будут договариваться о возврате долга с новыми собственниками.

Виноват кризис

Напомним, что кредитные претензии к Северо-Западной Лесопромышленной Компании начались в апреле текущего года. Сбербанк потребовал от компании в течение двух дней вернуть всю сумму задолженности вместе с процентами по кредиту (на тот момент она составляла 1 млрд рублей), мотивируя это незавидным финансовым положением компании. В ответ СЗЛК инициировала в отношении себя процедуру наблюдения и параллельно попыталась опротестовать требования банка в суде.

В сентябре кредиторы ввели внешнее управление на Неманском ЦБК и Каменногорской фабрике офсетных бумаг (к этому моменту процедура внешнего управления уже была инициирована в отношении управляющей компании). Шестого ноября по решению суда внешнее управление было введено на КФОБ, а неделей позже подобный вердикт был вынесен и в отношении НЦБК.

На решение кредиторов начать в отношении управляющей компании СЗЛК процедуру конкурсного производства, которое, как правило, заканчивается распродажей имущества компании-банкрота, по всей вероятности, повлиял глобальный финансовый кризис. «Кредиторам надоело банкротить предприятия, они хотят получить деньги. Тем более что затягивание процесса банкротства в условиях кризиса только ухудшает положение как компании, так и кредиторов», - поясняет заместитель генерального директора СЗЛК по внешним связям Юрий Мурашко.

Возвратить средства кредиторам действительно было бы непросто - и не только в условиях кризиса. «Однозначно, что предприятие не отдаст долги в течение достаточно долгого времени. Общая задолженность компании перед кредитами практически равна годовому ее обороту. До кризиса доходность отрасли была 7 - 10 %. А сейчас она уменьшилась в разы. К тому же конкурсный управляющий назначается на год, то есть по долгам предприятию не расплатиться никак», -
полагает исполнительный директор Конфедерации лесопромышленников Северо-Запада Денис Соколов.

В СЗЛК отмечают, что за время, когда дела о банкротстве подразделений компании (в частности, управляющей структуры, КФОБ и НЦБК) рассматривались в арбитражном суде, Игорь и Ирина Битковы пытались найти стратегического инвестора, который мог бы расплатиться с кредиторами. Понятно, что во время кризиса такого инвестора найти не то что сложно - невозможно. Поэтому собственники приняли решение отдать бизнес в руки кредиторов. Однако эксперты называют и еще одну возможную причину такого поступка Битковых.

Жест недоброй воли?

По версии представителей СЗЛК, объединение всех активов компании и реструктуризация долгов необходима, чтобы сохранить предприятия и не допустить их продажи «с молотка». Вопрос только, в чьих рука окажется компания?

Российское законодательство действительно предусматривает такую процедуру, как объединение активов компании-банкрота в одну структуру.

«Скорее всего, речь идет не об объединении предприятий как таковом (то есть не о присоединении либо слиянии юридических лиц), а о передаче (например, продаже) владельцами своих акций (долей) компаний, вовлеченных в процедуру банкротства, третьей компании, акции (доли) которой впоследствии каким-либо образом будут переданы кредиторам с целью способствования достижению мирового соглашения. Такое соглашение может быть заключено на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве. Каких-либо препятствий для такой процедуры я не вижу, поскольку собственникам не запрещено распоряжаться долями (акциями) банкротящегося предприятия», - комментирует ситуацию старший юрист Санкт-Петербургской практики юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Андрей Пеховский.

Российский закон о банкротстве может стать почвой для злоупотреблений. После объединения всех подразделений в одну структуру каждый кредитор получит свою долю во вновь созданной компании. И тогда особенно актуальным становится вопрос, кому достанется большая часть бизнеса. Некоторые эксперты высказывают предположения, что в истории с банкротством СЗЛК может появиться еще один фигурант - кредитор, которому компания задолжала больше остальных и который соответственно может потребовать значительную часть акций компании. Несложно догадаться, что этот кредитор будет как-то аффилирован с бывшими владельцами лесопромышленной компании. В таком случае объединение всех подразделений СЗЛК и передача Битковыми 100 % акций компании кредиторам выглядит совсем не жестом доброй воли.

Какой эффект будет иметь этот ход конем владельцев Северо-Западной Лесопромышленной Компании, пока неясно - письмо носит характер предложения, и решение о дальнейшей судьбе СЗЛК и его долгов должны принять кредиторы. В самой же лесопромышленной компании надеются на то, что предложение Игоря и Ирины Битковых будет принято.

Вне зависимости от позиции банков заседание Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области удовлетворило ходатайство, поданное временным управляющим, и в ЗАО «Северо-Западная Лесопромышленная Компания» 25 ноября введена процедура конкурсного производства.

Милана ЧЕЛПАНОВА