Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Деревообработка

Золотая середина: как правильно обновлять станочный парк. Часть 4

Без наладчика не включать

Продолжаем серию публикаций, ставшую результатом бесед нашего корреспондента с генеральным директором Ассоциации независимых наладчиков деревообрабатывающего оборудования Владимиром Хлебниковым и начатую в прошлогодних номерах журнала («ЛесПромИнформ» №7, 8, 2010 год). Сегодня темой для обсуждения станет такой важный этап обновления станочного парка, как ввод оборудования в эксплуатацию.

Часть 1. Золотая середина: как правильно обновлять станочный парк
Часть 2. Поставка оборудования: как грамотно заключить контракт
Часть 5. Все по плану
Часть 6. Оптимизируй это!
Часть 7. Утилизация по-русски

− Владимир, прежде чем вы расскажете нашим читателям о наиболее распространенных проблемах, которые могут возникнуть на этом этапе, и о том, как их можно избежать, обратимся к государственным элементным сметным нормам на пусконаладочные работы.

− Согласно этим нормам полный комплекс пусконаладочных работ, установленный нормативной и технической документацией, включает в себя следующие основные этапы:

  1. Подготовительный − организационная и инженерная подготовка работ; изучение проектной и технической документации; проверка состояния смонтированного оборудования и его готовности к пусконаладочным работам; индивидуальные испытания оборудования, проводимые монтажными организациями; проверка состояния рабочих мест в соответствии с требованиями производства, правилами охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии; составление перечня обнаруженных дефектов, недоделок и нарушений; выдача предложений и рекомендаций по их устранению; обеспечение рабочих мест инвентарем и вспомогательными техническими средствами, испытательной аппаратурой и приборами; проверка качества сырья, основных и вспомогательных материалов, наличия пара, энергии, воды; составление календарного графика и программы пусконаладочных работ.
  2. Наладка отдельных узлов и механизмов оборудования − проверка и очистка реагентами, промывка сжатым воздухом и газами систем, входящих в комплект оборудования; выверка рабочих частей оборудования на геометрическую точность; проверка работы механизмов резания, подачи, приемных механизмов, загрузочно-разгрузочных устройств; настройка передач движения; регулировка и настройка режущих, подающих, дозирующих устройств и механизмов, гидроприводов, пневматических устройств и др.
  3. Пуск оборудования − проведение инструктажа эксплуатационного персонала на рабочих местах; проверка точек установки приборов для контроля работы оборудования в соответствии с данными технических паспортов; обеспечение взаимосвязанной работы всех систем с устранением шума и вибрации, регулировкой синхронности, проверкой герметичности; пробный пуск оборудования по проектной схеме с системой обеспечения управления на холостом ходу и под нагрузкой; регулировка блокировок, защиты, сигнализации, автоматизации; технологическая регулировка оборудования в процессе пробного пуска; пуск оборудования под нагрузкой.
  4. Комплексное тестирование оборудования, линий, установок вхолостую и на рабочих режимах с наладкой технологического процесса, обеспечением устойчивой работы оборудования и выпуском предусмотренной проектом продукции, отвечающей требованиям ГОСТа или ТУ.
  5. Разработка и выдача рекомендаций по эксплуатации оборудования и поддержанию рационального режима работы − составление технического отчета.

− Расскажите, пожалуйста, как реализуется комплекс пусконаладочных работ и на что должен обращать при этом особое внимание собственник оборудования.

− Начнем с того, что, покупая оборудование у поставщика или у дилера, клиент оплачивает и пусконаладочные работы.

Покупка этой услуги является обязательным условием продажи, потому что запуск оборудования должен обязательно происходить под контролем специалиста­-наладчика. И в первую очередь в этом заинтересован продавец станка или линии, ведь он предоставляет гарантийные обязательства покупателю. Обычно договор закупки состоит из трех частей: первая касается непосредственно оборудования, вторая − пусконаладочных работ, а третья посвящена расходным материалам. Если покупатель уверен, что сможет запустить станок самостоятельно, то пункт, в котором говорится о пусконаладочных работах, из контракта можно убрать.

Но в таком случае продавец обязан предупредить покупателя, что в случае поломки станка по причине эксплуатации неквалифицированным персоналом никакой ответственности за выполнение гарантийных обязательств он не несет.

Приведу пример из жизни. Крупным мебельным предприятием был закуплен большой мощный пяти-координатный станок для производства стульев. Через некоторое время после запуска техники, произведенного силами покупателя, в процессе эксплуатации у станка сломался шпиндель.

Причин поломки могло быть две: неисправность оборудования и неквалифицированное вмешательство в работу станка. (Как показывает статистика поломок, основная причина выхода шпинделя из строя − ошибка оператора.) Предприятие оформило претензии по гарантии и предъявило их поставщику, в цех приехал мастер-наладчик, но причину поломки определить не смог, тем более что покупатель постарался ее тщательно скрыть.

И только независимая экспертиза установила, что виной всему стал человеческий фактор. Гарантийные обязательства с поставщика были сняты.

Поскольку покупатель проводил пусконаладочные работы самостоятельно, продавец выставил предприятию счет за диагностику и выезд наладчика на производство. А вот если бы пусконаладочные работы выполнялись поставщиком и были оплачены заказчиком, то все проблемы, которые возникли в ходе эксплуатации оборудования, пришлось бы решать продавцу.

Покупатель заинтересован в том, чтобы купленный станок не простаивал, а включался в производственный процесс сразу после прибытия в цех. При этом ему хочется сэкономить при покупке. Но зачастую желание собственника снизить расходы за счет исключения из контракта пункта о проведении пусконаладочных работ поставщиком приводит к неоправданным поломкам техники и неизбежным расходам.

− Сколько времени занимают пусконаладочные работы?

− Это зависит от типа станка, его характеристик и задач, которые можно решать с его помощью. Станки несложной конструкции не требуют пусконаладочных работ, клиент может ввести их в производственный цикл сразу после установки на рабочем месте. Сложные станки нуждаются в обязательной наладке.

В первую очередь потому, что в процессе транспортировки возможно нарушение геометрической точности станка. Кроме того, после установки оборудования на отведенное для него в цехе место и подключения к питанию и другим коммуникациям нужно проверить состояние его двигателей, откалибровать рабочие столы. Такая работа занимает не более одного рабочего дня.

− Какие именно операции должны быть выполнены наладчиком за этот день?

− Когда оборудование установлено на рабочее место и к нему подведены кабель и другие необходимые коммуникации, наладчик сначала должен проверить внешний вид станка и убедиться, что он установлен правильно. Если это не так, то устранить нарушения.

Далее станок подключают к коммуникациям. Это действие в присутствии наладчика должен производить сертифицированный специалист покупателя. Если такового на производстве нет, то эту работу выполняет наладчик. Следующий этап − проверка работы станка. Наладчик должен проверить, как функционирует двигатель, все ли детали машины двигаются в нужных направлениях, все ли тумблеры, кнопки и прочее находятся в рабочем состоянии. Если все в порядке, то можно переходить к проверке заданных характеристик станка. Если какие­-либо показатели (например, скорость обработки) не совпадают с данными, указанными в паспорте станка, то задача наладчика − произвести отладку механизмов так, чтобы фактические данные соответствовали значениям, указанным в паспорте.

Хочу отметить важный момент, которому часто не уделяется достаточное внимание: после того как все параметры настроены, персонал продавца обязан выполнить несколько операций на станке. И тут иногда возникают сложности. Например, к началу пусконаладочных работ у заказчика на производстве отсутствуют заготовки для станка. В такой ситуации наладчик имеет право сдать станок готовым к эксплуатации, просто подключив его к коммуникациям. Но ведь без пробной обработки заготовки невозможно проверить геометрическую точность станка, а значит, станок останется непроверенным в действии. Как же быть? Наладчик может по договоренности с заказчиком приехать на производство в другой день (когда у заказчика появятся нужные заготовки) и за отдельную плату проверить геометрическую точность и другие параметры оборудования.

Каждый станок должен за определенный период производить количество операций, прописанное в его техпаспорте. Хорошо, если удается добиться выполнения этих условий во время пусконаладочных работ. Однако нужно учесть несколько важных моментов. Например, если влажность древесины, закупаемой для обработки на станке, выше той, которая значится в заявке на оборудование, то скорость обработки более влажной древесины будет ниже.

Кроме того, скорость может снижаться из-за того, что система аспирации не успевает удалять опилки из зоны резания. Причина этого может быть чисто механическая, например, перегиб шланга или использование шланга другого назначения.

Если же проблема заключается в конструктивном недостатке оборудования, то есть два пути ее решения: возврат станка поставщику либо доведение оборудования на месте до нужной кондиции.

− А если предварительный запуск прошел без осложнений?

− Тогда наладчик приступает к инструктажу и объясняет подготовленному представителю заказчика, как станок должен работать. В первую очередь внимание уделяется системам безопасности.

Далее наладчик рассказывает о приемах работы на станке, демонстрируя, с какой стороны подходить к станку, как правильно установить заготовку, как ее поворачивать, заготовку из какого материала можно использовать на данном станке, а из какого − нет, и т. д. После того как персонал освоит все необходимые манипуляции, можно переходить к следующему этапу инструктажа − технологическому. Как правильно обрабатывать заготовку, с какой скоростью подачи, почему именно с такой скоростью, что можно сделать, чтобы обеспечить наивысшее качество работы станка, − всеми этими сведениями наладчик снабжает персонал клиента. Кроме того, наладчик должен объяснить правила обслуживания оборудования и проведения профилактических мероприятий. Эта информация есть в любой инструкции по обслуживанию, тем не менее добросовестный наладчик должен донести ее непосредственно до оператора станка.

Когда технология объяснена и обучаемый в точности может повторить основные манипуляции, наладчику обычно хочется услышать вопросы. Если дело касается станков с ЧПУ, то, как правило, вопросы задают не сразу − надо переварить и осмыслить большой объем информации.

Ответами на вопросы работа наладчика фактически заканчивается. И ему остается подписать у заказчика необходимые документы − командировочное удостоверение, акт о вводе в эксплуатацию, акт о выполнении работ.

− Расскажите подробнее об обучающем курсе.

− Продолжительность курса зависит от сложности станка. Например, курс обучения работе на фрезерном станке с ЧПУ занимает от трех дней, но в него не входит обучение программированию и азам компьютерной грамотности. Приведу пример сложных пусконаладочных работ. Компания − производитель деревянных домов приобрела хороший итальянский станок с ЧПУ для производства лестниц. По договорным документам, предоставленным покупателем продавцу, все было готово для работы оборудования: помещение, персонал, заготовки.

Когда на предприятие приехал наладчик, оказалось, что персонал представлен сотрудником, не знакомым с компьютером и не имеющим опыта работы на производстве. Других кандидатур не было, пришлось обучать новичка.

После того как наладчик ознакомил его с азами работы, возник вопрос «Кто будет писать программы для этого станка?». В идеале подготовленный оператор умеет работать на станке, а также программировать и перепрограммировать его. Такие знания невозможно передать за столь короткий срок, как отведенные три дня.

В итоге три недели ушло на обучение началам программирования. Когда вернулись к станку, чтобы закрепить теорию практикой, выяснилось, что материал заготовок не подходит для работы на нем. Из­-за неготовности покупателя к запуску станка, процесс его внедрения в производственный цикл затянулся на три месяца. И, могу сказать по опыту, такие ситуации не редкость, мы сталкиваемся с ними довольно часто.

− Как пусконаладочные работы связаны с гарантийными обязательствами?

− Часто в договорах о закупке оборудования пункт, в котором прописана дата начала действия гарантийных обязательств, напечатан мелким шрифтом. Рекомендую его тщательно изучить. В какой момент начинается гарантийный срок?

Вариантов может быть три. Первый − с момента отгрузки оборудования с завода. Второй − после окончания пусконаладочных работ. И третий − после передачи оборудования поставщиком покупателю. Первые два варианта не самые лучшие. Например, после отгрузки со склада поставщика во время следования к месту назначения станок может пострадать по самым разным причинам, и покупатель понесет убытки.

Лучшим вариантом является третий, когда обе стороны заинтересованы в быстрейшем проведении пусконаладочных работ и вводе станка в эксплуатацию.

В заключение напомню, что все станки требуют бережного отношения и должны работать в помещении, соответствующем требованиям безопасности и санитарным нормам. Ровный твердый пол, помещение с хорошим освещением, удобный доступ к станку со всех сторон, обязательная система аспирации и организованная по правилам система электроснабжения − все эти условия четко прописаны в нормативных документах. Но вот только на деле выполняются далеко не всегда…

Беседовала Регина БУДАРИНА