Рослесхоз старается обеспечить регионы противопожарной техникой
Правительство РФ утвердило правила предоставления регионам субсидий на приобретение специализированной лесопожарной техники. В этом году их размер составил 5 млрд рублей. Аналогичные суммы заложены на два последующих года.
Чтобы получить деньги из федерального бюджета, главам субъектов РФ нужно подписать с Рослесхозом соглашение о софинансировании для оснащения региональных лесопожарных структур.
Согласно этим правилам, в регионах прежде всего должны быть утверждены собственные программы, предусматривающие приобретение этой техники, перечень которой должен быть согласован с Рослесхозом. Стандартный набор противопожарной техники одного комплекса ПХС-3 должен состоять из 4 пожарных машин, 3 лесопожарных тракторов, 2 бульдозеров и 1 седельного тягача.
Кроме того, Белый дом утвердил перечень производителей лесопожарной техники и оборудования, у которых регионы могут закупать выше указанную технику, минуя аукционы. В этот перечень вошли более 40 российских компаний. Сделано это для того, чтобы местные власти смогли быстрее приобрести технику для профилактики и тушения пожаров. Принятие таких мер обусловлено ситуацией с прошлогодними пожарами, тушить которые во многих регионах было просто нечем.
Сейчас выстроена целая система, которая, с одной стороны, − дает регионам деньги на покупку нужной техники для охраны леса, а с другой, − позволяет напрямую приобретать ее у производителей. С таким учетом и формировались субсидии для приобретения лесопожарной техники.
Однако анализ динамики цен на лесопожарную технику ряда производителей за год показал существенное удорожание их продукции. Повышение цен от 11 до 20% отмечено у ОАО «Производственное объединение «Елабужский автомобильный завод», ОАО «Ливенский завод противопожарного машиностроения», ОАО «Варгашинский завод ППСО», ООО «Приоритет», ООО «Челябинский завод − Уралтрак», ОАО «УАЗ», ООО «ГАЗ», ООО «Онежский тракторный завод».
Создается впечатление, что производители, едва попав в перечень приоритетных, подняли цены. По-своему воспользовались благоприятным случаем, когда власть, по сути, вывела их за рынок, предоставив дополнительные конкурентные преимущества. Руководитель Рослесхоза назвал такой подход «непартнерским»: «Нужно держать слово. Вы ставите в неудобное положение регионы», − заявил он и попросил от компаний объяснений.
По словам начальника управления продаж корпоративных клиентов группы «ГАЗ» Максима Головнова, удорожание полноприводного автомобиля ГАЗ 33081−70 «Садко» на 17% произошло из-за модернизации узлов и агрегатов, а также усиления подшипников и подвесок. «В нем более 130 конструкторских изменений, − пояснил он. − Это совершенно другой автомобиль, чем тот, что был год назад». Заместитель генерального директора по коммерции ОАО «Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования» Владимир Кузин поднятие цен прокомментировал так: «Цены на металл и электроэнергию выросли на 20%. Мы пошли на увеличение стоимости техники исключительно для сохранения рентабельности нашего производства. В среднем мы зарабатываем с каждой машины не более 100 тыс. руб.».
Руководитель Рослесхоза отметил, что модернизация производства − главная задача поставщиков лесохозяйственной техники по сохранению своей конкурентной ниши на рынке. Однако это не повод для существенного повышения стоимости продукции. Цены на нее были согласованы еще в феврале и закладывались в субсидии для оснащения техникой региональных лесопожарных структур. При том подходе, который демонстрируют сегодня некоторые производители лесопожарной техники, власти субъектов РФ могут не уложиться в объем софинансирования, определенный Правительством РФ. В итоге представители поставщиков техники пообещали пересмотреть стоимость своей продукции в сторону уменьшения.
Иван ЯКУБОВ