Лесозаготовка

Komatsu Forest: пять десятилетий лесной эффективности

Репортаж из офиса успешной компании

Текущий год для компании Komatsu Forest особенный − юбилейный. Полвека назад в финском городе Тампере и шведском городе Умео был начат выпуск техники, котору ю сегодня лесопромышленники во всем мире хорошо знают под маркой Valmet и Komatsu.

На российском рынке компания уже давно, уверенно занимая место в тройке ведущих производителей и поставщиков лесозаготовительной техники. Офис и склад российского филиала ООО «Комацу СНГ» расположены на самой границе Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в Ломоносовском районе. Мы приехали сюда, чтобы посмотреть, как живет и работает компания в юбилейный для нее год, узнать о планах на будущее.

Живую атмосферу рабочего дня в разгаре мы ощутили с первых же минут пребывания в офисе: спешащие по коридору приветливые сотрудники, старательно выговаривающие слова трудного русского финны, вкусный запах кофе из двери буфета… Менеджер региональных продаж и маркетинга Тимофей Богатенко встретил нас за рабочим столом, обсуждая по телефону с одним из клиентов возможности обучения персонала его компании в учебном центре филиала.

Знакомство с филиалом всемирно известной компании мы решили с беседы с его руководителем и в сопровождении Тимофея, который с блеском справился с ролью гида и переводчика, отправились в кабинет главы Komatsu Forest Russia, филиала ООО «Комацу СНГ», Яри Алахухтала.

Сплав основательности и качества

Забегая вперед, скажу сразу: Яри из тех людей, с которыми приятно общаться и из тех специалистов, с которыми интересно разговаривать. На вопросы он отвечал с присущей скандинавам обстоятельностью и в то же время очень емко и содержательно. Мы беседовали чуть больше получаса, а успели обсудить множество тем: заглянули в историю компании, оценили ситуацию на мировом и российском рынке, поговорили о культуре рубок ухода в скандинавских странах и России, о прошлогодней огненной катастрофе в наших лесах, ну и, конечно, о планах и перспективах Komatsu Forest в России. Чувствовалось, что руководитель петербургского филиала компании − человек эрудированный, хорошо знающий и любящий свое дело, владеющий самой свежей информацией о состоянии дел в лесной и машиностроительной областях.

«Лесные машины под маркой Valmet давно и хорошо известны российским лесозаготовителям, − говорит Яри, рассказывая историю компании. − Еще в 1978 году в Советский Союз был поставлен наш двухзахватный харвестер. Ну, а начиная с 80-х годов прошлого века, когда было налажено серийное производство лесной техники Valmet, интерес российских лесопромышленников к ней стал быстро расти».

Этот интерес обоюдный − производители лесных машин высоко оценивают потенциал российского лесопромышленного комплекса, имеющего самую богатую сырьевую базу в мире и, конечно, понимают, насколько важен для них российский рынок. Предприятиям ЛПК России предлагаются лесозаготовительная и дорожно-строительная техника, сервисные услуги, услуги по подготовке квалифицированных кадров. Большая доля на этом рынке принадлежит компании Komatsu Forest. Когда в 2006−2007 году российский леспром стал демонстрировать впечатляющие темпы развития, руководство концерна Komatsu Forest решило, что здесь, в Петербурге, помимо действующего представительства надо открыть головной офис компании Komatsu Forest Russia. 1 января 2008 года был зарегистрирован филиал ООО «Комацу СНГ», центр лесозаготовительной техники Valmet по России. Сегодня в России действуют московское представительство, дилеры − сервисные центры в Санкт-Петербурге, Выборге, Тихвине, Петрозаводске, Архангельске, Вологде, Пскове, Иркутске, Красноярске, Комсомольске-на-Амуре, Хабаровске, а также в Республике Коми.

Среди основных задач, которые стоят перед головным офисом Komatsu Forest Russia, − расширить географию продаж лесной техники и увеличить их объем, поднять уровень сервиса на еще более высокий уровень, чем ранее, усилить поддержку клиентов.

«У нас в компании есть такое неписаное правило: „Наш клиент − довольный клиент“. Ему следуют все наши подразделения и службы, − говорит г-н Алахухтала. − Все очень просто: если лесопромышленник, используя наши технологии и нашу технику, добивается успеха в бизнесе, значит, успеха добьемся и мы − ведь он продолжит с нами сотрудничать. Образно говоря, мы с клиентом в одной лодке».

Центральный склад Komatsu Forest Russia
Центральный склад Komatsu Forest Russia

В том, что это именно так, на деле убедились десятки клиентов компании на Северо-Западе России, на Урале и в Сибири, на Дальнем Востоке. Начнем с того, что при продаже техники, компания берет на себя все вопросы по импорту и таможенной очистке. «Для российских компаний, особенно, для небольших, − это хлопотное и затратное дело, − говорит Тимофей Богатенко. − А у нас вся процедура занимает не более одного дня. Более того, мы берем на себя доставку техники к месту нахождения клиента и страхуем ее на время нахождения в пути». Сегодня география продаж лесных машин Valmet-Komatsu выглядит так: 65% поставок − предприятия Северо-Запада РФ, 20% − Дальнего Востока, остальная часть приходится на Сибирь и Урал, однако важность сибирского и уральского регионов возрастает. Самый крупный клиент − ОАО «Монди Сыктывкарский лесоперерабатывающий комбинат» − 70 единиц техники. Емкость российского рынка в этом году в Komatsu Forest оценивают примерно в 400 машин и со сдержанным оптимизмом планируют освоить четверть этого объема поставок. Для осуществления таких планов есть все основания − ведь клиенты Komatsu Forest хорошо знают: качество и надежность лесных машин Valmet и Komatsu всегда на самом высоком уровне, а для обслуживания поставленной техники у компании в России имеются мощная сервисная база и высококвалифицированные специалисты. После вхождения Valmet в состав известного японского концерна, в течение почти пяти лет проводились мероприятия, направленные на отладку производственного процесса, улучшение качества продукции и усовершенствование конструкции лесных машин. Принцип работы компании, выраженный в слогане Forestry Quality (в переводе «качество лесного бизнеса»), успешно реализуется с применением мощных ресурсов всех подразделений Komatsu Forest, позволяющих находить эффективные решения на основе новейших технологий в сфере производства лесной техники.

Но это лишь часть формулы успеха и часть философии компании Komatsu Forest. «Недостаточно только выпускать лучшие в мире лесные машины и продавать их. Для рентабельной деятельности наших клиентов необходимо быть ближе во всех смыслах к их деятельности в лесу, чтобы понимать их запросы, быстро реагировать на возникающие трудности и предлагать профессиональные решения», − говорит глава Komatsu Forest Russia Яри Алахухтала.

«Умный» склад и сервис «нон стоп»

«Чтобы занимать на российском рынке достойное место и быть среди востребованных компаний, надо трудиться 24 часа в сутки все 7 дней в неделю, − подчеркивает Яри Алахухтала. − Ведь Россия огромна, и наши клиенты работают на территориях, которые охватывают все часовые пояса страны. Это налагает на нас огромную ответственность, мы должны быть готовы в любой момент прийти на помощь клиенту».

Сегодня емкость склада центрального офиса Komatsu Forest Russia − около 4 млн евро (160 млн руб.) растаможенных запчастей и комплектующих, и его объем постоянно растет. Если говорить о моделях тех машин, которые сейчас эксплуатируются в России, то для них почти 90% запчастей имеется на складе под Петербургом. «Плюс на складах у наших дилеров на местах имеется запасных частей на общую сумму около 100 млн руб., − рассказывает директор по запчастям Ольга Акиншина. − Вся номенклатура деталей и узлов − вплоть до шайбы − выложена в нашей базе данных и круглосуточно доступна дилерам Komatsu Forest. Сделав заказ, дилер имеет возможность в режиме онлайн наблюдать, как меняется статус заказа, то есть за процессом его выполнения − от принятия груза до его отправки. Скорость выполнения заказа зависит от его сложности, объема и срочности: если необходимая деталь имеется на складе у ближайшего дилера, то поставка осуществляется в тот же день, когда сделан заказ, если какой-то детали нет даже на складе в центральном офисе, мы поставляем ее в течение пары дней, ведь простои техники − это самое дорогое время для нашего клиента». Ольга с гордостью показывает, какой образцовый порядок царит на складе: в просторном светлом помещении на многоярусных стеллажах аккуратно − каждая деталь, каждый узел и даже каждый винтик − лежат на своих местах. «Как же вам удается ориентироваться в этом огромном количестве запчастей и комплектующих?» − удивляюсь я. Оказывается, все места хранения на стеллажах имеют свои электронные метки. Оператор склада Сергей Кочнев подносит к такой метке небольшой прибор − считывающее устройство, которое тут же выдает всю информацию о детали, хранящейся в этой ячейке: спецификацию, имеющееся в наличии на складе количество…

Причины, по которым от клиентов поступают заявки на запчасти и комплектующие, носят различный характер: какая-то деталь требует замены по причине выработки своего ресурса, какой-то узел нуждается в модернизации… Но это все касается текущего обслуживания, планового ремонта. А как насчет серьезных поломок и выхода техники из строя? Как в таких случаях происходит сервисное обслуживание?

«Серьезные поломки? Очень редко случаются такие поломки, при которых техника простаивает дольше, чем один день, − уверенно заявляет Тимофей Богатенко. − Российские лесозаготовители всегда высоко ценили харвестеры и форвардеры Valmet за надежность и безотказность. А когда Valmet вошел в состав корпорации Komatsu, японские машиностроители стали уделять вопросам качества еще большее внимание − ведь безупречность японской техники известна во всем мире. К тому же, при изготовлении лесных машин для российских клиентов, мы обязательно учитываем местные условия − неразвитую дорожную инфраструктуру, климатические условия, качество топлива, на котором работают машины в России − и адаптируем наши машины к этим условиям. Вот статистика: за две последних снежных и морозных зимы не было отмечено сколько-нибудь серьезных проблем с техникой Valmet и Komatsu, которая находится в эксплуатации у российских лесопромышленников. И это при том, что машины эксплуатируются 24 часа в сутки 7 дней в неделю. К тому же последние поколения наших машин снабжаются современным компьютерным «помощником» операторов: система MaxiXplorer внимательно следит за состоянием узлов и агрегатов, систем гидравлики и подачи топлива, диагностирует и информирует об ошибках и неисправностях. При возникновении вопросов по эксплуатации машин, требующих вмешательства специалистов, механики сервисной службы ближайшего дилера, как правило, оперативно решают их.

Еще одной важной задачей, которая стоит перед головным офисом Komatsu Forest Russia, является обучение грамотных специалистов, способных управлять современной лесозаготовительной техникой и обслуживать ее. Эта задача возложена как на учебный центр филиала ООО «Комацу СНГ», так и на региональные центры обучения Komatsu Forest.

Третья составляющая успеха: кадры

Г-н Алахухтала особо подчеркнул в беседе со мной, что в Komatsu Forest хорошо понимают, насколько актуален вопрос обучения операторов лесных машин, и поэтому на протяжении нескольких лет реализуют в России программу развертывания сети учебных центров по подготовке специалистов для работы на лесной технике Valmet и Komatsu. Кроме того, компания активно участвует в поддержке российских профессиональных учебных заведений, помогая в оснащении профессиональных училищ современными материалами для обучения, симуляторами и лесной техникой Komatsu. Сегодня уже восемь форвардеров и харвестеров передано в ПУ Архангельска, Сыктывкара, Комсомольска-на-Амуре, Лисино (Ленинградская область), в которых российская молодежь осваивает престижную профессию оператора современной лесозаготовительной техники.

Не менее важное направление − подготовка и переподготовка кадров для клиентов, которым поставлены лесные машины Valmet и Komatsu. Учебный центр головного офиса Komatsu Forest в России оснащен тремя тренажерами − симуляторами машин последнего поколения. Слушателям читают вводный курс, в ходе которого будущим операторам рассказывают о новинках техники и передовых технологиях лесозаготовки, подробно знакомят с лесной техникой Komatsu, особенностями конструкции харвестеров и форвардеров − такими, как компоновка узлов и агрегатов, трансмиссии, рассматривают примеры электронных схем и компонентов. Оператор современной лесной машины должен не просто хорошо знать ее техническое устройство, но и владеть персональным компьютером, чтобы уметь устранить неполадки в системе прямо на лесной делянке. У симуляторов точно такие же электронные блоки, как у настоящих машин, которые позволяют обучающимся ощущать себя не просто в виртуально смоделированной ситуации, а, по сути, на лесной делянке. Тем более что у слушателей курсов всегда есть возможность посидеть в кабине настоящей лесной машины. В распоряжении учебного центра всегда имеются специально выделенные для подготовки операторов харвестер последнего поколения − такой как Komatsu 911.5 или Komatsu 931.1, и форвардер Komatsu 860.4 или Komatsu 840.4.

Обучение проводится и в стенах центрального офиса Komatsu Forest Russia, и на местах − в тех регионах России, где работают компании-заказчики. Тренировки на реальных машинах позволяют местным лесозаготовителям еще до поставки техники научиться ее обслуживать, увидеть в работе узлы и агрегаты машин, а также понять принципы их обслуживания.

Как сказал Тимофей Богатенко, свидетельства об окончании курсов в этом году получат более 400 операторов и механиков со всех регионов России.

Прощаясь со мной, руководитель центрального офиса Komatsu Forest Russia Яри Алахухтала сказал: «Мы уверены в хороших перспективах российского лесопромышленного комплекса и рады возможности участвовать в его развитии.

Компания Komatsu Forest будет стремиться к тому, чтобы упрочить свои позиции на российском рынке лесных машин. Мы будем и дальше совершенствовать нашу технику с учетом российских условий и пожеланий наших клиентов, расширять сеть дилеров, повышать уровень обучения операторов, усиливать техническую поддержку клиентов».

С юбилеем, Komatsu Forest!

Александр РЕЧИЦКИЙ