Деревообработка

Золотая середина: как правильно обновлять станочный парк. Часть 5

Все по плану

Продолжаем серию публикаций, подготовленных по результатам бесед нашего корреспондента с генеральным директором Ассоциации независимых наладчиков деревообрабатывающего оборудования Владимиром Хлебниковым (см. «ЛесПромИнформ» № 7, 8, 2010 год, и № 1, 2011 год). На сей раз речь пойдет о плановом техобслуживании оборудования.

Часть 1. Золотая середина: как правильно обновлять станочный парк
Часть 2. Поставка оборудования: как грамотно заключить контракт
Часть 3. Приемка и хранение станков
Часть 4. Без наладчика не включать
Часть 6. Оптимизируй это!
Часть 7. Утилизация по-русски

Владимир Хлебников

Любой станок не вечен и когда-нибудь, выработав заложенный в него ресурс, остановится навсегда. Но его срок службы можно продлить, и одно из условий долгой и надежной работы станка − систематическое техническое обслуживание. Правильная организация такого обслуживания позволяет сократить общий объем ремонтных работ и снизить связанные с этим издержки. Другими словами, если собственник хочет получить максимальную отдачу от купленного оборудования, он должен постоянно заботиться о нем. Техническое обслуживание включает в себя наблюдение за состоянием оборудования, регулировку и устранение мелких неисправностей (обычно без остановки оборудования), а также проведение его профилактических осмотров и различных видов планового ремонта, после того как оборудование отработает определенное количество часов.

− Как правильно организовать плановое техническое обслуживание на предприятии? С чего начать?

− С изучения документов, которые всегда прилагаются к каждому станку. В паспорте станка, помимо технических данных (сведений о конструкции, кинематике, электрике, гидравлике и динамических характеристиках станка), содержится информация о режимах работы, допустимых нагрузках, результатах осмотров и ремонтов и периодичности их проведения. Паспорт станка − основной документ, регламентирующий организацию и планирование ремонта и технического обслуживания оборудования. С учетом сведений, которые содержатся в паспорте, выстраивается график периодического технического осмотра и ремонта, профилактического обслуживания, подстройки узлов и агрегатов, смазки и чистки оборудования, замены расходных материалов для каждого станка. Обычно листы с такими графиками вывешиваются в цехе, где работает оборудование. Сотрудник (чаще всего это главный инженер предприятия) составляет график техобслуживания для каждого станка, ставит под ним свою подпись и следит за его соблюдением. У него же хранятся и все инструкции к оборудованию, доступ к которым должен быть открыт для квалифицированного персонала. Утвержденный график должен четко соблюдаться. Если по каким-то причинам техническое обслуживание невозможно в срок, установленный графиком, то надо позаботиться о том, чтобы расхождение с утвержденными сроками было минимальным. Если в период действия гарантийных обязательств техобслуживание не будет проведено в срок, то собственник станка рискует потерять гарантию в случае поломки (разумеется, если производителем будет доказано, что поломка произошла из-за несоблюдения указанных в паспорте станка рекомендаций).

Все мероприятия по техобслуживанию и замечания, касающиеся работы станка отражаются в журнале по эксплуатации, куда их вписывает персонал, обслуживающий станок. А если такие замечания не будут внесены в журнал, вина за возможную поломку оборудования полностью ляжет на сотрудников, которые не позаботились о том, чтобы вовремя предупредить о проблеме. В случае выявления дефектов при проведении осмотра оборудования они должны быть зафиксированы в дефектной ведомости (которая часто является приложением к журналу по эксплуатации). Там же отмечается фактическое состояние оборудования, объем предстоящих ремонтных работ. Ведомость можно также использовать для проверки качества последнего ремонта.

Ответственность за техническое обслуживание оборудования может быть возложена на ремонтные бригады производственного блока. В таком случае ответственные сотрудники (главный механик, энергетик, метролог) составляют годовой план-график ремонтов на основе нормативной документации, целей производства и имеющихся ресурсов. Дополнительно к основному плану метролог формирует график поверок средств измерений. Годовой план − очень важный документ. На его основе прогнозируется необходимый объем работ, услуг, материалов, запасных частей, которые потребуются для полноценной работы станочного парка предприятия. Если план разумно сведен со сменным дежурством персонала, то в итоге техобслуживание занимает 1−1,5 часа в день и эффективно выполняет свое главное назначение − обеспечение надежности работы станка. Ну, а чем надежнее работает станок, тем меньше он простаивает и тем больше продукции можно на нем произвести.

− Что может случиться, если не проводить техническое обслуживание и плановый ремонт оборудования?

− Начнем с того, что оно может просто выйти из строя. И зачастую стоимость ремонта будет вполне соизмерима с затратами на покупку нового станка. Кроме того, без постоянной подстройки узлов и агрегатов со временем происходит потеря точности работы оборудования, а значит, снижается качество производства. Надо учитывать также, что в результате серьезной поломки станка могут погибнуть (или получить тяжелую травму) люди. И если будет выяснено, что ЧП вызвано тем, что вовремя не был проведен плановый ремонт, то ответственное лицо, чья подпись стоит на графике техобслуживания станка, будет привлечено к уголовной ответственности.

− Есть ли взаимосвязь между квалификацией работников производства и уровнем техобслуживания оборудования?

− И плановое техобслуживание, и диагностика осуществляются людьми. И если владелец предприятия заинтересован в том, чтобы его станочный парк работал долго и без сбоев, окупая затраты, вложенные в его покупку и обновление, то особое внимание необходимо обратить на соответствие квалификации работников предприятия уровню оборудования. Системы подготовки кадров рабочих специальностей сегодня не существует, в стране остались единицы ПТУ, и на предприятия приходят в основном неподготовленные работники. Понятно, что труд неквалифицированного рабочего стоит дешевле, и владельцам предприятий отчасти невыгодно иметь на производстве квалифицированных работников − им приходится платить высокую зарплату. Но ведь есть и вторая сторона медали: чем выше квалификация рабочего, тем меньше процент брака, ниже травматизм в цеху, выше производительность труда, а значит, и прибыль. Собственнику предприятия нет смысла обновлять станочный парк, если он не планирует повышать квалификацию своих сотрудников, потому что на современных высокотехнологичных станках просто некому будет работать.

Подготовила Регина БУДАРИНА

Справка

Перечень мероприятий планового технического обслуживания:

  • Наружный осмотр без разборки для выявления дефектов, проверка состояния работы станка в целом и по узлам (регулирование, проверка прочности и плотности неподвижных жестких соединений станин с фундаментом, столов, кронштейнов, стоек со станиной, блоков станины между собой, шкивов, маховиков, звездочек, зубчатых колес, фрикционных дисков и т. п.).
  • Вскрытие крышек узлов для осмотра и проверки состояния механизмов.
  • Регулирование зазоров винтов и гаек суппортов, кареток, траверс, ходовых винтов и др.
  • Регулирование подшипников шпинделя, проверка правильности переключения рукояток скоростей и подач.
  • Регулирование фрикционов, подтяжка тормозов.
  • Регулирование плавности перемещения столов, суппортов, кареток, ползунов, подтяжка клиньев станин, прижимных планок.
  • Проверка состояния направляющих станин, кареток, траверс и других трущихся поверхностей; зачистка забоин, царапин, задиров.
  • Проверка и регулирование натяжения пружин.
  • Подтяжка или замена расслабленных или изношенных крепежных деталей, шпилек, гаек, винтов и др.
  • Проверка исправности действия ограничителей, переключателей, упоров.
  • Чистка, натяжка, ремонт или замена цепей, ремней, лент.
  • Разборка и промывка узлов.
  • Проверка состояния и мелкий ремонт системы охлаждения.
  • Проверка состояния и ремонт оградительных устройств.
  • Проверка состояния и мелкий ремонт системы смазки и гидравлики.
  • Выявление изношенных деталей, требующих восстановления или замены при ближайшем плановом ремонте.
  • Испытание станка на холостом ходу на всех скоростях и подачах, проверка на шум, нагрев, а также на точность и чистоту обработки (по обрабатываемой детали).
  • Наладка станка и сдача производственному мастеру для эксплуатации.