Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

События

Леса − непреходящая ценность

Весной 2011 года в Архангельске состоялся Международный лесной форум, посвященный Международному году лесов. Министерство природных ресурсов и ЛПК Архангельской области провело в рамках форума ряд мероприятий: конференции и семинары по проблемам устойчивого лесопользования, нелегального оборота древесины, государственного управления лесными ресурсами и развития биоэнергетики. Наш корреспондент побывал на пленарном заседании форума по теме: «Международный год лесов. Леса − главная экономическая, социальная и экологическая ценность территорий».

Представители власти и бизнес-сообщества, собравшиеся в конференц-зале правительства Архангельской области, признали, что усилия всех участников лесных отношений по сохранению и приумножению лесных богатств оказались недостаточно эффективными и своевременными. В России это привело к росту числа территорий с утраченным ресурсным потенциалом, упадку лесопромышленного производства, разрушению инфраструктуры лесных поселков и сельских территорий, обнищанию жителей и усилению миграционного оттока трудоспособного населения. Вклад лесного сектора в экономику страны не соответствует ее ресурсному потенциалу. Статистика неумолима: в России с 1 га леса древесины собирается гораздо меньше, чем в Финляндии или Швеции; на глубокую переработку идет менее 20% добываемой древесины, тогда как в странах Скандинавии этот показатель достигает 85%. По-прежнему значительную часть экспорта лесных материалов составляет необработанный круглый лес.

В связи со сложившейся ситуацией была подготовлена резолюция форума, содержащая ряд рекомендаций правительству Архангельской области и Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса региона. Среди них следующие: разработать комплекс мер, стимулирующих внедрение принципов неистощительного ведения лесного хозяйства и использования лесов; разработать и обеспечить на принципах государственно-частного партнерства необходимое финансирование долгосрочной целевой программы развития лесного комплекса Архангельской области до 2020 года, приступить к созданию системы учета заготовленной древесины, направленной на предотвращение нелегальных рубок древесины и ее оборота; внедрять инновационные разработки и зарубежный опыт ведения лесного хозяйства и использования лесов; при реализации мер поддержки малого и среднего бизнеса в лесной отрасли в качестве приоритетного направления считать оказание лесохозяйственных услуг; обратиться к Президенту РФ с инициативой проведения Президиума Госсовета РФ по вопросу национальной лесной политики.

Лесопромышленным компаниям, осуществляющим заготовку и переработку древесины на арендуемых лесных участках, рекомендовано обратить внимание на соблюдение обязательств, связанных с обеспечением лесохозяйственных мероприятий по договорам аренды лесных участков; принимать меры к полному освоению − на основе развития лесной инфраструктуры и внедрения современных технологий заготовки древесины − установленной расчетной лесосеки на лесных участках, переданных в аренду. А также обеспечить пожароохранные меры на арендуемых лесных участках и содействовать правительству области в тушении лесных пожаров на участках, сопредельных с арендованными. Рекомендовано обратить больше внимания на разработку программ утилизации древесных отходов и использования биотоплива для нужд собственных производств и для продажи на рынке.

Председатель совета директоров ОАО «Соломбальский ЦБК» Александр Пластинин, выступая с докладом «Проблемы повышения инвестиционной привлекательности лесного сектора Архангельской области», призывал подходить к работе системно и избирательно по всем направлениям. Он предложил следующую классификацию инвесторов: иностранные инвесторы − корпорации, финансовые структуры и институты (например, Институт экономики и финансов); российские инвесторы − государство (федеральный и муниципальный бюджет), частные корпорации, действующий и новый бизнес. Большое значение г-н Пластинин придает государственно-частному партнерству, результатом деятельности которого становятся приоритетные инвестиционные проекты. Эту форму он предлагает использовать и в проектах по строительству дорог. Но здесь возникает еще одна проблема: как найти правильные пропорции между вкладами партнеров? В одной известной притче говорится о торговце, который на рынке продавал колбасу дороже, чем другие; объясняя, почему у его продукта такая высокая цена, он сказал, что в конско-рябчиковой колбасе, которой он торгует, 50% конины, а 50% − мяса рябчика, а рябчик дорогой, вот и колбаса дорогая. А по настойчивым требованиям покупателя уточнил пропорции: в колбасе мясо одной лошади и одного рябчика. Сегодня государственно-частное партнерство работает по схожему принципу. Поэтому вопрос о пропорциональном вкладе партнеров государственно-частного партнерства требует доработки.

Как же снять барьеры, мешающие притоку инвестиций, как решить проблемы, связанные с расчетной лесосекой и лесными дорогами? Сегодня в России заготавливается древесины в два раза меньше, чем это возможно, и во многом виной тому − дороги, вернее, их отсутствие или ненадлежащее качество.

Ректор Всероссийского института повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства Анатолий Петров в качестве причины низкой инвестиционной привлекательности лесного сектора Архангельской области указал низкий уровень его капитализации, в основе которой лежат положения, которые были приняты еще в советской экономике. Сегодня лесные таксы ничем не отличаются от тех, что были в СССР. Однако тогда ресурсы не покупались, они распределялись. Г-н Петров предложил для рыночных условий, в которых мы живем сейчас, «новую экономическую организацию».

Она включает в себя четыре основных постулата: 1) лесной доход делится между субъектами лесных отношений в зависимости от их планов и систем управления лесных секторов; 2) вводится понятие «древесина на корню» (это природный ресурс, который является составляющей деревообработки и должен иметь свою цену); 3) ведение лесного хозяйства является предпринимательством (а не обременением); 4) органы власти субъектов Федерации, т. е. наемные администраторы, должны получать вознаграждение. Далее необходимо подсчитать доход от всех действий − начиная от заготовки и заканчивая выходом готовой продукции − «это будет пирогом в лесном секторе». Делить его необходимо осторожно: гарантированную долю должен получить собственник − Федерация − в форме налога (часть цены древесины на корню), который будет поступать в федеральный бюджет, изыматься через налоговые органы, определяться по факту заготовки и дифференцироваться по разным параметрам. Работая по этой схеме, наше государство может решить проблему устранения барьера на пути вхождения в ВТО, а именно: пошлины на ввоз древесины. Применяя «новую экономическую организацию», г-н Петров предлагает повысить лесной налог на экспортный крупный лесоматериал. На предложение организовать экспериментальную площадку для отработки концепции новой экономической организации в Архангельской области губернатор Илья Михальчук откликнулся положительно.

Ведущий специалист по лесному хозяйству ОАО «Группа „Илим“» Илья Вервейко указал на факторы, препятствующие применению интенсивной модели лесопользования в Российской Федерации и связанные с недостатками существующей нормативной базы лесопользования. Это недостатки технологического характера, для устранения которых надо внести изменения в действующие правила рубки, правила ухода за лесами и правила лесовосстановления, а также недостатки концептуальные, среди которых − отсутствие системы лесохозяйственных мероприятий и слабое экономическое обоснование последних, отсутствие дифференциации параметров лесопользования в зависимости от целей лесовыращивания, регламентирование процесса, а не результата проводимых лесохозяйственных мероприятий. Для того чтобы исправить эти концептуальные недостатки, предложено сделать серьезные изменения в нормативной базе следующим образом. Предоставить лесоперерабатывающим предприятиям возможность организации и эксплуатации инновационных лесных хозяйств, под которыми понимается лесной участок, на территории которого действует экономически обоснованная система ведения лесного хозяйства, устойчиво обеспечивающая лесоперерабатывающие предприятия древесным сырьем, необходимой породной и сортиментной структурой как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе при соблюдении принципов неистощительного и непрерывного лесопользования. Организация таких инновационных хозяйств позволит создать своеобразные полигоны, где будет проводиться отработка самых современных технологий ведения лесного хозяйства.

От имени «Группы „Илим“» г-н Вервейко выразил готовность создать такое инновационное лесное хозяйство на базе филиала компании в г. Коряжме Архангельской области и предложил губернатору области Михальчуку включить создание такого инновационного лесного хозяйства в программу развития лесного хозяйства области. В заключение Илья Вервейко отметил, что в последнее время со стороны Рослесхоза предпринимаются активные шаги в отношении сертификации лесного хозяйства. В январе 2011 года «Группой „Илим“» создана специальная рабочая группа, по итогам деятельности которой будет сформирован пакет поправок в нормативную базу лесопользования, что позволит дать импульс активному внедрению интенсивной модели ведения лесного хозяйства. В ответ глава Рослесхоза Виктор Масляков предложил провести на эту тему рабочее совещание в Санкт-Петербурге и призвал руководителей лесной промышленности активно участвовать в решении вопросов сертификации в лесной отрасли.

Шла речь на форуме и о совершенствовании Лесного кодекса, на недостатки которого неоднократно указывали многие специалисты, отмечая, в частности, что действующее лесное законодательство основано на системе лесопользования, при которой лес фактически используется как невозобновляемый природный ресурс. «Нормы лесного кодекса не стимулируют должного и бережного ведения лесного хозяйства и воспроизводства лесов. Кодекс возлагает на арендаторов обязанности по выполнению лесохозяйственных мероприятий, но при этом не определяет, в каком объеме эти мероприятия должны проводиться, и не предусматривает должных мер контроля, четкой ответственности лесопользователя за непроведение или недостаточное проведение лесохозяйственных мероприятий», − отметил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов Николай Львов. Он указал на необходимость внести в Лесной кодекс положение, препятствующее осуществлению истощительного лесопользования. «Большим недостатком лесного законодательства является то, что, по сути, не учитываются региональные особенности ведения лесного хозяйства, − подчеркнул г-н Львов. − Наша страна огромна, и ее отдельные территории в значительной степени различаются по природно-экологическим, социально-экономическим и другим условиям жизни и хозяйства. Стоит рассмотреть вопрос о возможности упрощенного использования лесных ресурсов для собственных нужд населения, проживающего на этих территориях». В условиях рыночной экономики организация рационального использования охраны, защиты и воспроизводства лесов является стратегически важной задачей. Хочется надеяться, что предложения, прозвучавшие с трибуны Архангельского Международного лесного форума, внесут свой вклад в решение этой задачи. Закрывая форум, в своем заключительном слове губернатор Архангельской области Илья Михальчук предложил включить форум в план постоянных мероприятий Федерального агентства лесного хозяйства и превратить его в площадку для встреч лесопромышленников, представителей науки, российских и зарубежных инвесторов.

Елена ШУМЕЙКО