Партнеры журнала:

Развитие

«АВА компани». Деньги, растущие в лесу, или эстетика производства

Хорошо организованное современное производство приносит (кроме практической пользы) еще и эстетическое удовольствие. В этом мы смогли еще раз убедиться, побывав на заводе «АВА компани», открытом в прошлом году в Омске. Любезно пригласил нас генеральный директор Акоп Мхитарян.

Предприятие имеет сырьевое обеспечение в более чем 9,5 млн м3, имеет два филиала в Седельниковском районе (с. Кейзес) и Тарском (с. Атак). Филиалы обеспечивают лесозаготовку и первичную переработку древесины. Расположение филиалов и нижних складов логически распределено на основных автомагистралях области с асфальтовым покрытием (от 30 до 60 км).

Общая мощность собственной лесозаготовки предприятия составляет более 250 тыс. м3 в год. Предприятие является основным российским производителем, специализирующимся в обработке древесины лиственных пород, и первым российским предприятием, являющимся членом Американской ассоциации лесопереработчиков лиственных пород (NHLA).

Основное производство находится в 20 минутах езды от центра города и представляет собой большую огороженную территорию, на которой расположены все цеха, обеспечивающие  производственный цикл, и офисная часть.

С нее мы и начали нашу экскурсию. Спокойная, доброжелательная, но в то же время деловая обстановка, царящая в офисе, очень располагает к эффективной работе. Хочется как-то влиться в этот коллектив, состоящий из профессиональных, уверенных в себе и в своем деле людей. Или, по крайней мере, поближе с ним познакомиться. Что мы по возможности и сделали.

Как все устроено? Правильно!

Устройство производства продумано и просчитано до мелочей. Приемка осуществляется не по гостовским требованиям, а по требованиям производства, которые несколько жестче и разработаны с учетом именно этого производства. После того как пиловочник промаркирован, он подается в цеха. Технологическая линия продумана таким образом, что каждый сортимент имеет индивидуальную схему раскроя. Пиловочник имеет различный диаметр, поэтому каждый сортимент раскраивается индивидуально - такую возможность дает оборудование. Для тонкомерного сырья, например, применяется схема с выпиливанием двухкантного бруса. Весь технологический процесс подобран оптимально путем долгой тщательной проверки каждого цикла и направлен на то, чтобы увеличить полезный выход материала из пиловочника.

После распиловки проводится сортировка сырого пиломатериала в цехе. Сначала, как рассказал нам главный технолог «АВА компани» Сергей Олонцев, сортировали высушенный материал, но это оказалось экономически неоправданно. Сейчас материал, требующий разного подхода к сушке, распределяется по разным сушильным камерам, таким образом, сортовой выход материала известен уже сразу после распила, что позволяет планировать производство заранее.

Следующий этап - сушка. На территории завода установлены 12 сушильных камер австрийской фирмы Muehlboeck. Единовременная загрузка - 1200 м3. Изначально цикл сушки был рассчитан на 17 дней, сейчас он сокращен до 10-12 дней. На сегодняшний день качество сушки удивляет даже искушенных специалистов. Процесс автоматизирован максимально, весь сушильный комплекс обслуживают два человека. Материалы, которые предназначены для дальнейшей обработки поступают на участок строгания и оптимизации.

В планах - приобретение оборудования, которое позволить из полуфабрикатов производить конечный продукт, например, перила, балясины, оконный брусок, детали для мебельного производства, например, для кухонных фасадов и т.д. Эта продукция пользуется большим спросом у иностранных производителей мебели, в основном европейских. Низкосортный материал для внутреннего рынка используются впоследствии для тарного производства  - изготовления поддонов, вагонный реквизит и т.д

Оборудование

О сушильных камерах мы уже говорили. Весь ленточнопильный цех оборудован станками EWD по их же проекту.

Станки были модифицированы под обработку березы, и на них можно поворачивать сортимент как угодно, для того чтобы выпилить доску нужного размера. Многопильные станки позволяют  изготавливать различные сечения - достаточно просто сменить программу.

Цех мебельного щита - оборудование от Weinig, безусловного мирового лидера в деревообработке. На участке оптимизации установлены соответствующие линии PAUL.

Есть, разумеется, и свой заточный участок, оборудованный станками от «Фольмер». Здесь обслуживается весь инструмент, который используется на производстве: дисковые, рамные пилы, ленточные пилы и фрезерные головки для четырехсторонних станков. Замена дисковых пил происходит не реже одного раза в три дня, да и остальной инструмент необходимо поддерживать в рабочем состоянии, поэтому участок - востребован! В каждой смене - пять человек, и этого достаточно за счет высокого уровня автоматизации.

Отходы поступают в котельную, которая отапливает производство и сушильное хозяйство. Местные хозяйства охотно забирают опилки и мелкую стружку для своих нужд.

Что планируется?

В планах - открытие цеха по производству паркета (производитель оборудования уже выбран). А в первом квартале следующего года начнет работу цех термообработки.

Это позволит расширить ассортимент выпускаемой продукции, ведь, как известно, в результате физико-химических процессов, которые происходят при термообработке, древесина существенно меняет свои потребительские свойства: существенно меньше подвергается гниению, становится более твердой, повышаются теплоизоляционные свойства. Древесина приобретает очень красивый коричневый цвет.

Такая древесина может использоваться не только в доме, но и на улице, поскольку не «садится» и не изменяется под действием влажности. Планируется расширение парка оборудования для получения новых продуктов, а также оптимизация расхода сырья и переработки средних и низких сортов древесины.

Как устроен бизнес?

В принципе все очень просто. Купили хорошее оборудование, удачно выбрали сырье, ответственно подошли к набору сотрудников. В чем же секрет успешности, в чем изюминка предприятия? Об этом мы говорили с заместителем финансового директора Андреем Фиалковским. И начали - с сырья.

«Мы не изобрели ничего нового, - сказал Андрей Михайлович, - только лишь реализовали идею полной комплексной переработки, начиная с заготовки леса и заканчивая готовыми изделиями.

По сути, четыре разных бизнеса (заготовка, перевозка, переработка и продажа) объединены в единое целое.

По такому принципу работает много крупных деревообрабатывающих предприятий в России. Лесозаготовка - бизнес сезонный и, стало быть, капиталоемкий. Для того чтобы производство было постоянно и равномерно загружено, необходимо к весне иметь запасы сырья на три-шесть месяцев вперед. Конечно, если есть своя лесозаготовка, сделать такие запасы проще».

Не все так просто

Но и тут не все так просто. Как известно, одна из основных проблем лесозаготовителя - инфраструктура, а точнее дороги. Не будет дорог, не будет вывезен заготовленный лес. Для этого нужна тяжелая техника и люди.

«АВА компани» начала строить зимнюю дорогу еще весной. При этом содержание дорог, разумеется, ложится на бюджет компании.

Участие государства в этом вопросе нулевое, бизнесмен получает от государства лесной участок в аренду, платит в казну соответствующие деньги - и на этом этапе государство отходит в сторону, оставляя за собой лишь надзорные функции

Однако открытие заготовительного и деревообрабатывающего производства - это создание дополнительных рабочих мест, это дополнительные налоги, экология, наконец. Ведь у дерева, как у каждого живого существа, есть свой возраст. Береза, которую заготавливает «АВА компани», пребывает в преклонном возрасте, на границе спелой и перестойной древесины. И если ее не спилить в это время, сгниет на корню. Так что вроде бы государство должно быть заинтересовано в таких предприятиях. По нашему мнению, заинтересованность государства могла бы быть выше

Однако - сырье

Но мы остановились на сырье. То, что использует «АВА компани», позволяет производить изделия промышленного уровня, которые доселе в России не производились.

По оценкам экспертов, запас хвойной древесины в стране уже достаточно истощен. Россия - страна с богатыми лесными ресурсами. Это так. Однако насколько доступны эти ресурсы? Иногда промышленная древесина находится в таких местах, где ее заготовка просто экономически невыгодна. Получается, что хвойная древесина становится малодоступна.

Что касается березы, то она растет в любом регионе, однако отличается по качеству, которое зависит от местного климата. Чем больше перепады температур, тем выше качество древесины. В Омской области древесина плотная, хорошего качества, и продукция, которая из нее получается, также отличается высоким качеством.

«Благодарная древесина»

«АВА компани» использует в производстве и «красную» березу, называемую так из-за своего необычного цвета. А вот и изюминка «АВА компани» - это единственное предприятие в стране, ориентированное на полномасштабную переработку березы. Кроме той березы, которую компания заготавливает самостоятельно, ведется еще и дополнительная закупка ее по области.

«Мы не придумали новый продукт, - добавляет Андрей Фиалковский. - Березовый паркет был всегда, так же как и мебельные щиты, чистовые мебельные заготовки и прочее. С березой нужно уметь работать. Это капризный материал. Поэтому организация лесопиления и сушильного хозяйства обошлась компании в достаточно крупную сумму. Такие вложения могут себе позволить не многие.

Мы сушим березу в промышленных масштабах, этого пока никто в России не делает.

Все производство оснащено самым лучшим оборудованием. Сушильные камеры - Muehlboeck, ленточнопильное оборудование - EWD, строгальное оборудование - Weinig. Это дорого, но сейчас это окупается.

Высокопроизводительное оборудование позволяет максимально полно использовать сырье и выбирать все полезное, что есть в древесине. Поэтому и полезной выход березовых пиломатериалов на нашем предприятии - 60% против обычных 45-50%. И это не предел. Можно сказать, что здесь, на производстве «АВА компани», мы попросту раскрыли возможности березы. Если береза правильно подготовлена, то работать с ней дальше - одно удовольствие.

Она прекрасно фрезеруется, имеет очень мало сколов,  ровно тонируется под любую другую породу. Грамотно высушенная береза не коробится,  ни в процессе последующей эксплуатации и в процессе обработки. Это благодарная древесина. Одно из конкурентных преимуществ березы - долговечность материала, ведь береза по плотности практически не уступает дубу. Если мы говорим о мебельном каркасе, то тут береза - вне конкуренции. Каркас из хвои значительно уступает березовому по прочности. Важен и показатель экологической чистоты.

Омские леса - реликтовые, нехоженые, раньше березу здесь в промышленных масштабах не заготавливали. Для нашего потребителя важно, что, покупая наши полуфабрикаты, он может без дополнительной обработки пускать заготовки в дальнейшее производство. Они четко калиброваны по длине, ширине, толщине и полностью готовы к работе. Для потребителя это значительная экономия.

 У нас, на основе требований покупателей, были сформулированы собственные требования к продукции (дефекты обработки, качество склейки, соблюдение геометрии, естественные пороки), достаточно жесткие, предполагающие качество выше рыночного.

Еще могу добавить, что наше производство готово принимать любые заказы. У нас прекрасно налажена логистика, даже есть своя железнодорожная ветка, это дает возможность отгрузки продукции на большие расстояния.

«АВА компани» - одна из немногих в России, кто проводит сертификацию лесов. Российскому потребителю это ни о чем не говорит. Но западный покупатель обращает внимание на то, правильно была заготовлена древесина или неправильно, не был ли нанесен лесу экологический ущерб при заготовке, не затронуты ли при заготовке интересы местных жителей, не пострадали ли косвенно люди при заготовке.

И, конечно, вполне заслуженно омская береза может претендовать на эксклюзивность. Это на сегодня малораспространенный материал, очень сложный в первичной обработке, но на выходе имеющий прекрасное качество». Вот по таким принципам построен бизнес в компании, а результат - ухоженные, чистые цеха с современным высокотехнологичным оборудованием, высокой культурой производства, отличного качества продукцией и интересными перспективами развития.

Регина БУДАРИНА

 

ЛесПромИнформ №1 (107), 2015 г. «АВА компани». Русскую березу знают во всем мире

ЛесПромИнформ №3 (61), 2009 г. «АВА Компани»: открытие русской березы

ЛесПромИнформ №7 (56), 2008 г. Русская береза: мода возвращается