Деревообработка

Русская береза: мода возвращается

Русские мастера с незапамятных времен использовали для изготовления напольных покрытий и мебели светлые породы древесины. Они приятно радовали глаз в долгие зимние вечера своим солнечным золотистым цветом. Нарядная мебель из этих светлых древесных пород была основной частью обстановки домов состоятельных владельцев. Широкое использование в наборной мебели, а также и в наборном паркете, различных разновидностей березы, придавало русскому маркетри особую светлую тональность, впечатление парадности в подаче материала.







Обычно в качестве фона для наборных композиций использовали самые светлые сорта березы белой и волнистой, зачастую обогащенные гравировкой. Применение светлого дерева было связано и с изменением вкуса в сторону более уютных и менее формальных интерьеров, которые требовали естественных натуральных цветовых сочетаний в отделке дома. Березовый паркет создавал освежающую атмосферу дышащего и всегда солнечного пространства, а его светлый колорит придавал помещениям простор и свежесть. Очередной всплеск моды на отделку мебели березой приходится на рубеж XIX–XX веков и первое десятилетие XX столетия. Это связано с новым направлением в архитектуре и искусстве оформления интерьеров – ретроспективизмом – возвратом к прошлому, идеализацией дворянского быта «золотого века». В это время петербургские архитекторы создают по своим рисункам целые ансамбли неоампирной обстановки, фанерованные березой и тополем. Неоклассицизм становится стилем самых престижных районов Петербурга.

Если же обратиться к не столь давним временам, то достаточно вспомнить, что в советское время полы в новых квартирах были сделаны из березы и служили своим хозяевам верой и правдой много лет, даже учитывая то, что эти полы выполнялись из отходного материала. Потом об этом надолго забыли, и передовые позиции в отделке заняли дуб и бук, периодически уступая первенство разнообразным экзотам. Сейчас мода на березу возвращается вновь, но на сей раз приходит к нам из Европы. Европейцы охотно используют березу в интерьере дома, более того, считают ее самым экологически чистым деревом. Как ни парадоксально, в России создано искусственное, но стойкое предубеждение, что береза для обустройства дома непригодна – такая у нее не строительная репутация. Так что символ России в самой России пока популярности не имеет. Тем не менее, новая тенденция существует и уверенно завоевывает позиции на российском рынке. Конечно, не всякая береза годна к использованию в строительстве и производстве. Однако в нашей стране имеется пять климатических зон, и в каждой зоне свои особенности древесины. Их просто нужно заново открыть.

Таким первооткрывателем стала фирма «АВА компани». Уловив современные тенденции, «АВА компани» открыла в ноябре 2007 года в Омской области новое производство. Идея о подобном проекте пришла несколько лет назад к собственникам компании «Тройка Диалог», и после тщательных расчетов было начато строительство и запущено производство. Через 4 месяца после открытия, в феврале 2008 года, пошли первые поставки готовой продукции. Новая марка получила название «Русская береза» (Russian Birch), и основная часть продукции пока идет на экспорт.

Почему для размещения производства была выбрана именно Омская область, где леса занимают сравнительно небольшую территорию, в основном на границе с Томской и Новосибирской областями? Все объясняется продуманным выбором сырья. Для того чтобы найти дерево с идеальными для производства данными, «АВА Компани» понадобилось провести трехлетние серьезные исследования. Разновидность березы, которая растет в области, отличается от классической более светлым оттенком древесины и ее крепостью. Для сравнения: у дуба крепость – 640 МПа, а у этой березы – 620 МПа. Этот показатель возникает за счет особенностей климатической зоны, для которой характерен резко континентальный климат – летом очень жарко, зимой очень холодно. Поэтому годовые кольца формируются плотно, это и придает древесине дополнительную крепость. Кроме того, у этой разновидности березы отсутствует так называемое ложное ядро, а уникально мягкие светлые оттенки древесины дают большие возможности для применения этого дерева в производстве разных видов продукции: от окон и дверей до напольных покрытий. Климат и преимущественно песочный грунт лесных массивов, а также преобладание неболотистых местностей обусловливают практическое отсутствие нездорового ядра, сучков и иных дефектов, свойственных березе в других областях России.

Сегодня у «АВА Компани» есть реальный шанс стать эксклюзивным поставщиком березы не только на экспорт, но и по всей России. Для этого есть и глубокая переработка древесины, и большие объемы производства. Высокое качество природного сырья и современное производство вкупе дают уникальный конечный продукт. А за счет применения современных технологий и специального обучения работников достигается максимальное использование материала.

«Мы планируем продавать в России нашу продукцию. И уже сейчас чувствуем к ней интерес. Российский покупательный потенциал оценивается нами высоко. Тем не менее 70% продукции пока уходит на экспорт и лишь 30 % остается в России, – сказал в своем интервью генеральный директор «АВА Компани» Акоп Мхитарян. – Но ситуация обязательно изменится, поскольку европейская мода всегда приходит в Россию с опозданием».

Сейчас на производстве выпускаются паркет, погонажные изделия, мебельные щиты. Вся продукция износоустойчива, хорошо обрабатывается, а главное – это экологически чистые изделия, не выделяющие продуктов распада химических соединений. Производство постоянно модернизируется, в ближайшем будущем планируется включить в производственный цикл термообработку, а это значительно расширит сегмент применения березы, сделав возможным ее использование не только внутри, но и снаружи дома. И наконец, продукция под торговой маркой «Русская береза» прекрасно вписывается в программу доступного жилья, сочетая в себе демократичную стоимость, высокое качество и неповторимый национальный стиль. 
Регина БУДАРИНА

ЛесПромИнформ №1 (107), 2015 г. «АВА компани». Русскую березу знают во всем мире

ЛесПромИнформ №3 (61), 2009 г. «АВА Компани»: открытие русской березы

ЛесПромИнформ №9 (58), 2008 г. «АВА компани». Деньги, растущие в лесу, или эстетика производства