Лес возит не машина, а дорога
В ЗАО «Загрос» очень правильная рабочая атмосфера. От здешних сотрудников нельзя услышать жалобы на недружелюбие властей, неудобное законодательство или плохую погоду. А разговоры о планах на будущее выдержаны в духе уверенного оптимизма: все обязательно получится. Как это обычно и бывает, тон всему задает генеральный директор предприятия Сергей Рожков.
- Есть такое расхожее выражение: «Лес - дело темное». Его любят приписывать Петру Первому. Возможно, в этом есть своя правда. Но темным лес может быть только для тех, кто в нем никогда не работал. Мне, сыну потомственного работника леспромхоза (отец отдал лесу всю жизнь кроме фронтовых лет), лес близок и понятен.
Знаете, как эта сфера затягивает! Взяли в аренду леса - значит, нужно осваивать расчетную лесосеку. Активизировали лесозаготовку - нужно увеличивать мощности по переработке древесины. Купили высокопроизводительную линию - нужно обеспечить ее сырьем. А для этого опятьтаки приходится брать в аренду новые лесные территории...
Да, лесное хозяйство - это оченьочень большой труд. Аренда предполагает не только рубку леса, но и пожарную охрану, посадки (а они у нас только в этом году составят 120 га), строительство дорог. Сил и средств на это уходит много, а деньги на березках, увы, не растут. Тем не менее я уверен: будущее российских лесов за порядочными арендаторами.
- Лесозаготовителей в области немного. Сильно сократил их количество финансовый кризис: из 300 арендаторов осталось только 55. По большому счету сырье покупать не у кого. Либо приходится иметь дело с лесозаготовителями из северных районов, откуда перевозить древесину экономически невыгодно. Именно поэтому наш инвестиционный проект основан на идее серьезного увеличения арендуемых территорий.
Сейчас наладить лесозаготовку с нуля почти невозможно. Сделаем простой расчет для начинающего лесопромышленника. Стоимость участка с возможностью ежегодной заготовки в пределах 50 тыс. м3 - минимум 3,5-5 млн руб. (а если на торгах найдутся соперники или рейдеры, то эта сумма может возрасти в разы). При этом, заметьте, стоимость аренды оплачивается не после освоения участка, а на начальном этапе. Дальше необходимо провести лесоустройство - это еще 2 млн руб. Потом придется нанять специалистов лесного хозяйства, которые сделают разметку всего участка, - это в пределах 1 млн руб. Прежде чем приступать к лесозаготовкам, нужно сделать если не дороги, то хотя бы подъезды. Это 3-5 млн руб. Потом нужно озаботиться механизацией заготовки. Простейшая харвестерная группа стоит 16 млн руб. Дальше - машины для вывозки леса. Арендовать их рискованно и нерационально, лучше купить, потратив не меньше 5 млн руб. А если говорить о переработке, то расходы вырастут в разы. На отечественные станки рассчитывать не приходится - продукция такого качества сейчас просто не найдет сбыта. Импортная же пилорама обойдется минимум в
30 млн руб. Много ли найдется людей или предприятий, способных позволить себе такие инвестиции?
- В 2007-2008 годах в Тюменской области действовала программа поддержки строительства лесных дорог. В соответствии с ней региональный бюджет компенсировал 70% затрат на построенные лесопользователями дороги. Мы активно включились в эту программу: за два года построили больше 30 км лесных дорог и получили около 33 млн руб. компенсации. Основной рывок был сделан именно тогда. Примечательно, что больше никто из арендаторов региона не воспользовался этой возможностью: комуто и эти затраты показались слишком большими, а ктото хотел выждать и посмотреть, насколько успешным окажется наш опыт. Но потом грянул кризис, и программу пришлось закрыть.
Тем не менее мы и сейчас каждый год тратим на строительство лесных дорог до 30 млн руб. Это много, но необходимо. Мы руководствуемся принципом: лес возит не машина, а дорога.
- Ежегодно нам компенсируются из областного бюджета две трети ставки Центробанка по кредитам на покупку оборудования. Это намного удешевляет кредит. И вообще, я бы никогда не пустился в столь масштабную покупку оборудования, если бы не было серьезной поддержки правительства Тюменской области и губернатора Владимира Якушева. Откровенно скажу: с властями нам повезло.
- А нам этого не нужно. Весь пиломатериал «Загроса» продается в пределах даже не России, а региона - в Тюменской области и ХантыМансийском округе. И спрос значительно превышает наш объем производства. Полагаю, что даже после реализации инвестпроекта и выхода на полную мощность наше предприятие пока не сможет удовлетворить потребности местного рынка в полной мере.
К тому же не надо забывать, что мы ведь находимся в середине России. До любой границы далеко, а с транспортной составляющей стоимость наших пиломатериалов окажется выше, чем у аналогичных предприятий, скажем, СевероЗападного округа.
- На услугах посредников. С самого начала развития деревообработки мы решили полностью отказаться от общения с дилерами. Экономим на этом очень ощутимо. Оказалось, что избегать посредников и приобретать оборудование напрямую у производителей совсем несложно. Благо, «железного занавеса» сейчас нет, а коммуникационные технологии позволяют легко общаться с партнерами из Китая, Америки, Европы. Вот недавно мы получили купленные в Финляндии котельные, они проходили таможенное оформление прямо на территории завода, в специально обустроенной для этого таможенной зоне.
- По большому счету у нас нет столярного производства. У нас есть цех выпуска нестандартных изделий, номенклатура которого - больше
500 наименований. В нее входят как стол, так и слуховое окно нестандартных размеров. К развитию столярного производства мы, конечно, вернемся, но после того, как решим самые насущные вопросы: поставим автоматическую линию сортировки пиломатериалов, увеличим количество сушильных камер. Тогда будем просто обязаны приступить к массовому выпуску дверей, окон и так далее.
Вот видите, это еще один пример того, как затягивает деревообрабатывающее производство, - новые сферы приложения сил постоянно возникают сами, даже ничего придумывать не надо.
- Установка завода по производству пеллет действительно представляется самым рациональным выходом для переработки щепы и опилок. Мы даже просчитали, что его производительность должна быть на уровне 4,5 т в час. При круглосуточной работе его мощность составит 90 тыс. т пеллет в год. Дальше нужно задуматься над реализацией этой идеи. Тут есть определенные сложности. Внутри страны пока нет оживленного спроса на пеллеты. Значит, если мы начнем их выпускать, встанет вопрос реализации на Запад. Но там сегодня востребованы преимущественно белые пеллеты. У нас же получаются серые - с присутствием коры и других примесей, потому что мы не делаем окорку пиловочника. Серые пеллеты европейские потребители не примут по той цене, по какой нам хотелось бы. А если вспомнить о нашем неудобном для экспорта географическом расположении, то пеллетное производство представляется нерентабельным. Выходит, нам надо будет поставить окорочное оборудование, затратив определенные средства.
В общем, сейчас мы в стадии обдумывания и просчитывания. Уверен, в конечном итоге у «Загроса» будет пеллетный завод. Кстати, такую вероятность мы имели в виду и при покупке котельных - все они могут работать как на щепе, так и на пеллетах.
- Приходится поддерживать высокую планку зарплаты. В привлечении молодых специалистов делаем ставку на детей наших работников, оплачивая их обучение в вузах и гарантируя работу на предприятии после выпуска. Преемственность поколений - главный залог успеха.
Конечно, приходится учитывать, что молодежь не стремится вернуться из мегаполисов в Заводоуковск, но всетаки есть и положительные примеры. Сейчас у нас работает довольно много молодых людей. Выпускникам строительных или лесопромышленных учебных заведений я стараюсь не отказывать никогда. Желание работать по специальности надо поощрять.
В то же время в «Загросе» немало старых, опытных кадров - людей, проработавших здесь по 25 лет. Да я и сам из них. Благодаря спайке опыта и молодости нам все удается. Я считаю, мы на правильном пути.
Беседовала Евгения ЧАБАК